Дела не божественные

XI Всемирный русский народный собор прозвучал на всю Россию. И не только православную. Церковь во весь голос заявила о себе как о важнейшем социальном институте. Социальном во всех смыслах этого слова. Хорошо бы, чтобы и властные институты вспомнили о своей служебной роли в делах общества.

Бедность - наш порок

Главной социальной проблемой любого общества была, есть и будет проблема социального неравенства. Достаточно открыть книгу, любую, крупнейшего социолога Н.Смелзера, чтобы убедиться в этом. Но в России неравенство стало главным вызовом существования общества как такового. Поэтому слова Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II прозвучали бы как дежурная банальность. Только авторство не позволяет отправить их в исторический архив досужих и всем известных истин. Но любой нормальный человек и понимает, и чувствует так же, как отец церкви: "Мы каждый день встречаемся с людьми, живущими за порогом бедности, и их боль - наша боль". Достаточно выйти из дверей своего дома, чтобы убедиться в непозволительной распространенности массовой бедности в стране, в городе, в любом дворе и на любой улице. Ничего не открыл нам и полномочный представитель президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, когда назвал цифру бедных - 20% населения в 2006 году.

  • Вопиющее количество бедных людей - беда для общества. А вина общества, всего общества, - в неумении решать проблему бедности в богатой стране, переживающей хозяйственный подъем. По различным данным, разрыв в доходах между богатыми и бедными в России неестественно велик и достигает 25 раз. В передовой либеральной Америке он достигает 9 раз. В социально ориентированной Европе - 6-7 раз. И опять прав патриарх в том, что "бедность может стать сильным искушением для человека, озлобить его, ввергнуть в глубину отчаяния и даже подтолкнуть на преступный путь".

Богатство - наш позор

Досужие измышления о вечном культе бедности, характерном для православия, просто смешны. Русские либералы с этим постулатом привычно для себя попадают очередной раз пальцем в небо. Митрополит Кирилл на примере христианского диспута между "стяжателями" Иосифа Волоцкого и "нестяжателями" Нила Сорского посрамил поверхностные и неумные представления доморощенных певцов капитализма об отношении православия к богатству. Каноническая дискуссия велась вокруг вопроса "Что лучше - отказаться от богатства или использовать его для добрых дел?". "Правильное распоряжение богатством всегда считалось на Руси искусством и даром Божиим", - расставил точки над i Кирилл.

Каково же наше нынешнее искусство в распоряжении богатством? Общественное, государственное и частное?

Государство, подобно сказочному Кощею, накопило несказочные богатства и "над златом чахнет". Стабилизационный фонд, по состоянию на 1 марта, распух до 2 триллионов 709 миллиардов рублей. То есть до 100 миллиардов в зеленых. А ведь есть еще и отдельно "хранящийся" золотовалютный резерв. А это "плюс" 300 миллиардов долларов! Раньше деньги в Стабилизационном фонде просто мариновали. При этом их подъедала инфляция. Мудрейшие чиновники летом 2006 года разместили фонд в облигациях иностранных государств. Результат есть. С 15 декабря 2006 года по 28 февраля 2007 года доходность от размещения составила 20,09 млрд рублей. При потерях от курсовой разницы в 14,19 млрд рублей. Значит, терять денежки перестали. И даже немного заработали. Для кого?

Стандартный ответ мудрейших чиновников - для будущих поколений. То есть гоним мы сырую нефть за рубеж, деньги (сверхдоходы) собираем в кубышку. И ждем. Ждем, когда сверхдоходов не станет. Тогда откупориваем кубышку, и пару-тройку лет страна живет на накопленные денежные запасы. Но ведь это не мудрость, а бред? Что будем делать через пару-тройку лет, ведь кубышка не бездонная?

  •  Будущим поколениям, сердобольные вы наши чиновники, надо оставить не кубышку, а работающие предприятия, первоклассные дороги, развитый бизнес, современное жилье, нормальную социальную среду и живую природу. Вот мэр Самары Тархов считает: а почему бы 10% бюджета не тратить на жилищное строительство? Так и прописать строкой бюджета. И еще строку добавить - на капитальный ремонт жилого фонда.

Но, конечно, самый разумный способ использования Стабилизационного фонда состоит в кредитовании или инвестировании в экономику. Смотрите, что делают действительно разумные норвежцы. Они, например, излишки доходов от продажи нефти направили в развитие лососевой промышленности.

Итак, государство в лице мудрых чиновников гноит деньги и ждет черных дней, чтобы доказать свою мудрость.

А как обращаются с неимоверными богатствами наши толстосумы? Они - предметный образец хозяйственности и рачительности. Вот, например, полюбился нашим богатеям туманный Альбион. Могли бы ездить туда туристами. Но нет. Хозяйская жилка диктует иное. Зачем быть гостем, когда на свои кровные, заработанные тяжким трудом миллиарды можно стать хозяином. И становятся. Домов дороже миллиона английских фунтов стерлингов наши богатейшие соотечественники (?) купили на 2,5 млрд фунтов. И в британские же банки они перевели еще 60 млрд с исторической родины.

Почему Лондон? Причин много. Лондон - это финансовый центр, это международные биржи, рынки природных ресурсов. Британская налоговая система - самая либеральная в Европе. Приобретаешь недвижимость на 1 млн фунтов, платишь 4% от общей суммы. Не 7%, как на континенте. Привлекает и хорошее образование. Тем более что многие из 500 тысяч жителей "Лондон-града" связывают свое будущее и будущее своих детей с Альбионом.

Общественность и правоохранительные органы Британии стараются не замечать бурной жизни и нарочитой роскоши российских толстосумов. Вместо привычных Rolls Royce к их услугам кавалькады Aston Martin, Range Rover, Bentley, Ferrari и личные самолеты. Так что благодаря русским теперь не Париж, а Лондон - это праздник, который всегда с тобой.

Нравственность как стиль жизни

О вкусах не спорят, как говорят англичане. Кому какое дело, на чем ты ездишь, что ешь и пьешь. Как проводишь свободное время.

Стоп. А если все население земного шара будет жить так, как сегодня "сливки общества"? Тогда ресурсы Земли исчезнут лет через 100. Выходов два: либо менять стандарты потребления, либо бедность принимать как неизбежность.

  • Идти по пути "всеобщего богатства" вряд ли возможно. "В результате происходит перегрев социальной и экономической системы, которая уже не может угнаться за развитием человеческих потребностей", - прав владыка Кирилл. Значит, надо соглашаться с тем, что бедные останутся бедными? С точки зрения христианской и человеческой, социальной справедливости это безнравственно. И иное всегда дано. Нужен нравственный стандарт поведения, система нравственных векторов, в распоряжении богатством. Это единственный путь к преодолению бедности.

Прав и президент Путин, заговоривший фактически о том же. Поздновато, конечно, но лучше поздно, чем никогда. Так вот, в обращении к участникам собора Путин пишет: "Очевидно, что эффективное решение (имущественного неравенства) зависит не только от экономического роста и достижений технического прогресса. Огромное значение имеет и состояние нравственного здоровья общества..." Согласен. Но "нравственное здоровье общества" я бы поставил впереди и экономического роста, и достижений технического прогресса. Без первого не будет ни второго, ни третьего.

Что предлагает церковь для нравственного оздоровления общества? Необходимо трезво и объективно относиться к человеку и его богатству. "Если стяжание становится для человека или народа смыслом жизни, сочетается с жестокостью, несправедливостью, гордыней, глухотой к страданиям ближних, то оно, несомненно, является греховным". Как говорится, не в бровь, а в глаз.

  • Другой вопрос, который всегда мучит русского человека. Зачем трудиться? В чем подлинный смысл труда? Вопрос не надуманный. Это действительно настоящий экзистенциальный вопрос. Труд для себя, для своих близких, приносящий материальный достаток, бесспорен и жизненно необходим. Но в этом ли соль трудовой деятельности? Конечно, нет. Труд как творчество, как средство реализации человеческого и божественного, заложенных в каждом из нас, - вот подлинный смысл и труда, и человеческого существования вообще. Не стяжать, а наполнять мир благом, материальным и духовным, - путь от несправедливости и неравенства к справедливости и счастью для каждого и для всех.

Пенсионный венец

Надеюсь, что так и будет. Что общество наше станет гуманным. Что власть не на словах, а на деле будет справедливой.

А пока... Отношение к нашим старшим, к тем, кто всю свою жизнь трудился на благо ближних и государственное, говорит о порочности и непробиваемой несправедливости властей предержащих и толстосумов.

Те, кто создал общественное богатство, перелившееся стремительным потоком в карманы новоявленной буржуазии, властью не забыты. Для них есть Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" № 166 от 15.12.01. По этому закону подавляющее большинство

40-миллионной армии российских пенсионеров получают пенсию, средний размер которой, по официальным данным, составляет 3242 рубля. Но 50% из них - еще меньше. От 1,7 тыс. до 2 тыс. рублей в месяц.

Размер пенсии в 2-2,5 раза ниже прожиточного минимума. На фоне постоянных скандалов: от монетизации льгот до отсутствия льготных лекарств - властные заботы еще больше впечатляют. Стоит ли удивляться, что Смоленская, Тверская, Новгородская, Костромская, Ярославская, Псковская, Брянская, Рязанская, другие исконно русские земли обезлюдели и стали неуклонно выморочными. И это в стране неприлично большого количества миллионеров и миллиардеров!

Напомню, что в Германии пенсионеры получают в переводе на наши деньги 41 тыс. рублей в месяц. Впрочем, и у нас не все пожилые люди бедствуют. Ветеран борьбы с бюрократией, бывший президент РФ Б.Ельцин, заслужил ежемесячное пенсионное довольствие в 250 тыс. рублей. То есть в 77 раз больше среднестатистического пенсионера. Осужденный к трем годам условно за участие в хищении более 500 млн рублей из областного бюджета бывший губернатор Тверской области В.Платов - тоже заслуженный пенсионер. Конечно, не столь, как Б.Ельцин. Но пенсион в 100 тыс. рублей заслужил. Помимо этого к услугам заслуженных "бывших" бесплатный транспорт, жилье, первоклассное медицинское и санаторно-курортное лечение. Пенсии депутатов Государственной думы и Совета Федерации, людей и так не бедных, порядка 20 тыс. рублей. Судейские, прокурорские, областные чиновники тоже не бедствуют, отойдя от дел. Их государство оплачивает из расчета от 15 тыс. до 50 тыс. рублей. Ну что ж. Остается, очевидно, только радоваться, что хоть кто-то пожизненно живет хорошо. И этих "кто-то" не так уж мало. Сегодня в Российской Федерации чиновников 2,7 млн человек. То есть в 2,3 раза больше, чем было в 1989 году в СССР. Хотя в России население составляет каких-то 45% от числа жителей Союза.

Борис Николаевич, вы, верно, забыли, что народ привел вас во власть как борца с привилегиями? Не дает ответа.

Впрочем, вице-премьер правительства РФ Александр Жуков утешает: "К 2009 году у нас не останется ни одного пенсионера, который будет получать пенсию ниже прожиточного минимума, а реальные доходы нашего населения будут прирастать не менее чем на 10% в год". Как говорится, на безрыбье и рак рыба. Но до справедливости и тем более нравственности госслужбы такие посулы не очень-то дотягивают.

Метки:
baikalpress_id:  7 009