Правила не для всех

Штрафы для водителей вырастут в десять раз?

Правила дорожного движения написаны кровью. Как и инструкции для летчиков: только позволил себе небольшое отступление от правил - и катастрофа неизбежна. В прошлом году в России произошло почти 230 тысяч ДТП, в которых погибло 30 тысяч человек. В такой ситуации нашему государству с его демографическими проблемами было необходимо сделать хоть что-то. И сделали: неделю назад Госдума утвердила в первом чтении поправки в Административный кодекс РФ. Теперь суммы штрафов для автомобилистов должны вырасти в десять раз. Однако иркутские водители сомневаются, что это поможет изменить положение на дорогах страны.

Начнутся митинги?

Предложенные поправки вызвали волну возмущения по всей стране. Депутаты из тех, кто голосовал против, в жесткой форме предупреждают единороссов (инициаторов законопроекта), что в случае введения новых штрафов против них выступит вся страна. Автомобилисты уже показали, что они умеют организовывать масштабные митинги: и когда власти хотели запретить правый руль, и когда судили Олега Щербинского (участника аварии с губернатором Евдокимовым).

В Иркутске также позиции разделились: сотрудники ГИБДД поддерживают увеличение штрафов, автомобилисты негодуют.

- Меня удивляет, почему поднялась волна против повышения штрафов, - говорит Григорий Крепель, начальник отдела дорожной инспекции управления ГИБДД ГУВД Иркутской области. - Штрафы ведь не касаются тех, кто не нарушает правил дорожного движения. Получается, что возмущаются прежде всего нарушители. Постоянно говорят, что гаишники берут взятки и теперь они увеличатся. А вы не давайте взятки, не нарушайте закон первыми! Принятие этих поправок считаю оправданным - в отношении нарушителей закон нужно только ужесточать.

Григорий Павлович говорит, что послабления в закон об административных правонарушениях начались, когда наша страна вступила на демократический путь - в начале 90-х. Гаишники тогда были в шоке: что же это за демократия, если водителям дали такие послабления! Сейчас они вспоминают, насколько эффективной была советская система: в правах были вкладыши, в которых инспектор в течение пяти минут делал прокол. Накопил такие дырки или баллы - лишаешься прав.

В середине 90-х в Иркутске даже привилось негласное правило: за непристегнутый ремень гаишники не штрафуют. Сами инспектора объясняют послабление тем, что не хватало сил бороться и с более серьезными нарушениями - стало просто не до ремней.

В начале нынешней зимы сотрудники ГИБДД провели несколько операций с целью заставить водителей пристегиваться. Но тщетно: большинство наплевательски относятся к штрафу в 50 рублей - забирают протокол и продолжают свой путь, не пристегнувшись.

Подобное отношение к правилам дорожного движения в Иркутске имеет массовый характер. Яркий пример тому - улица Карла Маркса. Ежедневно на ней дежурят пять экипажей: инспектора только успевают штрафовать нарушителей. Иркутяне внаглую незаконно паркуются прямо на глазах у сотрудников ДПС.

Нужно менять систему

Однако некоторые специалисты считают, что новый закон все равно не поможет улучшить ситуацию. Среди них постоянный эксперт "Пятницы" Виктор Григоров, президент Региональной автодорожной ассоциации, юрист, специализирующийся на защите прав автомобилистов.

- Я считаю, что этот законопроект малоэффективен: нельзя увеличивать штрафы для автомобилистов и при этом не усиливать контроль над инспекторами ГИБДД, - говорит Виктор Григоров. - Давно известна закономерность: чем больше штрафы, тем выше и взятки. Кто чаще других нарушает правила дорожного движения? "Короли жизни"! Ведь им все равно, сколько платить за нарушение: сто рублей или тысячу. У простых же иркутян после принятия этого законопроекта появится больше поводов для переживаний.

Виктор Павлович считает, что "нельзя выборочно, кусками равняться на Европу". Нам говорят: в Великобритании размер штрафов исчисляется сотнями тысяч рублей (в переводе на наши деньги), а мы платим копеечные штрафы.

- Но сравните дороги в России и Британии, - продолжает адвокат Виктор Григоров. - Сравните их полицейских и наших инспекторов, большинство из которых попросту безграмотны! Наша ассоциация опротестовала в суде абсолютно все протоколы из тех, с которыми к нам обращались автомобилисты. Инспектора часто оформляют эти документы с грубейшими нарушениями! В новых условиях кто-то сможет найти средства на юридическую защиту, но ведь большинство иркутян будут вынуждены оплачивать эти штрафы. Предлагая ужесточить штрафы, депутаты Госдумы должны были подумать о системе сдержек и противовесов: если увеличиваете штрафы для автомобилистов, то предлагайте механизмы по контролю над инспекторами ГИБДД. А также введите персональную ответственность чиновников, которые отвечают за состояние дорог: практика показывает, что на хорошей дороге количество правонарушений минимально.

Из всех предложенных новшеств Виктор Григоров поддерживает лишь требование к ГИБДД обязательно использовать технические средства фиксации правонарушений: инспектора должны будут зафиксировать, что вы что-то превысили или нарушили. В таком случае значительно снижается субъективный фактор. А то ведь гаишники нередко останавливают автомобиль, потому что он "просто не нравится".

Рублем водителей не исправишь

Мы поинтересовались у иркутских водителей, как они относятся к предложению увеличить штрафы для автомобилистов в 10 раз.

Павел:

- Лично я за увеличение штрафов, давно пора. Но только этими мерами всей проблемы не решить, хотя менять эту ситуацию нужно было давно. Я бы еще предложил наказание для маршрутчиков, которые постоянно подрезают обычных водителей.

Станислав:

- Я отрицательно к этому увеличению отношусь. Кто обычно нарушает правила? Богатеи, у которых денег и так навалом. Их никаким образом эти штрафы не отучат ездить не по правилам: смотрите, наглая молодежь уже и по тротуарам ездит.

Дмитрий:

- Я плохо к этим штрафам отношусь. Но теперь буду ездить аккуратнее. Скорее всего, толку от этих законов большого не будет. Они бы еще и зарплату гаишникам подняли, чтобы работали лучше...

Владимир:

- Я что-то поддерживаю, а что-то нет. В Иркутске и правда ездить стало опасно: поэтому тех, кто постоянно нарушает, нужно штрафовать по полной. Думаю, это нормальный штраф - тысяча рублей, если проехал на красный свет. Но одними деньгами эту проблему не решить.

Александр:

- Я против повышения штрафов, потому что они не соизмеримы с нашими доходами. Поверьте, дисциплинированные водители со стажем правил не нарушают. А у гаишников теперь появится повод лишний раз заработать: они и так часто берут деньги без протокола. Нет, рублем ситуацию на дорогах не исправишь.

Против Конституции

Еженедельник "Пятница" будет продолжать следить за этим законопроектом. Нюансов много: правозащитники уже говорят о том, что предложение отменить презумпцию невиновности в случаях фиксации превышения скорости является антиконституционным.

Загрузка...