Мафия из Усть-Орды

Маршруточным войнам в степях УОБАО уже десять лет

В прошлом году еженедельник "Пятница" рассказал о транспортном конфликте в Усть-Орде: поселковые маршрутчики стали притеснять иркутских. Дело дошло и до настоящего беспредела - посреди усть-ордынской степи местные водители стали подрезать иркутские микроавтобусы и насильно пересаживать пассажиров к себе. Оказывается, подобные истории происходят уже на протяжении десяти лет. Об этом нам рассказал Лев Хутанов, бывший начальник автовокзала в Усть-Орде, который долго боролся с нарушителями. Но тщетно.

Напомним предысторию. В нашу редакцию позвонили постоянные пассажиры маршрута № 510 Иркутск - Усть-Орда, которые рассказали о притеснениях иркутских маршрутчиков в Усть-Орде. Как только микроавтобус отправляется из поселка, его подрезают несколько маршруток, водители которых в грубой форме требуют пересаживать пассажиров к ним. Самое интересное, что после нескольких подобных налетов пассажиры стали отказываться пересаживаться в усть-ордынские маршрутки. Их возмутили методы конкурентной борьбы. К тому же пассажирам не нравились сами автобусы "ковбоев" - многие из них ездили без желтых номеров и в неисправном состоянии.

После выхода статьи "Ковбои из Усть-Орды" еженедельник "Пятница" получил большое количество откликов, одна из иркутских телекомпаний даже показала сюжет на эту тему.

Конфликт обострился перед самым Новым годом: утром на Иркутском автовокзале подожгли микроавтобус Чингиза Аюрова, одного из героев нашей публикации. Чингиз в это время находился в здании автовокзала. Как рассказали свидетели, к маршрутке подбежал человек, открыл дверь, разлил воспламеняющуюся жидкость на кресло водителя и поджег. Выгорело почти все место водителя. В настоящее время уголовное дело по этому поводу передано в областную прокуратуру.

- Пока восстанавливаю автобус, на маршрут не выхожу, - говорит Чингиз. - Проводку уже починил, теперь ищу панель. Страховая компания может начать выплаты только после закрытия уголовного дела. Так что все ремонтирую за свой счет.

Как выяснил еженедельник "Пятница", маршруточные проблемы в Усть-Орде продолжаются уже почти десять лет. Мы разыскали прежнего директора Усть-Ордынского автовокзала Льва Хутанова, который еще год назад вел настоящую войну с маршруточными нарушителями, пока не уволился после приватизации вокзала.

- Все началось в середине 90-х годов, - рассказывает Лев Александрович. - Тогда частным извозом занимались многие из устьордынцев: ездили в Иркутск, как правило, на "Жигулях". Потом почти все они пересели на микроавтобусы.

По словам Льва Хутанова (кстати, подполковника милиции в отставке), 22 водителя со временем организовали настоящую группировку: теперь не каждый желающий мог заниматься частным извозом. Вернее, никто, кроме этой "двадцатки", больше и не мог - других в этот бизнес попросту не пускали.

- Я хорошо знаю их всех, - продолжает Лев Хутанов. - Неоднократно подавал на них документы и в транспортную инспекцию, и в ГАИ. Но из всех инстанций я получал лишь банальные отписки. Хотя нарушений предостаточно! Простые пассажиры жалуются на этих маршрутчиков на протяжении всех десяти лет.

Большинство водителей ездят без лицензий, не говоря уже о паспортах маршрутов. Но это еще цветочки - больше всего жалоб поступило на избиения со стороны водителей. Кулаками 22 отмороженных водителя решали все проблемы: новеньких (как иркутских, так и усть-ордынских) водителей они либо избивали, либо прокалывали им колеса.

Перед нами вереница документов: ответы милиции и прокуратуры УОБАО на заявления бывшего начальника автовокзала. Полтора года назад 10 водителей были оштрафованы - каждый в размере от 10 до 30 МРОТ. Главное нарушение: у водителей нет документов на право предпринимательской деятельности. Пассажиры также жаловались на то, что водители хамят, постоянно завышают плату за проезд и все как один работают без кассовых аппаратов.

Ведомства всех уровней проводили проверки, штрафовали членов этой "устойчивой группы нарушителей", и все. Лев Хутанов говорит, что все это походило на фарс - маршрутчики уже на следующий день выходили в рейс и только посмеивались.

- Лично меня больше всего возмущает их безнаказанность, - продолжает Лев Александрович. - Междугородные перевозки - серьезное дело. Наши дети чуть ли не каждый день ездят в Иркутск учиться, да и я сам часто катаюсь в их маршрутках. А куда деться, если нужно уехать?..

Конфликт между маршрутчиками Усть-Орды и Иркутска продолжается. Иркутяне решили брать сервисом: своих пассажиров они забирают буквально от дома, связываясь с ними по мобильным телефонам. Однако у одного из водителей "ковбои" отобрали мобильник - чтобы до него не могли дозвониться постоянные клиенты.

Но лед тронулся! Как только клиенты стали уходить к цивилизованным иркутским маршрутчикам, появились и среди устьордынцев те, кто не имеет отношения к "ковбоям". Новых маршруток появилось около 15, часть из них базируется в Иркутске, другие - в Усть-Орде. Спокойней стало и в самом поселке. К примеру, еще в октябре прошлого года в Усть-Орде запросто можно было наблюдать картину, как хулиганы среди ночи закидывают камнями цивилизованную маршрутку, стоящую во дворе частного дома. Если стекла не бились, то один из них перелазил через забор и железной трубой разбивал лобовое стекло.

Теперь все изменилось, и устьордынцы даже поговаривают о создании альтернативного автовокзала: чтобы обострить цивилизованную конкуренцию, из-за которой должен выиграть прежде всего простой пассажир.

За что дерутся?

В лучшие времена маршрутчик рейса Иркутск - Усть-Орда зарабатывал по 30 тысяч рублей в месяц. Теперь с развитием этого рынка доходы немного упали, но все равно остаются стабильными.

Метки:
baikalpress_id:  26 244