Приплыли, прилетели, погорели

То, что происходит в последние дни, иначе как катастрофой назвать нельзя. Слово, конечно, режет ухо. И саднит сердца. Но пора понять, что нынешняя "стабильность" системно нестабильна. Хватит врать. Давно прошло время, когда нужно было взяться всем нашим русским миром за дело. Значит, нужен многолетний общенациональный аврал.

Системный кризис

Окончательное разрушение советской инфраструктуры, о котором предупреждали столько лет, стало фактом. Горящие дома престарелых, пожары в столицах и по всей Руси великой, падающие самолеты, тысячи погибающих на дорогах, физически и нравственно больное население. К сожалению, каждый может добавить в этот черный список и что-то свое. Вывод однозначен. Огромный запас прочности, заложенный в страну в советские годы, либо исчерпан, либо близок к исчерпанию. Пятнадцать лет власть сидела на печи. Жила-проживала на готовом. То же относится и к так называемой бизнес-элите. Куда не кинь, везде клин. Когда водитель выезжает за ворота, одна из главных забот - не попасть в колдобину. Это на дороге, называемой "шоссе".

О прочих "дорогах" и говорить нечего. Воздушный путь у нас не менее опасен. Хотя из океана превратился в жидкий ручеек. Выросло поколение россиян, не выходившее никогда за родную околицу. Летать, да и ездить, большинству не по карману. Вот и позакрывались аэропорты за ненадобностью. Сегодня их в десятки раз меньше, чем при Советах. А ведь было время, когда я, студент-политехник, летал в "колхоз" на самолете. А став студентом-историком, летал в этнографические экспедиции, на музейные практики и в творческие командировки. Летом начиналось великое переселение народов в Крым, на Кавказ и другие курорты. Сейчас народ зарывается в лопухи на дачах. И это в лучшем случае. И не надо мне жужжать про турции-таиланды-китаи. Сколько их, более-менее благополучных граждан, выезжает на мировые задворки?

Конечно, иногда по долгу службы и сейчас. И каждый раз, снимая ремень, ботинки, пиджак, опустошая карманы перед "миноискателем", я задаю вопрос: "Не лучше ли было бы попытаться сачкануть и остаться дома?.. Долечу ли?.." И таких уныло-трусливых, как сам, попутчиков всегда огромное большинство. Потому что у каждого из нас были друзья, приятели, знакомые, однажды не долетевшие. Все эти "Сибири", Дальавиа и прочая: как же верить в безопасность ваших полетов, если парк самолетов у вас больше напоминает музей авиационной техники?

  • В состоянии летной готовности находится меньше половины эксплуатируемых в России самолетов. 75% рейсов выполняют советские почти раритеты. Разбившаяся в Самарском аэропорту Курумоч машина считалась одной из лучших. По крайней мере, претендовала на победу в двух из девяти номинаций конкурса национальной авиационной премии "Крылья России". Вот теперь такие у нас крылья! Через пять лет закончится официально разрешенное время эксплуатации всех Ту-134.

На долю же новых отечественных лайнеров приходится лишь 7% перелетов. Но уже семь лет (!) на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском гордо демонстрируется модель Ту-334. Пойдет ли она в серию? Тем более что у гипотетической новой "тушки" уже есть гипотетический конкурент. Это среднемагистральный "Суперджет-100" АКБ "Сухой". Впрочем, первый вице-премьер Сергей Иванов заявил, что с 2008 года именно детище "Сухого" будет запущено в серийное производство. Почему именно "Суперджет-100"? Не знаю. И не узнаю. Сдается мне, что тайна сия велика есть. По крайней мере, что известно абсолютно точно. Абсолютно точно, что в России гигантский внутренний рынок авиатехники объемом 70 млрд долларов. Абсолютно точно, что наши лайнеры конкурентоспособны. Абсолютно точно, что пятнадцать лет власти предержащие своими действиями и бездействием разваливали одно из лучших в мире высокотехнологичных отечественных производств. Абсолютно точно, что и американцы, и немцы, и французы масштабно субсидируют "Боинг" и "Эйрбас".

  • Нашим производителям до сих пор реально не помогает никто. Задаю главный вопрос еще римских юристов: кому это выгодно? И получаю ответ. Америке, Франции, Германии, "Боингу", "Эйрбасу" и тем нашим соотечественникам, которые вошли в коррупционные схемы западных производителей. Узнаем ли мы когда-нибудь их поименно?

Пока нам сообщают лишь имена пилотов-стрелочников, которые на раздолбанных, физически и морально устаревших машинах, отчасти еще сохраняющих летные качества, вынуждены подниматься в небо вместе с пассажирами, отвечая за их жизни собственной. Все обвинения в их адрес с профессиональной точки зрения нелепы, а с человеческой - подлость. Подготовка летного состава, как и ответственность за небо, является важнейшим общегосударственным делом.

В советское время наши летчики во всем были на высоте. Их подготовка была превосходной и с профессиональной, и с организационной, и с нравственной точек зрения. Убого-бредовая мысль о том, что летчик или лилипутская авиакомпания могут самостоятельно обеспечить процесс воспроизводства летных качеств, могла родиться только в головах гайдаро-кудринского масштаба. Как в гобсековских мозгах могла появиться идея зарабатывания денег на образовании и учебе. Не брать деньги надо, а платить за учебу. Дешевле будет.

  • Необходимо в кратчайшие сроки восстановить советскую систему подготовки, переподготовки и рекреации летных кадров. И вписать ее как важный элемент в единую структуру российской авиации. Вектор - советский: отечественные самолеты - разветвленная система аэропортов - удобные взлетно-посадочные полосы - отечественное современное аэронавигационное оборудование - доступные по цене авиабилеты - масштабные многомиллионные пассажирские авиаперевозки - высокопрофессиональные, материально и морально мотивированные пилоты - от одной до десяти крупных авиакомпаний-перевозчиков.

Абсолютно безобразной видится мне и вся система помощи человеку в чрезвычайных ситуациях. И не надо мне совать в лицо крупные планы мужественного министра Шойгу. Не впечатляет. Единая система защиты главного права человека - права на достойную жизнь - включает в себя и требование существования в условиях, которые сводят чрезвычайные ситуации к минимуму. Поэтому и бороться с ними в таком случае гораздо проще. Когда чрезвычайщина везде - никуда и не поспеть.

Впрочем, еще труднее ожидать помощи тогда, когда она должна приходить из-за тридевять земель. Была в семитысячной станице Камышеватской, Краснодарского края, станичная добровольная пожарная дружина. Распустили ввиду экономии денег. Интересно, когда распускали, что, действительно рассчитывали на помощь в случае чего ейских пожарников, которым до станицы 50 километров добираться? Или держали в голове пословицу "Бог не выдаст, свинья не съест"?

А может, начальству было просто-напросто наплевать на 97 стариков, доживающих не слишком счастливый век в интернате? Ну погибли 63 старика в пожаре или задохнулись заживо, компенсацию за них никому платить ведь не станут. Чай, не на самолете разбились, да и уже при жизни никому были не нужны. А ведь кроме пожарки, наземного, воздушного, морского, речного (частично сохранившегося) транспорта есть еще и ЖКХ, и объекты рекреации. Все это - инфраструктура. И все это ждет помощи. Или уже не ждет? Ждать нечему?

Нужна связь

Главный смысл инфраструктуры во всех ее ипостасях и проявлениях - быть материальным носителем общественных связей, и как идеи, и как социальной реальности. В стране до сих пор есть целых 43 тысячи населенных пунктов, где телефонной связи нет. Ужас! Средневековье! (Правда, без нравственности). Именно в таком духе выступали на коллегии Министерства информации и связи крупнейшие российские руководители. При этом в тональности их выступлений преобладали не до боли привычные экономико-либеральные глупости, а социальные оценки проблемы и путей ее решения. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов подчеркнул географическую дифференциацию российского общества: "Налицо "цифровое неравенство" россиян. В глубинке большинство не имеет телефона, не говоря уже об Интернете". О том же и пафос первого вице-премьера Сергея Иванова: "Министерство должно подумать о программе местной информатизации.

  • Подчеркиваю, речь идет о любом населенном пункте, независимо от его экономического веса, о том, чтобы телефон имела каждая семья". Если это не простой поворот от привычных за последние годы клише в духе буржуазного стяжательства и социал-дарвинизма к социально ориентированной риторике с прицелом к избирательной кампании, это дело, может, действительно пойдет на лад.

Не надо забывать, телефонизация страны, как и внедрение компьютерных технологий, имеет далеко не прикладной характер. И уж точно практическими, хоть и важными для всех и каждого, выгодами не исчерпываются. Хочется верить, что наконец-то каждый сможет услышать родной голос. Получить нужную информацию по любому вопросу, выйдя во Всемирную паутину. Сыграть с далеким партнером в интересную, занимательную игру. Расширить свой кругозор. Здорово!

  • Почему человек должен страдать, если связал свою жизнь со своей маленькой и такой милой "малой родиной"? Но и это далеко не все. Так восстанавливаются реальные социальные связи. При этом они не становятся обременительными. Зачем тратить драгоценное время в стоянии в очередях в ДЭЗах, собесах и других учреждениях, смысл которых - не обременять, а помогать человеку? Пусть чиновники и клерки предоставляют справки и счета в режиме реального времени через Интернет.

Согласен с симпатичным мне Сергеем Ивановым: "Интернет никогда не попросит денег за ускорение своей работы! Государство обязано - я подчеркиваю, обязано! - обеспечить предоставление всех этих услуг населению. На дворе все-таки уже XXI век!"

Радоваться, однако, пока рано. Удручает национальное происхождение технических чудес. Даже российские разработки в сфере информационных технологий в основном патентуются за бугром. Оттуда же к нам приходят компьютеры, мобильные телефоны и микроэлектронная техника.

Доколе

В своем безумном идолопоклонстве перед Западом мы не только подрываем основы для роста своего наукоемкого производства. Мы умудрились попасть в зависимость от западных поставок в самом щепетильном секторе - оборонном. По словам источника в нашем главном производителе электроники для военных нужд, в питерской "Светлане" ситуация - хуже не придумаешь: "Для России важно как можно скорее отказаться от закупки в США комплектующих для электроники военного назначения. Уж слишком велика вероятность того, что американцы в интегральные схемы закладывают "кое-что" свое, что позволяет контролировать российскую военную технику со спутников. На данный момент около 70% комплектующих для электронного оборудования ракет и самолетов Россия закупает в США. Не исключено, что некоторые неожиданные столкновения самолетов в воздухе происходят не сами собой".

А ведь на той же "Светлане" созданы образцы новых нитрид-галлиевых полупроводников. Впрочем, раньше и без них обходились, и тем более без американских поставок. Правда, тогда на оборонно-промышленных комплексах страны генеральные конструкторы конструкторских бюро (КБ) были. А теперь вместо них финансовые рулилы заправляют.

Вот и получается, что слова симпатичного Сергея Иванова о цивилизационных прорывах в новом образе мыслей и формировании новых условий адресованы ему самому и всей путинской рати. Именно поэтому я присоединяюсь к первому вице-премьеру, но считаю его слова внутренней кремлевской установкой: "Только от нас в конечном итоге зависит, какую роль будет играть Россия в глобальном информационном обществе..." А что мы? Мы поможем.

Загрузка...