Собиратель городов

Сегодня в "Политической "Пятнице" человек, который в 30 с небольшим лет сделал стремительную карьеру в бизнесе и политике

Бизнесмен и один из лидеров Иркутского отделения "Союза правых сил" Алексей Козьмин на последних выборах мэра Иркутска в 2005 году неожиданно для многих занял третье место, став в короткий срок довольно известным в городе политиком. По мнению наблюдателей, большую роль в этом сыграла талантливо разыгранная карта создания города-миллионника - агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов. И хотя Козьмин всегда подчеркивал, что изначально идея создания агломерации принадлежала не ему (одним из первых ее озвучил профессор БГУЭП Михаил Рачков еще в 80-х годах), политическое чутье позволило ему в нужное время и в нужном месте возродить проект, на который теперь возлагаются колоссальные надежды, а самого Алексея Павловича сделало президентом Фонда регионального развития - "фабрики агломерации".

Кадры решают все

Нет никаких сомнений, что первый вопрос, который задаст любой здравомыслящий человек Алексею Козьмину, будет следующим: "Зачем нужна агломерация?" По мнению Алексея Павловича, у создателей агломерации три задачи: остановить отток населения из Иркутской области, привлечь федеральные средства для развития нашей территории и дать жизнь новым проектам, без которых наши города гаснут на глазах.

Козьмин с горечью говорит о том, что потеря населения - одна из главных проблем Иркутской области. Каждый год из Иркутска в крупные города - и на запад, и на восток - уезжают жить и работать по пять тысяч человек! В Москве активно развиваются компании, которые профессионально переманивают молодых специалистов.

- Я знаю многих людей, у которых в Иркутске есть хорошая работа и зарплата, но они переезжают в Новосибирск, - говорит Козьмин. - Потому что в нем намного удобней жить. Самое главное - мы должны понимать, что уезжают не те, кто ничего не умеет делать, а самые квалифицированные специалисты. Когда мы теряем население, то теряем шансы на развитие инновационной экономики. Значит, резко падают шансы на развитие системы образования. Как результат - у нас вряд ли появятся динамичные компании (а значит, будут падать и налоги в региональную казну, и будет вымываться кадровый ресурс). И мы превратимся в депрессивный регион.

- Алексей Павлович, неужели некое (пока формальное) слияние трех городов способно удержать человека от переезда в другой город, где ему предоставляют хорошее жилье и достойную заплату?

- А Иркутск должен не просто удержать население, а создать такие условия, чтобы специалисты хотели приехать к нам! Нужно сделать так, чтобы в нашем городе компании с мировым именем мечтали открыть свои представительства: желательно, чтобы они были высокотехнологичные и с вложением интеллектуального капитала. Когда в Иркутск потянутся такие компании, возникнет прослойка людей, которые будут получать большой доход и потреблять услуги высокого качества. Как снежный ком - в городе появятся компании, которые будут обслуживать таких клиентов. Вслед за ними возникает сектор качественных услуг. Потом эти услуги распространяются на средний класс... Так рождается новая городская среда.

- Проект агломерации для этого и существует?

- Грубо говоря, да. В этом и есть ее главный смысл: сделать среду для городской жизни комфортной, безопасной и недорогой. Сейчас идет битва за население, и в первую очередь за молодежь. Если она отсюда уедет, то мы "провалимся" уже через 15 лет: работать в Приангарье будет некому. А в Иркутске уже сегодня наблюдается серьезный кадровый дефицит.

Борьба за деньги из центра

Идея агломерации набирает обороты и во многих других городах: вслед за нами объединяться с соседними городами пожелали и Красноярск, и Новосибирск, и Владивосток. Раньше Иркутска подобным проектом занимались Самара и Тольятти, Екатеринбург с Верхней Пышмой, а также Вологда и Череповец.

- Началась конкурентная борьба между городами, - говорит Алексей Павлович. - Конкуренция идет за ресурсы федерального центра: как политические, так и финансовые. Есть и другая, более стратегическая конкуренция - за человеческий капитал. Иркутск в этой борьбе проиграть не имеет права.

Кроме того, у нас неплохие шансы: проект агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов уже обсуждается в правительстве РФ, идея поддержана Кремлем. А значит, есть надежда по полной программе воспользоваться и политическими, и денежными ресурсами центра.

- Сегодня губернатор Александр Тишанин считает идею агломерации одним из главных проектов развития области, - продолжает Козьмин. - Все материалы переданы в правительство РФ. Уже прошло несколько презентаций - и на БЭФе, и на выставке коммерческой недвижимости в Каннах. В Министерстве регионального развития прошел круглый стол по агломерациям. В мае проект иркутской агломерации будет в очередной раз представлен на федеральном уровне.

Неменеджеры из советских времен

- Алексей Павлович, вы руководите Фондом регионального развития - организацией, которая должна разработать агломерацию буквально в деталях. Вам лично весь этот проект выгоден как жителю нашего города или как бизнесмену?

- Хочу вспомнить пирамиду потребления Масслоу: внизу продукты повседневного потребления, а наверху - духовные ценности. Человек начинает заниматься нематериальными ценностями, когда в жизни у него все становится на свои места. Лично у меня в жизни все в порядке: не голодаю, машина и квартира есть. Мне, как иркутянину, важно, каким будет мой город. Не стыжусь сказать, что я - городской патриот. До сих пор отсюда не уехал, хотя меня неоднократно звали в разные города. Лично для меня важно, чтобы в конкурентной борьбе выигрывал именно мой город! Иркутску давно необходимо масштабное прорывное развитие. Я и правда хочу реализовать этот проект! Есть такие вещи, которыми люди занимаются не ради денег или политики, а для интереса. Понятно, что агломерация оказывает существенное влияние и на мою политическую деятельность... Но в этом проекте для меня главное не политика.

- Идея агломерации похожа на проект вертикали власти Путина: когда снизу ничего не получается, сверху создается властная структура, которая всем и руководит....

- Проблема здесь вот в чем. Во времена СССР развитие городской среды никогда не было в функциях руководителя города - он отвечал за тепло, свет, правопорядок. Самим же развитием городской среды никто не занимался: эту функцию выполняли Госплан и специальные проектные институты. Согласитесь, в советское время было бы бредом, чтобы Иркутск конкурировал с Красноярском за человеческий капитал.

- Кто же сегодня сможет развить городскую среду?

- Только менеджеры-управленцы. Сейчас без привлечения в руководство городов людей, которые разбираются в новой экономике, невозможно. Ангарский мэр Евгений Канухин пришел из бизнеса, он и к городу относится как к экономическому субъекту: постоянно повышает капитализацию города. И стоимость Ангарска растет на глазах!

- А вы случайно не занимаетесь гигантоманией?

- Здоровые амбиции нужны всегда. Большой проект необходимо разворачивать для того, чтобы его можно было представлять на общероссийском уровне и получить федеральные средства: как политические, так и финансовые. Говоря проще, нужен проект такого уровня и качества, чтобы он мог заинтересовать центр!

Наладить мосты

Козьмин считает, что сегодня между Иркутском, Ангарском и Шелеховом необходимо провести мосты в самых различных сферах.

В первую очередь, отладить транспортную ситуацию: если три года назад из Ангарска в Иркутск можно было доехать за полчаса, то теперь на это требуется не меньше часа - узкие места на дорогах стали как бутылочные горлышки. Необходимо создать такую систему, чтобы люди могли свободно перемещаться между тремя городами и для них не было разницы, где жить и работать.

Следующий шаг - переход на единые тарифы в телефонной связи и отмена межгорода. Проект реальный, сотовые операторы это уже сделали: с иркутского мобильного можно звонить хоть на сотовый, хоть на стационарный в Ангарск и Шелехов и не платить за межгород.

- Такие моменты создают единение, люди чувствуют себя жителями одного города, - говорит Алексей Павлович. - Комфортная жизнь уменьшает расходы. Нам нужно стремиться к единой коммунальной инфраструктуре. Водозаборы, теплосети, мусоропереработка, очистные сооружения - все должно быть единым.

- Неужели мэры объединяемых городов не могут самостоятельно договориться между собой обо всем этом, без команды сверху?

- Представьте себе, нет! По сути дела, именно мы в первый раз посадили мэров за обсуждение этих тем. Нашим трем городам нужны крупные проекты. И они уже есть! К примеру, Иркутскэнерго от ТЭЦ-10 в Ангарске уже ведет теплотрассу в Ново-Ленино, и наш город в скором времени получит еще один источник энергоснабжения. Мало того, вокруг этой трубы можно будет строить новые дома.

Козьмин предлагает не отмахиваться от локальных проблем каждого города: после объединения они станут общими. Например, в Ангарске стоит острая проблема с водозабором - в Иркутске очистные сооружения давно устарели, и Ангарск пьет воду после иркутян. И это проблема не только ангарчан, но и остальных городов, которые расположены вдоль Ангары.

Кто рулить будет?

- Но кто будет управлять агломерацией Иркутск-Ангарск-Шелехов?

- Орган, который будет управлять этой территорией, станет необходим, когда начнется реализация инфраструктурных проектов, - говорит Алексей Козьмин. - Например, делаем единый водозабор для Иркутска, Ангарска и Шелехова. Понятно, что муниципалитеты этих городов должны будут выделить под этот проект деньги, как и Иркутская область, и Федерация. Но кто должен управлять этим проектом нового водозабора? Кто будет нести за него ответственность? Конечно, руководящий агломерацией орган со временем будет сформирован. Но в мире предостаточно агломераций, которые не создавали единого правления. К примеру, Париж управляется советом муниципальных образований. Или Сан-Луис в США - эта агломерация включает в себя также два штата и управляется ассоциацией.

- Где вы в Иркутске собираетесь отыскать такое количество "великолепных управленцев" - не эшелонами ведь их завозить в наш город?

- Достаточно вернуть тех, кто уехал. Я бы не сказал, что этот проект только для управленцев. Рабочие на предприятиях, продавцы в киосках - им не все равно, что будет с нашим городом. Когда верхний и средний классы начинают тянуть за собой качество услуг, то меняется и низовая ситуация. Смотрите, появились супермаркеты, и теперь в них ходят люди самого разного социального положения. Зарплаты стали сбрасывать на карточки... Меняется городская среда, а это влияет и на самых простых жителей - меняется город, меняется и коммунальная сфера. Люди с деньгами более требовательны к коммунальным услугам: не все селятся в новостройках, кто-то покупает вторичное жилье. Появилась возможность менять управляющие компании. Те в свою очередь начинают реально конкурировать друг с другом: такая сдвижка влияет на все население. Важно, чтобы люди это понимали. Наши проекты не для избранных, а для всех.

- Какие самые страшные упреки вам приходилось принимать как главному инициатору создания агломерации?

- Есть обоснованная критика - и мы за нее только благодарны. Серьезный вопрос - при масштабном развитии агломерация станет центром притяжения и будет "высасывать" население с территории области. Понятно, что наиболее квалифицированная часть населения поедет из небольших городов в агломерацию. И поедут прежде всего из городов! Когда будут созданы рабочие места для низкоквалифицированной части населения, приедут и селяне. Мы оголяем территорию, и у нас вымирает население. Это плохо. Но с другой стороны, будем тянуть народ и из Улан-Удэ и Читы: мы будем вынуждены оголять те места, просто нет другого выхода. Есть и такая критика - нам говорят, что мы хотим вложить все ресурсы в одну точку. Но это не так - из областного бюджета развитие этих территорий никто убирать не будет. Но если мы не сконцентрируем ресурсы, а лишь "размажем" их. И получим то, чем занимался СССР. При равном распределении ресурсов невозможно создать точки развития. А если нет точек развития, то территория будет неконкурентоспособной. Более обидная критика для меня: что все, чем я теперь занимаюсь, - лишь пустые разговоры и средство взобраться на политический олимп.

Не мифы, но проекты

- Много ли мифов уже породила агломерация? Странно слушать, как чиновники на бумаге развивают территорию вокруг нового аэропорта в пади Ключевой, хотя он еще не скоро будет построен.

- Минтранс уже утвердило площадку, но четкого плана еще нет, поэтому мы можем рисовать на карте все, что угодно. Но в скором времени будет принято конкретное решение. Например, дорога М-53 в обход Иркутска уже пойдет именно в том месте, которое обозначено сегодня. Известна и дата начала строительства - 2008 год. Все остальное - не мифы, но проекты. Этап подготовки любого проекта должен начинаться с мозгового штурма, когда набрасываются все идеи, а потом из них выбираются наиболее здравые. Мечтать полезно!

- Как получить деньги под проект агломерации?

- Нужно заниматься маркетингом территории. Это совместная и согласованная работа: муниципалитетов, губернатора, нашего фонда, простых граждан. Мы должны закрывать оба поля: и PR, и GR. Необходимо работать и с населением, и с целевыми группами инвесторов, и с созданием имиджа Иркутской области и Байкала на международном рынке. Нужно работать так, чтобы слово "Иркутск" для людей, работающих в инвестиционной сфере в Лондоне, не было новым. Все знают, где находится Нью-Йорк, но не каждый знает, где наш Иркутск.

Хотел бы претендовать

Алексей Козьмин - член регионального политсовета СПС. На мартовской конференции он передал свои полномочия руководителя ИРО СПС иркутскому бизнесмену Игорю Кокоурову.

- Мы не связываем проект агломерации ни с какой партией. У нас в Иркутской области достаточно цивилизованная политическая жизнь. Мы стараемся договариваться. Конечно, бывают принципиальные конфликты, но всегда в рамках парламентской работы. Никто друг на друга смертельно не обижается, не кричит, козней не устраивает.

- На каком посту вы себя видите, когда проект будет реализован: наверняка на вершине нового органа управления агломерацией?

- Если такого рода позиция будет создана, я бы хотел на нее претендовать. Амбиции у меня есть, что скрывать...

Алексей Козьмин

Родился в Иркутске II, окончил авиационный техникум, а также факультет "Информационные системы в экономике" ИГЭА. В 2000 году он завершил обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ на базе ИГЭА по специальности "Менеджмент". Алексей Павлович - победитель конкурса "Золотой кадровый резерв России". До марта этого года Алексей Козьмин возглавлял Иркутское региональное отделение СПС, в настоящее время входит в политсовет этой партии.

Назад пути нет

На главный вопрос: "А будет ли агломерация? Не провалится ли проект?" - ее идеолог Алексей Козьмин отвечает так: "Я считаю, что точку невозврата мы пройдем в 2012 году, когда будут уже созданы инфраструктурные проекты (к примеру, автомобильная дорога класса А). Следующий шаг - объединение городов, которое завершится до 20-го года. По крайней мере, в стратегии мы это прописываем именно до этого времени".

Метки:
baikalpress_id:  26 364