Сотовый хаос

Надоели те, кто постоянно говорит по сотовому, пишет эсэмэски и слушает музыку на мобильном телефоне

Повсеместное распространение сотовой связи на первый взгляд сделало нашу жизнь удобнее. Но вместе с тем засилье мобильников и некультурное обращение с ними некоторых пользователей начинает серьезно нервировать окружающих. За последний год читатели "Пятницы" рассказали нам множество историй о том, как им мешают жить мобильники в руках посторонних.

Нет секретов от общества

Владимир Юрьевич, заведующий кафедрой одного из иркутских вузов, купил мобильник три года назад. Тогда он считал мобильные телефоны, безусловно, полезной вещью.

- Но со временем, а тем более в последний год, я стал буквально беситься от поглотившей иркутян любви к сотовому телефону, - делится впечатлениями Владимир Юрьевич. - Если раньше о внутреннем мире постороннего человека, о его скудных или, наоборот, высоких интеллектуальных способностях можно было и не узнать, соприкоснувшись с ним, например, в маршрутке или в каком-нибудь учреждении, то теперь - все как на ладони.

Речь о том, что многие иркутяне выкладывают невидимому собеседнику все подробности своей жизни, даже не понижая голоса!

- Некоторые люди буквально орут в трубку, - говорит Владимир Юрьевич. - Причем не особенно стесняясь в подборе фраз. Недавно я ехал в трамвае, и женщина в салоне давала указания своему мужу, что приготовить на ужин. А на Ангарском мосту очень плохая связь, наверное, это связано с железной дорогой... Так вот. Она кричала дурным голосом: "Поставь курицу!" Он не слышал... Она: "Я тебе говорю - поставь курицу!!!" И так несколько минут. Люди вначале не реагировали, потом стали делать замечания: "Что же вы так кричите-то?" Но ей было все равно: она не понимала, что плохого в том, что весь трамвай слушает, как ее муж "ставит" курицу.

Похожий случай произошел и с другим нашим читателем Дмитрием, студентом 3-го курса из Университетского.

- Я недавно ходил в поликлинику № 11 по улице Лермонтова, чтобы взять справку в деканат. Там всегда много людей, в ожидании своей очереди заняться им совершенно нечем. Для многих единственный способ развлечься - позвонить хоть кому-нибудь, - говорит Дмитрий.

За несколько часов стояния в очереди и Дмитрия, и остальных вывела из себя одна девушка. Она заняла очередь и сразу схватилась за трубку.

- Алло! Света, ты где? Спишь? Так давай просыпайся уже! - на весь коридор провозгласила незнакомка. - Ну что скажешь? Что такая кислая? Я? Да я тут в очереди уже второй час кисну! (Об этом она заявила на первой же минуте общения. - Авт.)

Девушка в таком духе беседовала сначала с тремя своими подругами, затем стала отвлекать от работы свою маму.

- Ну мам, ну я потом забуду! - не желала прекращать разговор с родительницей общительная студентка. - Ну и что, что ты на работе! Я же не виновата! Через пять минут перезвонить? Нет! Я потом тебе уже не смогу рассказать!

Несмотря на это заявление, прекратив беседу с матерью, девушка тут же набрала еще один номер и поболтала еще минут двадцать с каким-то словоохотливым Константином.

- Она находилась в одном со мной коридоре больше часа, - говорит Дмитрий. - Ей нужно было пройти через несколько кабинетов. Девушке этой было совершенно наплевать, что людям неинтересны ее успехи в учебе, личной жизни, ее обновки, впечатления от поездки на турбазу и остальные подробности. Я, признаться, был шокирован, насколько бездумно она прилюдно рассказывала о себе и промывала кости своим знакомым. Как минимум это некультурно, да еще и Иркутск, в принципе, город небольшой - в толпе незнакомых людей вполне могут оказаться друзья или родственники тех, о ком идет речь по телефону.

Стоматологу - по зубам

Телефонные переборы происходят не только в людных местах. Мобильной манией страдают сегодня представители практически всех профессий.

Лидия Федоровна, предприниматель:

- У меня недавно были серьезные проблемы с зубами. Пришлось несколько раз посетить стоматолога. Эта врач - отличный специалист, у которой я лечилась несколько лет назад, тогда, когда у нее еще не было мобильника. А теперь я ее просто возненавидела! Она во время работы со мной раз пять отвлекалась на звонки по мобильному. Врач разговаривала со своими подружками о вчерашнем концерте в музыкальном театре, с дочерью - о домашнем задании, с мужем - о том, во сколько он ее заберет из клиники, а я в это время сидела и в прямом смысле слова истекала слюной. Когда операция была завершена, я высказала стоматологу свои претензии. Та выслушала, извинилась.

Однако, придя к этому же врачу в следующий раз, Лидия Федоровна, по ее словам, пережила то же самое. Стоматолог снова несколько раз на 5-10 минут отвлекалась от пациента на разговоры по мобильнику.

- А когда она говорила: "Ой, надо на эсэмэску ответить", - я ее хотела ударить кулаком в лицо! - вспоминает Лидия Федоровна. - Мне пришлось долечиваться у нее, но больше я в эту клинику не пойду...

Школьницы с матом

На прошлой неделе наша читательница Зинаида Игоревна ехала с сыном в 20-й маршрутке. Позади нее на рынке в маршрутку сели две девушки-школьницы. Они сразу привлекли внимание пассажиров свом безудержным смехом, причина которого стала вскоре понятна.

- Давай еще раз послушаем! - предложила школьница своей подруге.

Та достала из сумочки мобильник, пару раз нажала на кнопку "Меню", и салон наполнился громким матом.

- Из трубки зазвучал голос пожилого человека, который ужасно матерился, - рассказывает Зинаида Игоревна. - Все пассажиры впали в ступор. Девушкам же эта реакция окружающих, похоже, очень понравилась, и они включили следующий матерщинный рингтон.

Зинаида Игоревна говорит, что по своей натуре она не скандалистка, но ей было настолько неудобно перед сыном-первоклассником, что она обратилась к девушкам с просьбой прекратить это безобразие.

- Они посмотрели на меня с ненавистью, - продолжает Зинаида Игоревна, - и выключать маты не торопились, но ко мне присоединились другие пассажиры, которые были более настойчивы. Школьницы отключили телефон и еще долго смеялись над всеми нами.

Подстава

А вот история менеджера по персоналу одной из крупных иркутских торговых фирм Алексея.

- Примерно месяц назад в нашей фирме произошел очень неприятный инцидент, - рассказывает Алексей. - Его главная героиня - одна из лучших специалистов компании, проработавшая здесь больше трех лет. Ее карьера в нашем бизнесе завершилась внезапно. Моя жена отправилась в один из департаментов городской администрации, где в тот же момент находилась и упомянутая сотрудница. Лично с моей женой она не знакома.

Когда супруга Алексея пришла домой и рассказала, какими словами сотрудница называет и руководство фирмы, и самого Алексея в беседе со своей приятельницей по сотовому телефону, менеджер по персоналу был в бешенстве.

- Я от нее, тихой и приветливой, никак не ожидал подобного, - говорит Алексей. - Кроме того, она говорила с кем-то посторонним по сотовому на темы, касающиеся коммерческой тайны нашего предприятия. Я был вынужден поставить в известность свое начальство, и эта сотрудница была вскоре уволена.

Меломаны

Следующее свойство мобильного телефона, которое раздражает окружающих, - это способность хранить множество мелодий, мультиков, клипов и прочих файлов, сопровождаемых звуком.

Семен Михайлович, военный пенсионер из Ново-Ленино:

- Чего только они не напихают в свои телефоны! И взрослые, и дети показывают друг другу клипы и мелодии, а ты сиди и слушай. Причем звук у мобильников, как правило, очень плохого качества по сравнению с динамиками от автомагнитолы. Музыка пищит, свистит, и очень-очень громко. Не замечать ее невозможно.

Недавно Семен Михайлович в очередной раз ехал домой на 42-й маршрутке. Напротив него сели двое курсантов ИВВАИУ(ВИ). Для начала они прослушали на мобильнике песню Михаила Круга "Владимирский централ", затем один из курсантов спросил: "А что у тебя еще есть интересного в мобиле?" И приятель стал ему демонстрировать...

- Он минут 20 перелистывал хранящиеся в памяти сотового мелодии, некоторые песни включал вторично, - вспоминает Семен Михайлович. - Свои впечатления от услышанного курсанты выражали крайне непристойными эпитетами. Затем они вообще перешли все рамки дозволенного.

По словам Семена Михайловича, владелец телефона стал хвастаться перед сокурсником какими-то совсем недетскими файлами.

- Судя по звукам, это была настоящая порнография! - возмущен Семен Михайлович. - Крики, визги и тому подобное. Смотря на монитор сотового, молодые люди громко смеялись, совершенно не стесняясь окружающих. Я сделал им замечание, и только после этого они успокоились. Хозяин трубки присоединил к мобильнику наушники, один из которых отдал товарищу. Парни ехали молча до самой своей остановки, никому не мешая.

Привыкнем или отучимся

Наш постоянный эксперт в области культуры речи и общения заведующая кафедрой русского языка ИрГУПС Людмила Рябова говорит, что и сама часто наблюдает, а вернее, слышит рядом с собой не самый культурный вариант общения по сотовому телефону.

- Я с большим интересом слежу за развитием этой ситуации, - говорит Людмила Генриховна, - и считаю, что разговор по мобильному при посторонних - это для культуры общения тестовая ситуация. В обществе веками складывались традиции, как правильно принимать гостей, как вести себя за столом и другие.

А мобильные телефоны ворвались в нашу жизнь настолько стремительно, что люди, по мнению Людмилы Рябовой, пока еще не выработали общих правил этикета. Она видит два варианта выхода из ситуации. Или люди поймут наконец, что прилюдный разговор по телефону - это не личное общение, а общение публичное, и станут вести себя вежливее по отношению к остальным, или общество со временем станет терпимее к любителям поговорить на людях.

- Лично я для себя выработала несколько правил разговора по сотовому телефону при посторонних, - продолжает Людмила Генриховна. - Я стараюсь тщательно подбирать фразы. Если хочу сказать собеседнику то, что остальным слышать не обязательно, прибегаю к помощи намеков. Но опять же намекать стараюсь так, чтобы об этом не догадались окружающие. Также стараюсь в разговоре по сотовому не обнародовать то, кем я являюсь. А еще практически никогда не называю чужих фамилий.

Мы не уважаем друг друга

Иркутский специалист по психоаналитическому консультированию Людмила Свистунова говорит, что у нас пока еще не выработалась культура общения по сотовому телефону в общественных местах. Многие просто воспринимают мобильник как свой домашний телефон, по которому, разумеется, можно говорить все, что угодно, и в любых количествах.

За границей, по словам Людмилы Петровны, давно уже существует понятие невмешательства в личное пространство человека. Оно включает в себя и культуру обращения с мобильным телефоном. У нас же практически полностью отсутствует уважение к чужому личному пространству.

- Но так не будет продолжаться вечно, - говорит Людмила Свистунова. - Например, во многих крупных корпорациях прямо в контракте при приеме на работу прописываются нормы общения по телефону, в том числе и по сотовому.

Можно ли с этим бороться

Есть ли законные основания запретить человеку включать в общественных местах, например в маршрутках, мелодии в мобильном телефоне? Иркутские юристы, к которым мы обратились за консультацией, все как один отвечают: "Нельзя!" По словам юристов, подобные нормы, в принципе, должны быть прописаны в правилах пассажирских перевозок, но, когда эти правила утверждались, проблема нервирующих и пассажиров, и водителей телефонных мелодий еще себя не обнаруживала. Что же касается других мест массового скопления людей, различных административных, медицинских, правоохранительных учреждений, на дверях которых висят объявления, призывающие граждан не пользоваться мобильной связью, то эти просьбы, по словам юристов, имеют лишь рекомендательный характер.

  • Уважаемые читатели "Пятницы"!

Расскажите, что вы думаете об этой проблеме. И является ли это действительно проблемой? Если да, то нужно ли с этим бороться и как? Звоните в редакцию - 27-28-28!

Метки:
baikalpress_id:  6 915