День зайца

Первые дни без кондукторов в Иркутске вместо экономии принесли убытки

18 декабря иркутяне, зайдя в троллейбусы и трамваи, с удивлением обнаружили, что кондукторов в них нет. Оказалось, что с этого дня власти, не дожидаясь 1 января, решили ускорить переход на новый вид оплаты проезда в электрическом транспорте, а именно — заменить всех кондукторов механическими компостерами. Корреспонденты "Пятницы" проехались по нескольким городским маршрутам, чтобы посмотреть, как отнеслись иркутяне к нововведению.

Куда исчезли кондуктора?

"Проезд только по абонементам и проездным билетам" — такая надпись с понедельника украшает все иркутские троллейбусы и трамваи. Однако на поверку выяснилось, что ни пассажиры, ни сами работники Горэлектротранса оказались к этому совершенно не готовы.

Накануне транспортное руководство заверяло, что первое время, пока все не утрясется, в троллейбусах и трамваях по-прежнему будут работать кондуктора, только вместо обычных билетов они будут продавать абонементы, которые нужно погашать компостером.

Вышло совсем по-другому. К примеру, в троллейбусе маршрута N 4 нас ждал первый сюрприз: кондуктора вовсе не было. Пассажиры по привычке приготовили мелочь, но оказалось — зря. За все время поездки к ним так никто и не подошел. Так и ехали — задаром. А ведь, между прочим, компостерное нововведение сопровождалось еще одним — цена за проезд в трамвае и троллейбусе увеличилась с 5 рублей до 6. Но люди этого даже не заметили. Не до того...

Похожая картина была и в других троллейбусах. Казалось, что кондуктора решили объявить забастовку. Пассажирам оставалось только недоумевать: как и кому платить?

— Абонементы? — спрашивали друг друга люди. — А где их взять?

— Я тут в один киоск сунулся, — рассказывал деятельный пожилой мужчина, — нет! В другой — тоже нет. В третьем вообще закрыто. И что делать, если контролер?

Впрочем, ни один контролер за все время поездки в троллейбус так и не наведался.

Дурдом

В другом троллейбусе находчивый водитель в отсутствие кондуктора решил проблему оплаты просто — закрыл все двери и выпускал только через переднюю, естественно за деньги. Интересно, этот водитель отдаст потом выручку в кассу депо? Рассерженные пассажиры толкались в очереди на выход, и те, у кого были проездные, и те, у кого их не было...

В троллейбусе № 5 пассажирам повезло больше — в салоне была кондуктор. Она подтвердила, что многие ее коллеги не стали дожидаться 1 января и уволились заблаговременно — благо, всем им положены социальные выплаты.

— Дурдом, — сказала она. — Кому это может быть выгодно? Сплошные убытки. Где нет кондукторов, сегодня весь день народ катается бесплатно. Билетов ни у кого нет.

Действительно, люди и рады бы купить абонементы, но где? Несмотря на заверения транспортного начальства, что, дескать, абонементы будут продаваться на каждой остановке, на практике купить их оказалось очень сложно. Продавцы газетных и табачных киосков заявили, что даже не слышали, что должны их продавать. Специализированные киоски есть не на каждой остановке, причем некоторые из них были закрыты. Возникает вопрос: ради чего была затеяна вся эта история с досрочным внедрением абонементов и сокращением кондукторов, если вместо прямой выгоды трамвайщики и троллейбусники терпят сплошные убытки?

Будем приучать

Вот как прокомментировал создавшуюся ситуацию Григорий Кренов, директор троллейбусного депо.

- Почему так резко исчезли кондуктора? Они что, увольняются в массовом порядке?

- Да, у меня проблема с кондукторами давно уже существует. Мы начинаем работать без них.

- Так получилось, что из-за этого практически весь Иркутск ездит бесплатно.

- Да, это так, но мы исправляем эту ситуацию. У нас еще пассажиры, к сожалению, не покупают абонементы.

- Так как купить? Пассажирам было обещано, что абонементы будут продаваться во всех киосках. Однако это далеко не так. Читатели жалуются, что купить их - проблема.

- Здесь тоже ситуация исправляется. Мы будем разрешать некоторым водителям реализовывать эти билеты. Пока вот так. Приучать надо людей.

Таисия Попова, начальник отдела по сбору выручки троллейбусного депо, призналась, что трудностей с распространением абонементов очень много. Практически работают только специализированные киоски, принадлежащие МУП Горэлектротранс.

- Мы не можем поставить на каждой остановке наш киоск, - говорит Таисия Мироновна. - Где столько денег взять? Пытаемся заключать договоры с продавцами мороженого, с Союзпечатью, Спортлото. С некоторыми уже заключили. У нас теперь даже в 15 аптеках будут продавать билеты. И с табачными киосками тоже заключили. Так что билеты будут. Я уже сегодня лично проехала, и практически по всей магистрали можно купить билеты. Хотя проблем с частниками много. Они начинают работать в 9 или в 10, а людям надо к 7 на работу. Уговариваем их, чтобы приходили пораньше. Мы шибко стараемся, чтобы облегчить людям перемены.


Напомню, что решение сократить штат кондукторов было принято руководством МУП Горэлектротранс еще осенью. По словам Анатолия Ступникова, генерального директора МУП, это решение вызвано причинами экономического характера — содержать кондукторов очень дорого. Вместо них в трамваях и троллейбусах города было решено установить компостеры, те самые, которыми мы пользовались 10—15 лет назад.

Метки:
baikalpress_id:  25 745
Загрузка...