Новый народный фильм

Новая лента режиссера Павла Лунгина "Остров" нравится и священникам, и мирянам

23 ноября в иркутских кинотеатрах состоялась премьера фильма Павла Лунгина "Остров". Это один из немногих фильмов на религиозную тему, который был одобрен православной церковью. Вполне вероятно, что для российского зрителя "Остров" может стать одним из самых любимых кинотворений последнего времени.

Сюжет "Острова" прост. На протяжении почти двух часов мы видим бывшего матроса, кающегося в предательстве и убийстве боевого товарища во время Великой Отечественной войны. Прошло тридцать лет. Вместо матроса перед нами предстает отец Анатолий, послушник монастыря с трескучим голосом, измазанной углем физиономией и полубезумным взглядом. Он пользуется большим почитанием у мирян, потому что обладает даром целителя, ставит на ноги калек, избавляет бесноватую от нечисти.

Не видевшие этот фильм, узнав, что в "Острове" снялись супермодные Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев, да еще и в роли святых отцов, наверняка подумают: "Режиссер погнался за коммерческим успехом". Готов спорить сколько угодно. Дюжев и Сухоруков не виноваты, что сейчас о них говорят все. Они для Лунгина просто хорошие актеры. А главная роль отдана Петру Мамонову, на первый взгляд артисту с отталкивающей внешностью. Широкая публика его вообще не знает. Как выясняется, зря.

Еще в 1990 году Петр Мамонов прогремел на всю страну своей гениальной ролью в фильме Лунгина "Такси-блюз", где он сыграл харизматичного беспредельщика-саксофониста. После стольких лет Павел Лунгин вернул гениального артиста зрителям. Петр Мамонов не играет, он такой есть в жизни: философ, мудрец, художник. В "Острове" он молится по-настоящему, по-настоящему плачет. Кажется, что режиссер специально вынуждал Мамонова сходить с ума, рыдать по убиенному товарищу и в слезах пытаться вылечить обезножившего мальчика. Хотелось креститься вместе с ним прямо в зрительском кресле.

Финал этой драмы раскрывать не стану. Скажу лишь, что в "Острове" нет недовершенности, которой любят заканчивать многие не слишком талантливые режиссеры, объясняя это желанием дать зрителю возможность самому додумать. Считаю, что хороший фильм — это всегда понятная история, всегда завершенная. Иначе зачем, собственно, платить деньги за просмотр, чтобы увидеть то, на что никогда не получишь ответа. Это как недосказанная сказка, недописанный портрет. А "Остров" Лунгина — это как раз очень хорошая, добрая, задевающая за душу сказка об очень хорошем и добром человеке.

Актеры молятся по-настоящему

Священник иркутской Крестовоздвиженской церкви отец Андрей Степанов уже посмотрел "Остров".

— Это замечательный фильм, — говорит отец Андрей. — Он хорош и по содержанию, и по красоте пейзажей, и актеры в нем сыграли отлично. Лично мне было очень интересно посмотреть на игру Сухорукова и Дюжева в несвойственных им образах. А о таланте исполнителя главной роли Петра Мамонова нужно вообще говорить отдельно.

По словам отца Андрея, главный герой фильма — юродивый Анатолий — святой человек. Своими трудами, своим отречением от мирских благ, своим раскаянием он надеется заслужить у Бога прощение за совершенный в молодости грех. Поэтому юродство — это его подвиг.

Режиссер Павел Лунгин, по мнению отца Андрея, — один из немногих, кто смог переплести в одной картине глубокий художественный замысел и канонические православные законы.

Много молодежи

В КДЦ "Художественный" нам сообщили, что с первого дня показа "Остров" пользуется у зрителей огромным спросом. Люди интересуются фильмом ничуть не меньше, чем другим, более раскрученным, модным, кино. На сеансы приходит очень много молодежи.

Метки:
baikalpress_id:  25 802