Сила есть...

"В чем сила, брат?" - спрашивал брат брата. И самый известный в современной России брат отвечал: "В правде".
Вряд ли этот ответ типичен. На то он и герой, чтобы не совпадать с подавляющим большинством. А если по правде, по нашей, сермяжной? Сила в силе. Вот и модель, почти утвердившуюся в России, кое-кто из аналитиков называет силовой. По образу действий власти, по стилистике. Но есть ли в ней запас прочности, есть ли в ней сила?

Закон и порядок

Главным показателем сильной власти служит ее эффективность. Сильная власть подразумевает спокойствие и безопасность граждан. Пусть и за счет ограничения формальных прав и свобод.

В этом отношении все нормально. В смысле ограничения прав и свобод граждан. По уровню политических прав и гражданских свобод мы находимся в тесной компании с Пакистаном, Свазилендом и Того. Это обеспечивает России дележ 158-159-го мест в списке из 187 стран мира. Со свободой прессы - аналогично. 147-е место. Рядышком с Ираном, Венесуэлой, Чадом. По уровню коррупции - 123-е место. Соседи - Гамбия, Афганистан, Руанда. По уровню защиты прав собственности - 89-е. И опять вполне экзотическое соседство - Мозамбик, Нигерия, Гватемала.

Невысоко оцениваются в международных рейтингах не только уровни реальных прав и свобод россиян. Важнейшие государственные институты также не получают одобрения. 170-е место по качеству судебной системы. 155-е - по эффективности бюрократического управления. Бурунди, Эфиопия, Свазиленд, Пакистан, Нигер, Саудовская Аравия, Камерун - вот наш уровень.

  • При чудовищном разрастании силовые государственные и негосударственные структуры не могут гарантировать соблюдение самого элементарного и самого важного права. Права на жизнь. По количеству убийств на 1000 жителей Россия вновь в плохой компании. С Эквадором, Гватемалой, ЮАР и Мексикой. Это "обеспечивает" провальное 175-е место по уровню физической безопасности наших граждан. Так что не смотрите свысока на Зимбабве, Судан, Гаити и Непал. Мы такие же "благополучные", как и они. А если вы слыхом не слышали об этих странах, это не повод для гордости. Это повод более вдумчиво учить географию. И понять: географическое соседство с Германией не делает нас автоматически цивилизованным и благополучным, по европейским меркам, государством. И президент почти немец не спасает.

Тенденция, однако

Самое неприятное в наших специфических (для нормальных европейцев) отношениях с законом, порядком и силовиками - какая-то азиатская безысходность. Время идет, государство - теоретически - крепнет. А жизнь? По крайней мере, не улучшается.

Впечатляет и тренд преступности. С 1998 года к 2004-му соотношение количества убийств на 1000 жителей в России и ОЭСР изменилось с 12 до 14. Количество тяжких преступлений против личности к 2006 году более чем удвоилось. И это закон? И это порядок? Единственное достижение в контексте этих слов - новый сериал на телевидении. Действительно, если о законе и порядке можно только мечтать, то почему бы не подарить соотечественникам очередной телевизионный "сон золотой", а заодно и срубить немного капусты?

Экономические почти удачи

Политико-правовая сфера в России, как видим, далеко не образцово-показательная. К перечисленным бедам есть что прибавлять и прибавлять. Но, может быть, формальное усиление государства привело к экономическому прорыву? Это, как война, способно списать почти все издержки.

На первый взгляд так оно и есть. Среднегодовой темп прироста ВВП в 2004-2006 гг. составил 6,8%. Это выше чем в Европе. Но ведь ни Европа, ни США, ни Япония - не показатель. Ведущие в экономическом отношении страны не могут демонстрировать рост более высокий, чем развивающиеся. По определению.

Значит, будем себя сравнивать с другими странами с переходной экономикой. Здесь явный и бессменный многолетний лидер - Китай. Если российский ВВП вырос за 2000-2006 гг. на 58%, то китайский - аж на 88%.

  • Соревнование с большинством бывших советских республик мы также проигрываем. В 2004-2006 гг. по темпам роста экономики Россию обошли 12 новых независимых государств. В 1999-2000 гг. таких было только 2. Сегодня впереди нас и экспортеры энергии, и ее покупатели. Это и Казахстан (прирост ВВП за 7 лет 94%), и Азербайджан (плюс 153%). Но это и Армения, и Таджикистан, и Латвия, и Эстония, и Литва, импортирующие нефть и газ.

Ахиллесовой пятой нашей экономики становится ее сырьевой характер. Он подтверждается иной раз с совершенно неожиданной стороны. Журнал Forbes опубликовал свой очередной рейтинг. На сей раз расставил мировые компании по их финансовым показателям. Учитывались активы, выручка, прибыль, рыночная стоимость. Российских компаний среди двух тысяч самых богатых (с выручкой более 1 млрд долларов) оказалось только 20. 43-е, самое высокое из наших, место занял Газпром. 114-е - нефтяная ЛУКойл. 192-е - Роснефть. В общем, из 20 наших 8 компаний представляют нефтегазовый сектор, 7 - металлургию. Только 2, АФК "Система" и "Вымпелком", работают в высокотехнологичной - телекоммуникационной - отрасли. Вот такой получается выход из-за печки.

Абсолютизация несправедливости

Рост экономики - вещь интересная и занимательная. Но есть кое-что поинтереснее. Как распределяется национальный продукт между гражданами, например.

По данным Росстата, среднедушевые доходы россиян в феврале 2007 года составили 10 015 рублей. То есть увеличились за год на 20,8%. За вычетом инфляции - поменьше, но тоже неплохо. На 12,5%.

В то же время 56% семейных респондентов заявили, что доходы не изменились. А 73% респондентов - что выросли расходы. Заметили увеличение доходов 25% опрошенных, но 16% - их снижение.

По данным фонда "Общественное мнение", две трети россиян по-прежнему тратятся по большей части на еду, коммунальные платежи и транспорт. Но только 26% считают, что они и их семьи за последние 2-3 года стали питаться лучше и разнообразнее. 13% респондентов сообщили об ухудшении питания. 58% изменений не заметили.

Плохо. Еще хуже, что структура наших расходов по-прежнему остается примитивной. Ведь цивилизованные европейцы в среднем расходуют на еду не более четверти ежемесячного дохода. В чем же дело? А в том, что доходы у нас традиционно слишком малы. Чтобы тратить деньги по-европейски, надо по-европейски зарабатывать. Или "получать"?

Парадокс в том, что советское слово "получать" в данном конкретном случае уместнее. Дело в недооценке труда в Российской Федерации. Недооценка труда тянет за собой все остальные социальные издержки. Именно недооценка. И сегодня в России уровень заработной платы существенно ниже мировых стандартов. И по абсолютной величине: на единицу заработной платы наш работник производит вчетверо больше товаров и услуг, чем в Евросоюзе. И относительно ВВП. Доля оплаты труда в российском валовом внутреннем продукте не достигает и 40%. А в развитых в экономическом отношении и социально ориентированных странах - 70-80%.

Почему не поднимаем в таком случае минимальную заработную плату хотя бы до величины прожиточного минимума? Не знаю. Доходы для этих целей у государства есть. Поэтому в течение 2-3 лет можно обеспечить повышение жизненного уровня большинства российских граждан. Бюджетников, врачей, учителей - в два раза. В таком случае доля бюджетных ассигнований на образование, здравоохранение и науку достигнет среднемирового уровня. Не более того. А деньги? Деньги есть. Замороженная в Стабилизационном фонде четвертая часть доходов.

  • Решая проблему заработной платы бюджетников, государство автоматически выведет из оцепенения профсоюзное и рабочее движение в частном секторе экономики. При организационно-правовой поддержке работники заставят работодателей уважать свои права. Реальной станет и рабочая демократия, вплоть до введения работников в советы директоров предприятий. Повышение заработной платы повлечет увеличение пенсий и социальных пособий.

Абсолютным императивом представляется мне и реформа системы налогообложения. Первый принцип справедливого распределения налогового бремени - его дифференциация. Люди богатые должны нести относительно большее бремя общих расходов, чем бедные. Нужно установить три категории налогоплательщиков. К первой категории отнести лиц с доходами ниже прожиточного минимума на члена семьи. Всех, кто попадает в эту группу, необходимо вывести из-под налогообложения. Не следует, и по экономическим, и по моральным причинам, собирать налоги с военных. В конце концов, это просто глупо. Перекладывать деньги из одного государственного кармана в другой государственный - это уж как-то слишком по-нашему.

Вторая категория налогоплательщиков - люди со средними доходами. Третья - со сверхвысокими. Провести грань между ними непросто. Главное здесь - бережно отнестись к среднему классу.

Где собака зарыта

Как это ни странно, но социально-экономическая слабость коренится в политическом и правовом поле Российской Федерации. Истоки социальных и экономических бед и неурядиц - в излишней централизации власти на верхних этажах исполнительной власти, в слабости и сервильности политических партий. Вся их деятельность направлена на стремление понравиться. И в первую очередь кремлевским кураторам. Ведь ограничить деятельность или распустить партию сегодня проще простого. Государственная дума не просто послушна. Кажется, она в едином порыве угождает Кремлю и правительству, возведя в принцип лакейское "чего изволите". Коррупция и избирательность в осуществлении правоохранительных мер и правосудия, политическое давление на судебную систему превратили чиновничество в единственную реальную социально-политическую силу общества.

  • Рецепт лечения болезни под названием "бюрократизация общества и государства" на самом деле прост. Это обеспечение безопасности граждан, гарантия их равенства перед законом и властью, верховенство закона, разделение властей, система сдержек и противовесов исполнительной, законодательной и судебной власти, свободные СМИ, защита всех форм собственности, свобода слова, общественных и политических организаций.

Возвращение всем социальным институтам их подлинного предназначения и смысла будет означать одновременное усиление и государственных учреждений и органов. Отказавшись от держимордовской функции "хватать и не пущать", государство развяжет себе руки для созидательной эффективной работы во благо большинства граждан. Ведь сила в правде, брат.

Метки:
baikalpress_id:  26 335