Никто не работает

Почему продавцы стараются закрыть свою лавочку пораньше?

Нередко бывает так: освобождаешься с работы, бежишь в магазин, чтобы успеть купить что-нибудь нужное - платье на пятничную вечеринку, известку для потолков или краску для волос. Кажется, у меня еще целых полчаса до закрытия - все успею. Приезжаешь, а в магазинах уже тушат свет. Знакомая ситуация? Почему же в Иркутске магазины и рынки закрываются раньше указанного в расписании времени? И не на пять минут, а на 20, 30, а то и 40? На кого рассчитано время работы таких магазинов, если все работающее население освобождается тогда, когда они уже закрыты? Заняться этой темой корреспондента "Пятницы" побудил личный опыт и жалобы читателей.

Жалобы

Недавно жительница микрорайона Юбилейного Юлия Ильинична позвонила к нам в редакцию, чтобы пожаловаться на рынок стройматериалов "Фортуна":

- Я работаю в районе танка, - рассказала иркутянка. - Рабочий день у меня заканчивается в 18 часов. Сейчас делаю ремонт в квартире, и мне нужно было выбрать краску для стен. Поехала на "Фортуну", зная, что там большой выбор и работают до 19.00. Думала, за полчаса доберусь, полчаса на покупку хватит, но не тут-то было!

Когда Юлия Ильинична приехала на "Фортуну", то большинство павильонов уже были закрыты, несмотря на то что до окончания работы рынка оставалось еще целых полчаса!

- Туда-сюда пробегала, двери передо мной закрывались. Занервничала. В итоге купила первое попавшееся и ушла.

На "Фортуну" жалуется не только Юлия Ильинична.

- Мы с женой поехали покупать вытяжку на кухню. Кое-как выкроили время! - рассказывает наш читатель Андрей Сидоренко. - Я забрал ее в шесть с работы, приехали и увидели, что почти все павильоны уже закрыты. Нашли вытяжку, посмотрели на нее через стекло: то, что нужно, и цена подходящая, но продавца не было. На часах - 18.40, на павильоне висело расписание, что точка работает с 10.00 до 19.00, но никого уже не было.

Наконец нашли павильон, где было открыто. Но молодой человек в нем, видимо, продавец, уже переодевался: на наших глазах он снял штаны, остался в трусах и надевал другие брюки. Попутно рассказывал о вытяжке. Но не продал - потому что "уже сдал кассу"!

Ради эксперимента мы отправились на "Фортуну" ближе к закрытию. Удивительно, но в 18.45 в залах уже гасили свет! Практически все павильоны уже позакрывались, продавцы расходились и выключали освещение.

- Я пришла с деньгами, хочу их потратить, но не могу! - возмущалась покупательница, которую мы встретили в пустых рядах. - У меня покупок тысяч на десять - дачу строим, а им, видимо, деньги не нужны! Раз все уже закрыто.

Тут из павильона показалась молодая девушка.

- Можно к вам? - ринулась покупательница к павильону с краской, гипсом, алебастром.

- Не видите, я закрыта! - грубо сказала девушка и зашла обратно.

Чем там так занята продавец, что не может обслужить покупателя, осталось загадкой.

Стоит отметить и продавцов торгового центра "Электрон". Читатели сообщали нам, что закрываться там начинают так же, за полчаса до указанного времени. Они опускают жалюзи на дверях наполовину, а сами находятся внутри - снимают выручку. Покупателям приходится наклоняться и спрашивать: можно войти или нельзя. Иногда им отвечают, а иногда просто ставят стул на входе, чтобы войти было невозможно и чтобы никто не докучал вопросами. Ссылки на расписание работы не действуют: "Мы оформляем деньги на инкассацию!" Это максимум, чем объяснят вам преждевременное закрытие. А чаще просто отвечают: "Не видите? Мы закрыты!"

"Выходите давайте!"

Жители Ново-Ленино жалуются на то, что в их районе все магазины работают до 19 часов. А пока из города до дома доедешь, все уже закрыто.

- Приехав с работы на автобусе в 18.45, я заскочила в магазин купить кое-чего, - рассказывает Нина Викторовна, проживающая на остановке "Подстанция". - Купила кое-что из продуктов, оставалось взять еще туалетная бумагу и стиральный порошок. Подошла к отделу бытовой химии - продавца нет. Подумала, что сейчас подойдет и обслужит, уже деньги приготовила и вдруг услышала: "Отдел закрыт! Выходите давайте!"

Нина Викторовна говорит, что была просто ошарашена и ничего не смогла ответить молодой продавщице.

- Ушла, и все. А ведь хотела купить большую пачку стирального порошка. Неужели им не нужны были 450 рублей? Больше я в этот отдел не хожу принципиально. Думаю, они не только меня отшили таким образом.

Не пускают

Зачастую иркутяне сталкиваются с тем, что за 15-20 минут до закрытия в магазины не запускают охранники. Особенно этим грешат магазины на улице Урицкого. Например, "Детский мир". Здесь охранники встают у дверей и только выпускают покупателей, но никого не впускают.

- Я однажды присмотрела там машинку на день рождения 5-летнему племяннику, - рассказывает Света Пархоменко. - Покупать в обеденный перерыв не стала, чтобы не тащить большую игрушку на работу, а потом в гости. Решила, что зайду вечером. Прибежала в 18.45, а меня не впускают! А ведь всего-то надо было отдать деньги и взять вещь, которая уже выбрана! Сколько нужно на это времени? Минуты три, не больше. Меня не впустили: охранник за дверью показал на табличку "Закрыто" и отвернулся.

Более цивилизованно относятся к покупателям в Торговом комплексе. Там даже делают объявление через систему оповещения: "Уважаемые покупатели, магазин закрывается, ждем вас завтра". Но они закрывают все выходы из огромного здания и оставляют лишь одну узенькую дверцу напротив Центрального рынка между баром и обычным выходом. Конечно, очень тяжело уследить за тем, чтобы никто не входил после закрытия, но и превращать в стадо "уважаемых покупателей" тоже необязательно.

"Никого нет"

Другую нашу читательницу Елену Карпотову очень поразил разговор двух продавщиц в торговом центре "Иркутский", по которому Елена ходила в поисках обновы.

- Зашла в павильон, рассматриваю одежду, - с возмущением вспоминает Елена. - Следом вошла продавец из соседнего павильона. "Ты когда закрываешь?" - спросила она коллегу. "Сейчас, видишь же, нет никого".

Елена Юрьевна говорит, что у нее от такой наглости перехватило дух. Ведь она была потенциальным покупателем, а продавцы говорили о ней как о пустом месте.

Елена спросила: "Я вам не мешаю работать?" На что получила ответ: "Нет, нет, я подожду".

- Нормально это? - недоумевает Елена. - Между прочим, одна юбка мне очень даже понравилась, но что-то покупать после такого в этом павильоне я не стала.

"Ушла на 15 минут"

А как вам объявления, которые часто пишут от руки и клеят на скотч наши продавцы? "Ушла на 15 минут". А когда ушла? Только что или 15 минут назад? Однажды мне пришлось ждать отлучившуюся на 15 минут даму целых 45 минут - я забыла на примерке в этом павильоне свой пакет с вещами.

Я ждала ее гораздо дольше, чем написано. "Не может быть!" - выпалила девушка и вернула мне мой пакет с покупками.

Есть объявления: "Продавец в соседнем павильоне". Или еще лучше: "Я в соседнем павильоне. Кричите: "Света!" Только у нас, наверное, покупатель больше заинтересован в покупке, чем продавец - в продаже.

Как пожаловаться?

Как добиться наказания для тех, кто закрывается раньше времени? Вот что советует Виктор Низовцев, начальник отдела защиты прав потребителей:

- Продавец, закрывший павильон или магазин раньше времени, ущемляет права покупателя, и мы должны добиваться их соблюдения. Нужно жаловаться! Например, к нам или в Роспотребнадзор. Если вам нужно в магазин, а он закрыт, хотя по времени еще должен работать, то:

1) найдите свидетелей;

2) составьте протокол в свободной форме;

3) свидетели должны оставить свои координаты и подписи на протоколе.

С этой бумагой идите в суд и требуйте возмещения материальных и моральных убытков. Если же продавец на месте, но говорит, что уже закрыто, - требуйте книгу жалоб! Там нужно написать, что вам необоснованно отказано в заключении договора о купле-продаже. Проще говоря: вам отказались продать товар. Если книгу жалоб не дают, жалуйтесь администрации рынков.

Время работы устанавливают хозяева магазинов, а значит, они должны работать по расписанию. А если продавец этого не делает, то его нужно наказывать!

Продавцам невыгодно

Специалисты говорят, что, скорее всего, такие безразличные к продажам продавцы - это люди, которые сидят на фиксированной оплате труда. Те же, кто получает проценты от продаж, относятся к своим покупателям более внимательно.

Штрафуем, но не помогает

Михаил Замаратский, директор по маркетингу предприятия "Чекотова П.А. "Фортуна":

- Мы эту проблему знаем и постоянно боремся с ней, - сообщил Михаил Николаевич. - Мы даже штрафы ввели за открытие позднее указанного времени и закрытие раньше положенного. Время открытия и закрытия павильонов рынка "Фортуна" четко прописано в договорах с арендаторами, и варьировать его в ущерб покупателям они не имеют права. Мы заинтересованы в том, чтобы арендатор работал по четкому расписанию. Ведь чем раньше он закрылся - тем меньше заработал, тем меньше гарантия того, что он заработает на арендную плату. Однако за прилавками стоят, как правило, не арендаторы, а продавцы, у которых свои проблемы и интересы: кому-то в детский сад за ребенком нужно успеть, другие гостей ждут, третьи просто устали, потому и закрываются павильоны раньше положенного на 20-30 минут, а то и раньше. Приедет хозяин, снимет выручку и уйдет, а продавец знает, что он уже не вернется, а значит, спокойно можно закрываться и уходить. А страдает в итоге покупатель. Администрация рынка завела журнал, по которому продавцы сдают павильоны на охрану не раньше 19 часов! Но и тут находятся лазейки: павильон закрывается, а под охрану его сдает приятельница из соседнего павильона. Взаимовыручка в этом смысле очень развита. А вообще-то никаких обедов, сандней, сончасов в павильоне быть не может. Это оговаривается в договоре. На уборку павильонов продавцам тоже отведено законное время. В понедельник, до 11 утра.

Если какой-либо из павильонов рынка "Фортуна" закрыт раньше времени, то вы имеете полное право пожаловаться на продавца. Для этого нужно обратиться в администрацию рынка. В итоге арендатора оштрафуют, и, если продавец на месте, вам продадут нужный товар.

Загрузка...