Сделать детей терпимее

24 ноября в администрации Иркутской области прошел круглый стол "Народы России против национальной розни". Его участники предложили ввести в школьную программу новые предметы, которые могли бы сделать детей терпимее, — религиоведение, историю стран СНГ и этнографию.

Нужен спрос

О том, появятся ли когда-нибудь такие уроки у школьников, мы поговорили с Валентиной Бужигеевой, первым заместителем начальника Управления образования Комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска.

— В учебном плане любой школы есть раздел "школьный компонент", который наполняет сама школа. Еще есть раздел — "региональный компонент". Это та часть предметов, которые формируются органами исполнительной власти субъектов Федерации. У нас это Главное управление общего и профессионального образования.

— То есть в один из этих компонентов могут быть введены данные дисциплины?

— Да, но только при наличии учебной программы этого предмета, подготовленного учителя, необходимого специального оборудования. К тому же предметы могут быть введены только после согласования.

— Как вы считаете, эти предметы нужны школьникам?

— Сами по себе эти предметы полезны, а может быть, даже необходимы! Но ввести их можно только при наличии спроса среди школьников и их родителей! Если спрос есть и у школы есть все необходимое — подготовленные кадры, планы, то нужно прийти к нам на согласование. Если все готово, мы возражать не будем.

— А если это будут факультативные занятия, их тоже нужно согласовывать с Департаментом образования?

— Конечно! Но не для того, чтобы мы запретили, а чтобы учителю начислялась зарплата и чтобы проконтролировать — подготовленный ли человек будет преподавать предмет.

— То есть, например, историк не имеет права преподавать еще и историю народов СНГ?

— Конечно, это родственные предметы, но переподготовка желательна. В курсе общей истории учитель коснется истории СНГ, но вести отдельную дисциплину можно только при наличии у учителя диплома об окончании спецкурса.

— Таким образом, православный священник не имеет права вести религиоведение?

— Если он прошел курсы по этому предмету, он может преподавать. Ведь у него может быть и светское образование, и педагогический диплом. Это может быть и буддист, и мусульманин, и иудей — лишь бы только было специальное образование. Религиоведение поможет детям стать более терпимыми, сформирует спокойное отношение к представителям других конфессий или другой культуры. К тому же в детях нужно воспитывать толерантность — это важная задача не только школы, но и общества в целом, а не отдельного предмета.

— Так когда же в школах могут появиться подобные предметы? Или, может быть, в каких-то школах эти дисциплины уже есть?

— Нет, в муниципальных школах Иркутска таких предметов нет, но я знаю, что в некоторых негосударственных школах есть. Говорить о том, когда именно в школах введут историю стран СНГ, религиоведение или этнографию, сейчас еще рано. К слову, элементарный уровень этнографии дают даже во многих детских садах. Хотя это не классическое преподавание этого предмета, а только знакомство с ним. Но если областной департамент примет такое решение, то будут издаваться учебники, обучаться учителя, а потом уже появятся сами уроки.

— Я знаю, что есть школы в области, где нет учителей иностранного языка, а потому дети вместо аттестатов получат справки. За них обидно — одним новые предметы предлагают, у других даже основные не ведутся.

— В Иркутске таких школ нет, а за область мы отвечать не можем. К сожалению, так случается, но это не значит, что не нужно вводить новые дисциплины. Чем их больше, тем будет образованнее ребенок. И каждый школьник сможет найти предмет, который ему будет нравиться.

Всего хватает

Сегодня мы спросили у иркутян: "Какого, по-вашему, предмета не хватает в школе?"

Александр:

— Я школу оканчивал в 1977 году. Тогда у нас все было. А сейчас... Дочь уже большая, но пока она была школьницей — на недостаток предметов не жаловалась. Наоборот, всегда были какие-то дополнительные занятия, факультативы, классные часы...

Валентина Федоровна:

— Ой! Я училась в школе в 1938 году! Мы жили в деревне, был один класс и один учитель, и он вел все основные предметы. Мы были настолько далеки от городских, что даже не знали, все ли у нас уроки ведутся. Но вот иностранного языка у нас не было, а сейчас это обязательный предмет. Думаю, надо знать иностранный — всегда пригодится.

Оксана:

— Хватает всего! Наоборот, нужно даже убрать что-нибудь. Сами учителя говорят, что дети не могут столько всего изучать — ничего не запоминается. А в институтах потом и вовсе говорят: "Забудьте все, что вам говорили в школе, — это не пригодится".

Денис:

— Я сам работаю в системе образования. У нас есть грамотные специалисты, которые составляют учебные планы. Но, по-моему, в школе не хватает военной подготовки для ребят.

Лена:

— Всего хватает, даже чересчур. Ничего не нужно больше прибавлять, все равно столько всего зараз не усвоится. Зря голову только забивают.

Загрузка...