Самостоянье человека!

Один мой приятель, ну очень большой начальник, после каждой моей краеведческой книги, подаренной ему, смотрит на меня достаточно злобно. Он догадывается, что, в лучшем случае, я взял банковский кредит, умолил власть, приятелей "сорокнуть" и выпустить исторический том. Он пытается понять, что это за счастье - делать работу, которая давным-давно не оплачивается. Он уверен, что подобные книги должны быть социальным заказом на все сто процентов. Но так не получается. Мы все еще страна пуганых меценатов. Деньги, потраченные на благотворительность, оцениваются так же, как и миллионы, потраченные на роскошь.

Действительно, что толкает меня и мне подобных большую часть свободного времени, отпусков проводить в архивах и библиотеках, потом искать деньги на издание, потом, опять же, пытаться продать книгу, чтобы занятые деньги вернуть? И зачем они вообще, наши попытки вернуть интерес к историческому прошлому?

А на самом деле, что мы, любители "компов" и жертвы "спамов", почерпнем в каком-нибудь XII или XIII веке? Что выудим оттуда такого, что может перевернуть наше сознание, наше представление о будущем, какие примеры научат нас жить лучше, думать, понимать, в конце концов?

Есть ведь хрестоматийное изречение Геродота: "История - учительница жизни". Геродот - сам учитель всех историков. Значит, так тому и быть. Поразмышляйте над его словами. Но кто ленив и размышлять не хочет - пусть почитает Льва Гумилева. Там история к нашим землям более применимая. Там ушедшие народы и исчезнувшие империи. Но с первой страницы полыхнет на тебя такой современностью, что в тревоге хочется скорее закрыть книгу, не ровен час машина времени перенесет прочитанное сюда, в Иркутск, что середина земли.

Это чтение посильнее приговоров станет. Потому что теории Льва Гумилева, возможно, и есть реальный мир, а его видение - и есть настоящее прочтение прошлого. А историк и футуролог Тофлер? Как он смог много лет назад разглядеть сквозь свои сочинения то, что происходит сейчас? А вот так: "История - учительница жизни".

Мне вспоминается притча. Умирает учитель. Ученики собрались около него. Старший ученик спрашивает: "Учитель, скажи нам напоследок, что такое жизнь". Учитель собрал последние силы и произнес: "Жизнь - это река". Большинство учеников восприняли это как откровение. Но один не успокоился и требовал, чтобы ему пояснили, почему река. Его пытались угомонить, но он настаивал. И когда старший ученик еще раз потревожил уходящего гуру и спросил его, почему все-таки "жизнь - это река", мудрец из последних сил промолвил: "А может, и не река".

Не здесь ли загадка нашего любопытства, нашего бесконечного пути в поисках истины. Может быть, мы обязаны понимать, почему "жизнь - это река", "а может, и не река"?

Я думаю, настоящее краеведение - это высочайшее искусство не просто удовлетворения читательского интереса. Не потому ли, что правды в нем, возможно, больше, чем в иных многопудовых сочинениях, потому что это та правда, которая не подвластна идеологическим мифам и придуманным схемам. В краеведении все конкретно и все от сердца.

И лично для меня крайне важны и уважаемы и авторы маленьких газетных заметок, и мэтры всероссийского масштаба. Кем, позвольте, был Андроников, великий рассказчик СССР, а гениальный популяризатор истории Эйдельман, а наш земляк Марк Сергеев? А великие родиноведы Карамзин, Соловьев, Ключевский? Точнее, что их роднит - краеведение, именно то знание, о котором А.С.Пушкин написал:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам...

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Метки:
baikalpress_id:  44 166