Выйти из застоя

Столетний юбилей Ильича 2 наводит на грустные мысли. Имя Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, предлагавшего называть себя просто Ильич, привычно ассоциируется с застоем. "Поздний совок", или по-другому "развитой социализм", закончился закономерным крахом державы, по крайней мере, так нам внушают. Официоз нашел причинно-следственную связь: застой — крах. Если так, то чем должен закончиться наш теперешний "раннекапиталистический застой"?

Тогда

При Л.И.Брежневе население РСФСР прирастало на 1 млн ежегодно. В 1965-м появился Газпром. В 1970-м Генсек выторговал в кредит у немцев трубы большого диаметра. Экономная экономика (именно так как-то ляпнул Брежнев: "Экономика должна быть экономной") была второй в мире. К середине XX века оставалось только две технологически полностью независимые страны. Два центра: СССР и США. Каждое третье- четвертое изобретение в мире делалось у нас. Все другие страны входили в две системы разделения труда: кто-то в советскую, кто-то - в западную. В конце 80-х годов население СССР было 300 млн человек, почти миллиард - в нашем содружестве. Советский Союз производил 230 млн тонн зерна. Потребление мяса жителем страны составляло 68 кг в год (сейчас - около 30). Потребление молока - 280 кг (сейчас - 130). В Мировом океане мы добывали 11 млн тонн рыбы. По 19 кг на душу населения. Больше было только у японцев и норвежцев. Рыба стоила 30-40 коп. за кг. Яиц куры несли, как теперь выражаются, немерено.

На мировой арене СССР не просто добился военно-стратегического паритета с западным миром. НАТО держали в железном наморднике. Без Леонида Ильича в мире и комар не чихал. Какой Ирак, какой Ливан?!

Сейчас

Изобилие в магазинах? Обманчивое. Во-первых, всего вроде много, но все это одно и то же. И, как правило, контрафактное. Во-вторых, при минимальной заработной плате в 2000 рублей (с 1 сентября 2007 года) прожиточный минимум в стране в декабре 2006 года составляет 4000 рублей. Вот отсюда - 30 кг колбасы на брата при витринном изобилии. В целом экономика такая, что ах...

Казалось бы, идеальные условия для развития нефтегазового сектора. (Бог с ней, умной экономикой!) И что же? Пять лет высоких цен на нефть (2000-2004 годы) дали прирост ее добычи в 1,5 раза. Экспорт вырос на 90%. В 2005 году добыча возросла на 2,4%. Экспорт - на 2%. Тенденция замедления не обошла стороной никого. Государственные компании приросли на 0,7%. Крупнейшие частные - на 1,8% (в 2004-м на 9,6%). Стагнация?

Выход всегда прост. Инвестиции. Но их не хватает. Надо (по министру финансов А.Кудрину) прирастать инвестициями на 15% минимум. Лучше - на 20%. Реально получается где-то 10%.

Искомые 15% темпа прироста инвестиций нашлись только для связи, транспорта, торговли. В результате обновления фондов - на 5% в год. Это приемлемо. А вот по экономике в целом замена составляет 1-2% в год. Последних 2 года. А до этого? А до этого основной капитал вообще не обновлялся. Особенно страдал и страдает реальный сектор, обрабатывающая промышленность и строительство, ориентированные на внутреннее потребление. Здесь - 1,4%.

Выход, говорят одни, в увеличении "длинных денег" в экономике, в развитии банковской системы и кредитовании реального сектора. Но расчеты показывают иное. В экономике денег как у дурака махорки. Объем сбережений физических лиц и корпораций чрезвычайно высок и составляет 32,5% ВВП. А инвестиций - всего 17%. И проблема углубляется. Сейчас темп сбережений уже троекратно перекрывает инвестиции.

Объяснить ситуацию большим притоком средств из-за рубежа не удается. Ведь тот же Казахстан, сырьевой придаток развитых экономик почище нашего, показывает темпы роста ВВП значительно более высокие. При доле сбережений - 27%. Идеалом, как обычно, служит Китай. Там сбережения и инвестиции почти совпадают.

  • В 2005 году наша замечательная нефтянка получила 12 млрд долларов. В 2006-м, по плану, получит 13. Столько же, если не больше, нефтяники "закуркуют". Вот и имеем: сырьевой сектор собирает 45% всей прибыли, а из общего объема инвестиций на его долю приходится лишь 26%. Если темпы роста инвестиций будут продолжать падать и упадут до 6%, то полная стагнация в экономике нас ждет уже в 2009 году. И никакой "энергетической сверхдержавы" не ждите.

А ведь база есть

А что эта самая держава? Почему не инвестирует она? Международные резервные активы РФ втрое превышают объем денежной массы. Свыше 500 млрд рублей накопилось в Пенсионном фонде. А это в 2 раза больше, чем доходная часть федерального бюджета. С другой стороны, на июль 2006 года общие потери Стабилизационного фонда (за время его функционирования с 2004 года) составили 200 млрд рублей за счет инфляции.

Если отбросить всю словесную требуху о той же инфляции и задать вопрос римских юристов: кому это выгодно - вариант ответа один. Западу, чья воля много лет проводилась в России МВФ. Кому, кроме нас, объективно нужно, чтобы повышались темпы экономического роста? Кому, кроме них, объективно нужно, чтобы продолжалось разрушение в базовых высокотехнологичных отраслях и продолжалось отбрасывание нашей экономики в хаос? Кому, кроме них, интересна Россия в качестве их сырьевого придатка?

Трудно признать эффективной квазиэкономическую политику правительства по досрочной выплате внешнего долга, по вложению живых денег в мертвые западные ценные бумаги. Сомнения вызывают и "инвестиционные" затеи с корпоративными западными же акциями. Послушаем Всемирный банк (иногда и врагов не грех услышать): "...Доходность многих зарубежных акций имеет отрицательную корреляцию с динамикой цен на нефть".

Подсчитано, если правительство по-прежнему не будет тратить деньги внутри страны до 2030 года, то благосостояние России дополнительно возрастет на 818 млрд долларов, а Стабфонд составит 2,29 трлн. А до 2030 года что у нас останется? Доживет ли наша "дойная корова" до тех светлых времен, когда деньги разрешат использовать внутри страны?

США ведут себя иначе. И им нет смысла твердить про свою "суверенную демократию". Их дела говорят сами за себя. После 1929 года доля государственных расходов в цитадели демократии и рынка возросла в объеме ВВП в 3,5 раза. В некоторых других развитых странах она превышает сегодня 50%. В России в 2000-2005 годах через консолидированный бюджет перераспределяется в среднем 30% ВВП. Этим же объясняется и катастрофическое отставание России от развитых стран в образовании и здравоохранении (тратим в 2 раза меньше, чем они); в науке (тратим в 3 раза меньше, чем они); в культуре (тратим в 4 раза меньше, чем они).

Российская академия наук давно предлагает опираться на долгосрочную стратегию развития (с перспективой на 15-25 лет). Для чего нужно решиться в конце концов с умом тратить деньги, которые лежат мертвым грузом.

"Бюджет развития"

Правительство, а вслед за ним и Государственная дума посылают нам сигнал: все хорошо, мы принимаем бюджет развития. Посмотрим.

О приоритетах бюджетной политики следует судить по структуре расходов консолидированного бюджета. Самая большая статья на 2007 год - "Профицит бюджетных ресурсов" - 1,58 трлн рублей. Налицо явный дисбаланс между доходами и расходами государства, что a priori будет сдерживать экономический рост.

Вторая по наполняемости статья бюджета - "Национальная экономика". Предусматриваются расходы в 1,28 трлн рублей. Но более чем на 60% статья финансируется за счет бюджетов территорий.

Социальная политика, ЖКХ, образование и здравоохранение опять же ложатся на плечи субъектов Федерации. Суммарно на социальные нужды уйдет 15,5% ВВП. Для сравнения. В развитых странах на социальный сектор расходуется 21,6% ВВП, в странах с переходной экономикой - 18%. Достичь среднемирового уровня можно. Нужно лишь социальные расходы увеличить на 4,9%. Что соответствует профициту - 4,8% ВВП.

Функция развития фактически влачится на задворках, составляя только 2,05% ВВП. Т. е. будет вдвое ниже среднемировых показателей.

Все хорошо и даже отлично с выполнением полицейско-бюрократических задач. По уровню содержания государственного аппарата, по расходам на безопасность и национальную оборону мы впереди планеты всей. На эти нужды предусмотрено израсходовать 42,2% ВВП. В то время как в развитых странах на эти цели уходит 11% ВВП.

А, может, так и надо?

Может. Но есть вопросы. В 2005 году численность занятых в государственном управлении и обеспечении военной безопасности составляла 3530 тыс. человек. Их среднемесячная начисленная заработная плата - 10 693 рубля. Далее по другим видам деятельности: сельское хозяйство - 7102 тыс. человек (3654 рубля); рыболовство - 120 тыс. (10 020 рублей); добыча полезных ископаемых - 1071 тыс. (19 953 рубля); обрабатывающие производства - 11 600 тыс. (8504 рубля); строительство - 4899 тыс. (8869 рублей); оптовая и розничная торговля и ремонт - 11 199 тыс. (6214 рублей); гостиничный и ресторанный бизнес - 1241 тыс. (6704 рубля); транспорт и связь - 5337 тыс. (11 436 рублей); финансовая деятельность - 888 тыс. (22 336 рублей); операции с недвижимостью - 4887 тыс. (6769 рублей); образование - 6193 тыс. (5478 рублей); здравоохранение и предоставление социальных услуг - 4519 тыс. (5857 рублей).

Вывод. И новый бюджет сохраняет занижение оплаты труда на единицу выработки в 3-4 раза по сравнению с Европой. Периодическая индексация заработной платы бюджетников ничего не решает. Никакого ее реального увеличения в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом не произойдет. А бедность останется уделом работающих, в том числе и ударно, граждан.

В том числе и потому, что цены будут расти. Главным образом - потребительские. Вряд ли при коррупционных затратах в 240 млрд долларов в год монополисты, рыночные к примеру, почувствуют железную руку порядка. А, значит, цены будут по-прежнему превышать равновесный уровень, соответствующий свободной конкуренции (обычно 1,5-2 раза). И потребитель будет по-прежнему платить за продовольственные товары в 5-10 раз больше, чем получает за них производитель.

Вывод второй. Начисленная заработная плата по-прежнему будет отражать реальные доходы врачей, учителей, военных и прочей социальной мелюзги. И скрывать реальные доходы социально адаптированных граждан из госаппарата.

Итог

  • Вряд ли 2007 год станет прорывным. Не станет. И за это говорят не только, да и не столько цифры. Весь дух нашей государственной жизни за это. Государство превратилось в натурального рантье, которого мало что интересует. Кроме собственного благополучия. Деньги в казне есть. С помощью "бюджета развития" они продолжат циркуляцию по карманам чиновников. Что еще нужно человеку, чтобы встретить старость.
Метки:
baikalpress_id:  1 102
Загрузка...