Мост-именинник

Самому старому из действующих мостов в Иркутске исполняется 70 лет

Он работает больше полувека и за все эти годы ни разу не был в отпуске! А его "больничные" можно пересчитать по пальцам. Но, несмотря ни на что, в свои 70 лет этот трудоголик выглядит прекрасно. В этом году у старого Ангарского моста сразу два юбилея — 16 ноября 1936 года на нем было открыто пешеходное движение и проезд легкового транспорта, а 16 декабря того же года по новой переправе разрешили перевозить грузы. О том, как жилось имениннику все эти годы, корреспонденту "Пятницы" рассказал директор МУП "Служба эксплуатации мостов" города Иркутска Анатолий Ткач.

Царская переправа

Для молодых иркутян мост через Ангару — нечто само собой разумеющееся. Они даже не представляют себе, как добирались горожане с одного берега на другой в начале XIX века, когда переправы еще не было. Эти воспоминания хранятся в исторических летописях.

В те годы пересечь Ангару можно было на весельных лодках, да и то только в хорошую погоду. Попасть на противоположный берег в бурю и шторм было невозможно. Чуть позже, в 1857 году, в Иркутске появились новые скоростные лодки. Если на обычной весельной приходилось переправляться с полчаса, то на новой всего пять минут. За это иркутяне прозвали их "самолетами".

А всего через четыре года наконец-то появилась первая настоящая переправа — понтонный мост. Его построили к приезду цесаревича Николая — будущего российского императора Николая II. Кстати, именно он перерезал ленточку на торжественном открытии нового моста. Поэтому понтонную переправу стали называть николаевской. Но в непогоду понтоны срывало и уносило по течению. Иногда их вылавливали аж в районе Усолья-Сибирского.

Помешала война

Между тем Иркутск рос, развивалась торговля, и такие перебои на переправе были ни к чему. Поэтому городские власти стали всерьез задумываться о необходимости построить капитальный мост через Ангару. Впервые этот вопрос обсуждался на заседании Иркутской думы в 1906 году. Тогда подсчитали, что строительство моста обойдется городской казне в 1,8 миллиона рублей. Но, когда через несколько лет был готов проект, оказалось, что этих денег не хватит — на строительство арочно-консольного моста требовалось 2,3 миллиона рублей. Интересно, что архитекторы разработали 10 вариантов мостов, и все они были арочными — тогда это было самое современное направление мостостроения.

Начать строительство помешала Первая мировая война — государственные деньги тратились на военные нужды. Поэтому несколько лет проекты пылились на полках, дожидаясь своего часа. Возводить фундамент начали только в сентябре 1931 года.

Эту работу выполняли московские специалисты. Им было очень сложно. По рассказам очевидцев, Ангара в тот год вела себя очень агрессивно: волны, ледяные заторы — река никак не хотела подчиняться воле человека. И тем не менее основу моста построили — возвели четыре русловые опоры.

Параллельно с этим городские власти решали, какой ширины будет Ангарский мост. Сначала предлагали остановиться на 11 метрах, потом увеличили ширину на 1 метр, а затем пришли к мнению, что и этого будет недостаточно, и прибавили еще почти 2 метра. В окончательном варианте оставили 13,8 метра.

Строительство моста включили в план второй пятилетки. На его возведение отвели всего два года, а построили и того быстрее — за полтора года (для сравнения: новый мост через Ангару строят уже больше пяти лет, и до окончания работ пока далеко. — Авт.).

У моста тоже есть характер

Строили переправу около двух тысяч человек. Сегодня можно точно сказать, что выполнили они свою работу на совесть — за 70 лет существования на капитальный ремонт мост не закрывали ни разу. "Все потому, что характер у него спокойный, терпеливый", — объясняет Анатолий Ткач. Это, конечно, шутка. На самом деле капитальный ремонт старому Ангарскому мосту требуется — уже сейчас он выдерживает нагрузки в 6—7 раз выше нормы. Но закрыть его нельзя до тех пор, пока не построят новый мост, иначе с берега на берег придется добираться по старинке — на веслах.

По словам Анатолия Ткача, до конца этого года иркутский ГипродорНИИ оценит состояние моста и примет решение о необходимости реконструкции. "В целом его состояние удовлетворительное, он может прослужить еще несколько десятилетий. Средняя продолжительность службы моста — 100—150 лет. Но металлический каркас моста требует более частого ремонта. Сейчас обсуждается вариант замены металлических пролетных строений. Но в любом случае этот ремонт будет производиться поэтапно, так как полная реконструкция по стоимости составит почти половину от затрат на строительство мостового перехода", — пояснил Анатолий Ткач.

На свой юбилей мост получил подарок в 36 миллионов рублей. Столько денег потратили на его ремонт этим летом. Кстати, благодаря тому, что мост две недели был закрыт, в нашем городе появилось несколько новых семей. Марина и Евгений Казанцевы говорят, что их первая встреча произошла именно здесь. Девушка попала под сильный дождь и промокла до нитки, а парень предложил ей зонтик. Скоро у молодых людей свадьба. Когда они узнали про юбилей моста, решили, что обязательно придут сюда выпить по бокалу шампанского, ведь переправа стала для них символом семейного счастья. Думаю, 16 декабря таких гостей на мосту будет немало — ведь столько романтических встреч и признаний в любви, наверное, больше не слышал никто.

Параметры именинника

  • Длина — более 1 км.
  • Ширина проезжей части — 13,8 м.
  • В период сооружения мост являлся самым большим в СССР железобетонным мостом.
  • Строительство обошлось государству в 43,4 миллиона рублей.
Метки:
baikalpress_id:  25 780