Деревни хотят в город

Почему главы муниципальных образований поддерживают идею агломерации?

В мае прошлого года Александр Тишанин неожиданно выступил с инициативой по объединению Иркутска, Ангарска и Шелехова. До сих пор ведутся горячие споры о целесообразности создания агломерации. Неужели нельзя развивать наши города без их искусственного объединения? Сторонники агломерации успокаивают, что фактически этот процес уже идет. А под этот проект можно еще и денег заработать - для развития нашей области. И вот карта Большого Иркутска должна быть составлена уже на следующей неделе.

Отменить межгород

Все мы помним, как объединялись Иркутская область и УОБАО. Одним из главных девизов этого процесса (в который были вложены огромные деньги) стала фраза: "А мы и так всю жизнь прожили вместе!" Теперь нам говорят: "Агломерация фактически уже существует". И объясняют это маятниковой миграцией. То есть когда человек живет в одном городе, а работает (или учится) в другом. В Иркутск таким образом ездят пол-Ангарска и пол-Шелехова. На бытовом уровне агломерация должна помочь, в первую очередь, именно этим людям.

- Сейчас в разработке проект по отмене междугородных тарифов на звонки между Иркутском, Ангарском и Шелеховом, - говорит Светлана Калинина, пресс-секретарь Фонда регионального развития Иркутской области. - Очень важно решить транспортный вопрос: на дорогу люди должны тратить не более 40-50 минут. Будет ли это скоростной трамвай или другой вид транспорта, решится позднее.

 Недавно Фонд регионального развития провел первое заседание по определению границ и структуры агломерации Иркутск - Ангарск - Шелехов. Эти города, без сомнений, в будущий проект входят. А вот Усолье-Сибирское уже не попадет точно. Уровень жизни в этом городе ниже, чем в "тройке" Иркутск - Ангарск - Шелехов, и на его выравнивание ресурсов пока недостаточно. Основные принципы, по которым определятся границы агломерации: общая протяженность территории, сохранение границ муниципалитетов, маятниковая миграция, транспортная доступность, инфраструктурная обеспеченность.

Не резать поселки изнутри

Горячие споры у разработчиков начались во время обсуждения границ. Если один из критериев отбора в Большой Иркутск - маятниковая миграция, то в таком случае в будущий проект нужно включать и Хомутово, и Савватеевку, и Большой Луг: их жители также в своей массе работают в областном центре, а живут дома. Именно об этих муниципальных объединениях (наряду с Усть-Кудой, Карлуком и Уриком) было больше всего разговоров. Дело в том, что большая площадь этих территорий не позволяет включить их полностью в суперпроект. Хомутово - это ведь не только улицы и дома, но еще и поля да угодья. Что считать "в рамках агломерации", а что - нет?

Разработчики в настоящий момент как раз обсуждают крайние границы агломерации. Возможно, их проведут по границам лесхозов или сельскохозяйственных угодий. Уже точно известно, что в агломерацию войдут Смоленщина, Мамоны, Максимовщина, Дзержинск и Молодежный. Ведутся разговоры по Листвянке, Большой Речке, Марково, Олхе, Большому Лугу, Шаманке и Подкаменке. Пока неизвестно, войдут ли они в агломерацию, но проектировщики приняли решение в случае положительного исхода не резать поселки изнутри. Будет неправильно, если один дом на улице будет находиться в Иркутске, а другой - за его пределами.

По словам участников рабочей группы, "в агломерацию хотят все". Это похоже на те времена, когда в Сибирь вели железную дорогу. Если деревня попадала в близость к "железке", ей светило и развитие, и повышение благосостояния населения. Если населенный пункт оставался "за бортом цивилизации" - пропадай как знаешь. Потому руководители муниципальных образований активно поддерживают проект Большого Иркутска.

Модельный регион

Главный локомотив проекта агломерации Иркутск - Ангарск - Шелехов - губернатор Александр Тишанин. На прошлой неделе он в очередной раз представил в Москве проект агломерации.

- Иркутская область готова стать модельным регионом, на котором будут отработаны управленческие процедуры и нормативные документы муниципального и регионального уровня, поправки в федеральное законодательство, необходимые для осуществления управляемой агломерации территорий, - сказал Александр Георгиевич. - Впоследствии этот опыт может быть распространен на другие регионы, идущие по пути создания городских агломераций.

Пока же губернатор обозначил главные задачи на ближайшее время: это скоростной транспорт, новые автодороги, новый аэропорт. Уже получено разрешение на строительство в Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. В будущем планируется создать еще и промышленную зону. Планов громадье. Справимся ли со всеми?

Что такое агломерация

Это скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединенных в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Для агломерации характерна общность повседневной жизни населения, проявляющаяся, в частности, в "маятниковых" поездках на работу в пределах одной агломерации.

Метки:
baikalpress_id:  6 832
Загрузка...