Станет ли нерпенок Че Геварой?

Корреспондент "Пятницы" попытался найти символ Иркутска

Этой осенью правительство Москвы выделило 700 миллионов рублей на создание положительного имиджа столицы России. Руководство главного города страны посчитало, что имидж Москвы изрядно испорчен — туристы считают его опасным, злым и непредсказуемым городом. Кстати, именно за это его многие и любят! Но Лужков решил облагородить имидж столицы: хороший бренд может принести хорошие инвестиции. Еженедельник "Пятница" заинтересовался вопросом: "А что формирует имидж Иркутска и Байкала?".

Главные хиты — омуль и орешки

Начать мы решили с сувениров, ведь они — важная часть как имиджевой политики, так и доходов (иногда для целых стран). Например, около 15 процентов бюджета всей Кубы составляет торговля изображениями Че Гевары. В нашем городе ремесла только-только начинают развиваться. Кроме омуля (для еды) и нерпы (для души), у Иркутска нет своей особенной фишки. Поэтому как в Москве, так и в Иркутске иностранцы берут матрешек и деревянных медведей.

Сувенирную продукцию в нашем городе можно приобрести в местах, где часто бывают туристы: гостиницах, аэропорту, музеях.

— К сожалению, единого символа или слогана у Иркутска так и не появилось, — говорит Елизавета Иванова, продавец-консультант сувенирной лавки аэропорта. — Лично я считаю, что символом нашего города должна стать нерпа. Этот зверек водится только в Байкале! Интерес к нерпе огромный: значки или поделки с ее изображением у нас покупают и иностранцы, и россияне. Мифического же бабра гости нашего города не понимают.

Елизавета признается, что почти каждый улетающий из Иркутска непременно стремится увезти бочонок омуля и пакетик орешков. Отлично продаются и открытки с видами Байкала и Иркутска.

— У нас были случаи, когда простые граждане (даже пенсионерки-бабушки из провинции) покупали и по 20 наборов открыток, — говорит продавец.

Хорошо продаются и различные изображения нерпы: их рисуют на камнях или вырезают из дерева или редких камней, стоимость — от 50—300 рублей. Большим спросом пользуются берестяные шкатулки — женщины иногда покупают их десятками. Хит же этого сезона — изделия из прессованной кожи из Монголии: тапочки за полторы тысячи или большой лунный календарь с изображением Чингисхана за 2500 рублей.

Кроме того, в иркутский туризм пришли информационные технологии: гости нашего города активно раскупают СD и DVD (250 рублей) с фильмами и фотографиями о Байкале и Иркутске. Появилась и фирменная атрибутика — бейсболки с надписью Baikal за 200 рублей. Чем-то они походят на первые джинсы-варенки, которые во времена перестройки наводнили советские рынки.

Симметричный город в середине Земли

Александр Князев — известный фотограф, автор многих книг и наборов открыток. Его глазами красоты нашего края видят тысячи человек по всему миру.

— Как бы это странно ни звучало, но для меня один из главных символов Иркутска — дата его рождения, 1661 год, — говорит Александр. — Зеркальное отражение: левая сторона равна правой — 16 и 61. Случайностей не бывает. Если немного верить в нумерологию, можно понять, что в этой дате кроется судьба, и символ, и все, что угодно. В Иркутске симметрия присутствует во всем.

Князев считает, что основные символы нашего города — его деревянное зодчество, которого, к сожалению, с каждым годом становится все меньше.

По мнению Александра, Байкал и Иркутск — абсолютно самодостаточные явления. Их нельзя смешивать, у них разные архетипы. А в качестве слогана для города Князев предлагает фразу Марка Сергеева "Иркутск — середина Земли". Лучше не скажешь.

Отличный символ — байкальский силуэт

Символом Байкала мог бы стать омуль. Этот вид рыбы встречается только в нашем озере. К тому же знаменитая песня "Славное море — священный Байкал" рассказывала всей стране об омулевой бочке, делая ее настоящим фетишем для тех, кто никогда омуль и не пробовал.

— Я бы не согласился с тем, что именно омуль — главная рыба Байкала, — говорит Андрей Егурнов, руководитель отдела компании "Земля Байкала", которая специализируется на рыбацком отдыхе. — По крайней мере, среди приезжих рыбаков омуль гораздо меньше популярен, чем щука. Есть же омуль из приезжих могут и вовсе единицы.

Андрей Борисович говорит, что есть два пути развития туризма на Байкале: увеличивать количество приезжих или делать отдых на священном море, наоборот, более дорогим и эксклюзивным. И дорого продавать дикий образ Байкала.

— Хороший символ Байкала — его силуэт, — считает Наталья Щелокова, директор туристического агентства "Сибирь-трэвел". — К примеру, в своей эмблеме мы используем именно этот графический символ, хорошо знакомый многим хотя бы по географической карте. Нерпа же может понравиться россиянам, но иностранцы считают ее обычным тюленем. К сожалению, сам Иркутск привлекает туристов все меньше: как правило, они едут транзитом на Байкал. Думаю, что в городе лучше всего раскручивать декабристские места.

Директор турагентства говорит, что большой интерес вызывает и место расстрела Колчака.

Иркутск не раскручен совсем

Сами иркутские музейщики говорят, что символ у Иркутска уже есть и менять его не надо — это бабр. Гербом города бабр стал в 1690 году. Есть несколько версий его появления: "Пятница" писала о том, что мифическое животное родилось в результате орфографической ошибки — чиновники древности сами придумали этого персонажа.

— Ничего подобного: бабр существовал, это полосатый тигр (таким он и был изображен на нашем гербе изначально), жил он в Монголии, а к нам иногда забегал, — говорит Любовь Рубаненко, заведующая фондами музея Иркутска. — Еще один несомненный символ города — Спасская церковь.

— Бренд Байкала, в отличие от Иркутска, хорошо раскручен во всем мире, — говорит Владимир Тихонов, директор архитектурно-этнографического музея "Тальцы". — В Германии по национальному телевидению идут передачи, которые пропагандируют отдых у нас. А у нас такого нет! По сравнению с Байкалом Иркутск не раскручен совсем. Мало того, нашему городу реально грозит потеря статуса исторического города, как это произошло в Петрозаводске. Я только что вернулся из Якутска, так у них восстановили целых три квартала со старинной архитектурой. У нас же старые дома попросту сносят. Символ же нашего города, без сомнений, его деревянное зодчество. Могу сказать, что музей "Тальцы" (или, как нас называют иностранцы, "деревянные домики") раскручен больше, чем весь Иркутск!

Веселые картинки

В нашем городе до сих пор не сформировалось единой имиджевой политики. Хотя в Иркутске пытались над этим работать. К примеру, еще в 1986 году, когда праздновалось 300-летие присвоения Иркутску статуса города, были подготовлены специальные наклейки. Их до сих пор можно увидеть на холодильниках и стенах квартир некоторых иркутян. Они получились стильными, яркими и запоминались сразу. В этом году мы праздновали 345 лет со дня основания Иркутского острога. В честь этого мэрия приняла нестандартное решение. Город раскрасили разноцветными картинками и флажками. Сейчас началась подготовка к празднованию очередного юбилея. Теперь уже 350-летия основания острога. Хороший повод сделать прорыв в создании имиджа города. Получится ли на этот раз?

Метки:
baikalpress_id:  25 788