Кусок "Сибири" продадут

Кто купит акции авиакомпании "Сибирь"?

Не все знают, что четвертая часть акций авиакомпании "Сибирь" принадлежит государству. Вернее, принадлежала: 14 февраля будет проведен аукцион, на котором продадут эти 25,5% акций. Их начальная цена - 2 миллиарда 885 миллионов 500 тысяч рублей. Почему государство избавляется от своей собственности в авиакомпании, выяснял еженедельник "Пятница".

Откуда вообще взялась госсобственность в авиакомпаниях? После развала СССР практически в каждой компании, которая образовалась на базе государственных предприятий, доля государства осталась. Где-то (как, например, в Иркутском аэропорту) было сформировано федеральное государственное предприятие, где-то - акционерное общество. Новые компании создавались уже значительно позже распада СССР - балласта в виде государственного пакета акций от бывшего владельца в них нет.

Иркутские эксперты говорят, что свой пакет акций государство могло продать в любой момент - разумеется, когда это можно сделать с наибольшей выгодой. Интересно, почему государство решило сделать это именно сейчас?

"Сибирь" лидирует на внутреннем рынке России по многим показателям. Ее ближайший конкурент - Аэрофлот. Правда, в последнее время активно развивается тюменская компания "ЮТэйр" - в Сибири ее рассматривают как одного из важных конкурентов "из новеньких". Кто может купить кусок "Сибири" на предстоящем аукционе? Предположений множество: сама "Сибирь" (владельцы 63,3% акций супруги Филевы), Аэрофлот (он давно мечтает скупить все более мелкие компании) или иностранные инвесторы...

Рядовые сотрудники "Сибири" с равнодушием восприняли информацию о том, что их госпакет может выкупить конкурирующий Аэрофлот: если им некуда девать деньги, то пускай вкладывают их в наше предприятие.

- Независимо от того, кто станет собственником госпакета акций, основной акционер компании останется прежним, - прокомментировал "Пятнице" эту новость Евгений Филянин, PR-менеджер S7 Airlines. - А он намерен продолжить свою политику. Для Иркутска это прежде всего увеличение маршрутной сети и количества полетов из вашего города.

Иркутский аэропорт входит в четверку базовых аэропортов авиакомпании "Сибирь" после "порта пяти морей" Москвы и родного Новосибирска. В планах "Сибири" Иркутск делит третье место вместе с Челябинском, аэропорт которого стал в последнее время активно развиваться.

- Идет нормальный процесс слияния и поглощений компаний, - разъясняет ситуацию для нашего еженедельника Олег Дунаев, вице-президент Евроазиатского транспортного союза. - В настоящий момент на рынке авиаперевозок в России можно наблюдать концентрацию игроков. Я считаю, что в конце концов все компании должны стать акционерными обществами - чтобы эффективно развиваться и достойно друг с другом конкурировать. Государство освобождается от своих акций в авиакомпаниях и правильно делает. Правда, в единичных случаях 100 процентов акций были сразу выкуплены частным лицом, как это, например, произошло с "Уральскими авиалиниями".

Олег Дунаев не исключает участия Аэрофлота в аукционе на покупку акций "Сибири" - если только "это им надо". Напомним, что Аэрофлот долго выступал и за идею передачи в его собственность государственных акций и многих других авиакомпаний. К примеру, таких, как компания KrasAir, которой помимо всего прочего принадлежит и аэропорт в соседнем Красноярске.

Сейчас одновременно идут два процесса: государственная монополизация компаний и в то же время либерализация рынка. Казалось бы, рынок должен от этого только выиграть. Но на самом деле четкой модели регулирования авиаперевозок у государства нет: его действия хаотичны и во многом непредсказуемы. Например, как с продажей "Сибири".

Метки:
baikalpress_id:  6 707
Загрузка...