Замучили контролеры

Будет ли приватизирован муниципальный транспорт Иркутска?

Уже два месяца иркутяне ездят в троллейбусах без кондукторов. Взамен этого транспортное руководство вернуло компостерную систему, решив, что сокращение штата благоприятно отразится на выручке предприятия. Однако возвращение к допотопным компостерам обернулось для горожан огромными неудобствами, да и трамвайно-троллейбусное депо, похоже, терпит сплошные убытки.

На линии эффективно работает контроль

Как все помнят, начало реформы ознаменовалось проблемами с приобретением абонементных билетов. Талончики продавались далеко не на всех остановках, и бедным пассажирам приходилось либо вовсе не садиться в трамвай или троллейбус, либо запасаться билетами впрок. После настойчивых обращений пассажиров в администрацию города, слава Богу, проблема решилась. Транспортники сумели договориться с владельцами сети табачных киосков, и теперь абонементы можно купить практически везде и в любое время. Более того, водителям разрешили продавать талоны непосредственно в салонах.

Однако странные процессы в общественном транспорте продолжаются. К примеру, большое недоумение вызывает количество контролеров. Иногда кажется, что их даже больше, чем кондукторов. Вот что рассказала читательница "Пятницы" Ирина Леонидовна Постникова.

- Я села в троллейбус № 4 на остановке "23-я школа". На следующей остановке "Ул. Омулевского" в салон зашли два контролера: мужчина и женщина. Только они вышли у танка, как зашла следующая пара контролеров. Пришлось снова лезть в карман - искать билет. Но это еще не все. На остановке "Театр кукол" зашла третья пара контролеров. Люди начали возмущаться, мол, сколько можно напрягать с этими проверками. И сколько же это нужно иметь в штате контролеров?

Но это еще не все нововведения - теперь контролер присутствует в троллейбусе постоянно: от начала до конца маршрута.

- Села я в пятерку на Лисихе, - рассказывает Ольга Алексеева, - народу в салоне было человек 8. В углу стоял мужчина в зеленой куртке, он постоянно озирался. На "Театре кукол" зашел молодой парень, талон не пробил. Мужик в пуховике тут же подскочил, мол, плати штраф. Тут я поняла, что это контролер и он специально выслеживает зайцев. Так чем это лучше кондукторов? Те хоть деньги собирали, а эти только охотятся за безбилетниками. Да еще и радуются, если найдут зайца.

Получается, что теперь контролеры исполняют роль кондукторов, только билеты не продают. Но ведь реформу с компостерами затеяли как раз для того, чтобы сократить штат и сэкономить на этом приличную сумму. Однако визуальное впечатление такое, что в количественном отношении персонала в МУП Горэлектротранс меньше не стало, а вот увеличилась ли выручка - это большой вопрос.

Все вы такие

Раньше многие пассажиры были недовольны работой кондукторов, жаловались на их грубость. Но хамство контролеров не идет ни в какое сравнение. Они подстерегают свою добычу и испытывают наслаждение от ее поимки. Обход салонов троллейбусов и трамваев сопровождается обидными фразами: "Все вы такие! Мы вас еще не спрашивали! Не нравится, не езди!" Пассажирам обидно, особенно тем, кто всю жизнь исправно платит за проезд. Еще обиднее, когда контролеры ведут себя не совсем адекватно, как в случае, описанном другой нашей читательницей Валентиной Кривозуб.

- Только я пробила талон, как его выхватила контролерша и разорвала пополам. А через остановку та же самая контролерша подходит с оловянными глазами и опять просит предъявить билет, я ей протягиваю, а она кричит: "Почему порванный?" У меня чуть истерика не началась: "Так вы же его и порвали". Контролерша говорит, мол, много вас таких, всех не запомнить в лицо, и, дескать, вот такие дамочки по одному билету катаются двадцать раз. Обидно, ведь на меня люди смотрят, мало ли кто что подумает.

Беспрерывные проверки уже настолько надоели, что некоторые иркутяне, не обделенные чувством юмора, даже специально провоцируют контролеров, говоря, что у них нет билета. Контролер, естественно, начинает кипятиться, впадает в гнев, угрожает милицией. И тут наступает торжественный момент: шутник извлекает из кармана проездной. Контролер, конечно, в замешательстве, зато пассажиры злорадно улыбаются...

Кто проверит водителей?

Теперь к вопросу об экономическом эффекте, на который очень рассчитывали руководители Горэлектротранса, сокращая кондукторов. Однако выясняется, что с деньгами у транспортников не все так замечательно.

- Когда я пришла получать причитающиеся деньги, - рассказывает Людмила, бывший кондуктор, - водители жаловались, что им зарплату задерживают, а если и выдают, то мелкими деньгами.

Впрочем, водители в этой ситуации не растерялись. Вот с каким случаем столкнулась Татьяна Ильинична Проскурякова, читательница "Пятницы".

- Ехала я после 20 часов в семерке. Контролеры в это время уже не ходят. Водитель проверял пассажиров сам, выпуская их через переднюю дверь. У кого не было талончика - он брал живыми деньгами. Билетов, естественно, взамен не давал.

Другая читательница Елена Румянцева стала очевидицей вопиющей ситуации. По ее словам, вечером она зашла в троллейбус и вспомнила, что у нее кончились абонементы. Обратилась к водителю: "У вас билеты есть?" Протянула ему шесть рублей, а он ей: "Десять!" Она возмутилась, мол, как это. Водитель в ответ: "Не нравится - выходи".

Кто-нибудь считает эти потери? Никто также не считает убытки, связанные с возможностью вторичного использования абонементных талонов. Иркутяне в этом деле имеют богатый опыт. К примеру, лет десять назад очень популярными были проездные, сделанные с помощью цветного принтера. А еще была практика подделывать однодневные билеты с дырочкой. Делалось это следующим образом: берешь два использованных билета, в одном вырезаешь маникюрными ножницами или дыроколом число месяца и вклеиваешь во второй. Нужное число опять же аккуратно вырезали ножницами. Сейчас все стало гораздо проще. Ничего не надо подделывать - достаточно переписать номера всех троллейбусов. Компостеры в них меняют редко, поэтому можно с большой степенью уверенности пользоваться одним и тем же билетом несколько раз.

Развалить нас хотят

Справедливости ради надо сказать, что в создавшейся ситуации даже не знаешь, кому больше сочувствовать: пассажирам или самим контролерам. Представьте, каково это - целый день ходить, "давить на психику" и выслушивать все, что думает о тебе народ...

Вот что рассказала Татьяна, контролер:

- Я сама раньше кондукторила, теперь пошла в контролеры. Никакого смысла в изменениях не вижу. Понятное дело - развалить нас хотят и потом отдать в частные руки.

По словам Татьяны, усиленный контроль продлится до мая. "Мы как счетчики ходим, чтобы знать, сколько людей ездит. А потом магнитные карточки будут, как в Москве. С карточкой все гораздо проще, без нее никто в троллейбус или трамвай не войдет. Только сколько на это уйдет денег?"

Без ущерба для населения

"Пятница" попросила прокомментировать ситуацию Александра Фирсова, руководителя отдела транспорта и связи администрации Иркутска.

- Александр Лазаревич, складывается впечатление, что, перейдя на компостерную систему оплаты, транспортники терпят убытки. Почему задержали зарплату персоналу?

- Несвоевременная выплата была в связи с тем, что изменилась судебная практика. Долги, которые, согласно закону о ветеранах, должны быть возвращены предприятию из Федерации, заплатили из областного бюджета. И вот сейчас изменили решение, теперь эти средства должны быть возвращены в областной бюджет. Поэтому произошла задержка.

- Очень много жалоб в адрес водителей.

- Надо конкретно разбираться с каждым водителем. Где и на каком маршруте. Есть, конечно, такие, потому что дыма без огня не бывает. Но администрация предприятия МУП Иркутскгорэлектротранс в каждом случае проводит проверку.

- Как скоро начнется переход на электронную систему оплаты и во сколько это обойдется городской казне?

- Этот вопрос прорабатывается, но по срокам и цене я ничего сказать не могу. Изучается опыт Челябинска, там два года уже эта система работает.

- В трамвайном и троллейбусном депо уже долгое время ходят упорные слухи, что МУП Гор-электротранс хотят продать коммерческим структурам. Именно с предстоящим акционированием люди связывают последние события: сокращение штатов, внедрение компостеров, удвоенный контроль за пассажирами.

- Я думаю, что в этом страшного ничего нет, потому что система автоматизированного учета проезда позволит привлечь и частных перевозчиков к этому делу. Мы уже разговаривали с ними по этому поводу. Если будет своевременная оплата частным перевозчикам, то они смогут перевозить льготников, а это самое главное. Поэтому сейчас мы вынуждены содержать муниципальный транспорт только в связи с тем, что нет механизма своевременной оплаты за льготников, а когда будет автоматизированная система, можно будет производить расчеты в течение суток, тогда эти проблемы отпадут. Ничего страшного в том, что Горэлектротранс акционируется, нет. В Москве же акционировался Мосавтотранс, и никаких проблем. Просто изменится форма, но без ущерба для населения. Опыт уже есть.

Что такое электронный проездной

Система безналичной оплаты проезда в челябинском городском пассажирском транспорте "Транспортная карта" была введена в 2005 году. Это пластиковая карта, на которую можно заранее положить определенную сумму денег и затем рассчитываться за поездки. Однако в Интернете есть множество негативных отзывов со стороны рядовых челябинцев. Люди недовольны тем, что слишком много хлопот с пополнением баланса. Недоумение вызывает также необходимость оплачивать услуги посредников - салонов сотовой связи.

Приглашаем к разговору

Мы предлагаем читателям "Пятницы" выразить свое отношение к теме: "Надо ли приватизировать общественный транспорт Иркутска? Какие плюсы и минусы принесет это горожанам?". Ждем ваших звонков по телефону 27-28-28.

Метки:
baikalpress_id:  7 003