Перепутал газ с тормозом

Виновными в июльской трагедии с аэробусом А-310 признали членов экипажа самолета

После почти четырехмесячного расследования россияне наконец узнали официальную причину иркутской трагедии - "непроизвольные действия пилотов". Как сообщает Newsinfo со ссылкой на председателя технической комиссии МАК Алексея Морозова, "к катастрофе привели ошибочные и бесконтрольные действия экипажа". Но коллеги погибших летчиков не верят в эту версию.

Виноваты мертвые...

После почти четырехмесячного расследования россияне наконец узнали официальную причину иркутской трагедии — "непроизвольные действия пилотов". Как сообщает Newsinfo со ссылкой на председателя технической комиссии МАК Алексея Морозова, "к катастрофе привели ошибочные и бесконтрольные действия экипажа".

По мнению правительственной комиссии, 9 июля события в Иркутском аэропорту развивались следующим образом:

после посадки командир экипажа, включая реверс правого двигателя, "непроизвольно переместил рычаг управления тягой левого, деактивированного двигателя". В итоге левый двигатель развил "значительную прямую тягу", и самолет начал ускоряться. Ситуация усугубилась тем, что со стороны второго летчика "отсутствовал достаточный контроль и информирование" за режимом работы двигателей и скоростью движения.

Эксперты уверены, что, несмотря на форс-мажорные обстоятельства, у пилотов было время, чтобы "распознать ситуацию", перевести левый двигатель на "малый газ" или вовсе выключить его, но никто из них этого не сделал.

Конечно, со специалистами такого уровня не поспоришь, но наши соотечественники, пережившие за последние годы череду крупных аварий в небе и на земле, уже научились делать собственные выводы. В связи с этим появилось много вопросов, которые поставили в тупик даже профессионалов, участвовавших в расследовании.

Так, на вопрос газеты "КоммерсантЪ", адресованный статс-секретарю МАК Олегу Ермолову: "Почему командир экипажа А-310 пилот 1-го класса Сергей Шибанов, налетавший более 10 тысяч часов, совершил непростительную даже для новичка примитивную ошибку, фактически перепутав тормоз с газом?" — был получен довольно странный ответ. "За разъяснением действий человека, которые признаны нелогичными, нужно обращаться к психологам, а не к расследователям", — сказал господин Ермолов.

Это же издание сообщает одну интересную деталь. По данным авиакомпании S7, которой принадлежал разбившийся лайнер, за несколько минут до посадки диспетчер Иркутского аэропорта сообщил экипажу, что полоса сухая и сцепление колес с ней должно быть хорошим. Поэтому, едва увидев, что в аэропорту идет дождь, а затем почувствовав, что колесные тормоза не держат машину и она скользит по полосе, командир был вынужден срочно применять экстренное торможение.

"Упершись пальцем правой руки в рычажок управления реверсом, расположенный между пилотскими креслами, командир Шибанов, скорее всего, задел другими пальцами этой же руки и потянул на себя рукоятку управления режимом работы левого деактивированного двигателя, находящуюся всего в нескольких сантиметрах. В итоге одновременно включились реверс правого движка и взлетный режим на левом, А-310 набрал скорость, свернул с полосы вправо, врезался в гаражи и сгорел. Таким образом, командир экипажа действительно совершил ошибку, но списывать ее на одну лишь "нелогичность" его действий, по мнению коллег погибших летчиков, было бы некорректно.

Причиной катастрофы, по мнению пилотов, следует признать ошибку диспетчера и неудачную конструкцию органов управления этого самолета: расположенные рядом рычаги реверса и тяги можно задеть при манипуляциях с одним из них. Тем более если действия совершаются в экстремальной ситуации", — пишет "КоммерсантЪ".

Те, кто хорошо знал пилотов, говорят, что такую грубую ошибку они допустить не могли, передает НТВ. "С нашей точки зрения, говорить об этом по меньшей мере аморально. Компания "Эйрбас" (Airbus) уже провела свое расследование, в котором как бы официально причиной аварии был назван отказ двигателя", — сказали они.

Иркутский летчик с 20-летним стажем тоже считает, что версия о человеческом факторе в данном случае абсурдна. Вот что он рассказал корреспонденту "Пятницы":

— Я прекрасно знал весь экипаж погибшего аэробуса. Это были такие педанты и профессионалы своего дела, которых еще надо поискать. У них всегда все было разложено по полочкам, работали четко, слаженно. Поэтому версия о человеческом факторе абсурдна. Это 100 процентов техническая неисправность самолета. После посадки приборы показали, что самолет перешел на взлетный режим. Технику просто заклинило, а за те секунды, которые оставались до трагедии, уже ничего нельзя было изменить. Мы с коллегами стараемся не обсуждать эту тему — слишком тяжело осознавать, что погибли настоящие профессионалы, наши друзья. Но если все же разговор об этом заходит, все придерживаются одного мнения — ошибки экипажа там быть не могло!

Авиакомпания S7 с заключением МАК тоже не согласна. "Расследование, проведенное Международным авиакомитетом, мы считаем неполным, а выводы экспертов — некорректными. Правды в этом документе не более чем 10%. МАК просто пошел по пути наименьшего сопротивления, обвинив во всем наших летчиков. Аэропорты и поставляемые в Россию самолеты сертифицирует сам МАК, поэтому перекладывать ответственность на технику или диспетчеров эксперты не хотят, а пилоты в этой схеме — единственное звено, которое комитет не контролирует. На них и можно свалить катастрофу, тем более что люди погибли и постоять за себя уже не могут", — заявил в интервью изданию "КоммерсантЪ" официальный представитель S7 Илья Новохатский.

Списывать все ошибки на мертвых — самый простой выход: пострадавших сотни, виноватых уже нет. Но ни родственникам погибших, ни пострадавшим, ни тем, кому еще предстоит стать пассажиром воздушного транспорта, от этого не легче.

Как это было?

Напомним, утром 9 июля авиалайнер А-310 рейса N 778 Москва — Иркутск совершил посадку в аэропорту Иркутска. При снижении лайнер коснулся полосы, а затем на скорости больше 200 км в час с тонной топлива на борту врезался в бетонное ограждение гаражного кооператива. Погибло 124 человека. Тела 7 до сих пор не опознаны.

Иски не отклонят

Представитель американских адвокатов, которые намерены защищать интересы пассажиров и родственников погибших в иркутской авиакатастрофе, Роман Буянов сообщил вчера в интервью телекомпании "АС Байкал ТВ", что после объявления официальной причины трагедии в делах подателей исков ничего не изменится. Защитники заранее внесли в иски две предполагаемые причины авиакатастрофы — техническая неисправность лайнера и ошибка пилотов.

Где будет новый аэропорт?

По информации пресс-службы Минтранса, распространенной в среду, 22 ноября, строительство нового аэропорта в Иркутской области наиболее предпочтительно в районе населенного пункта Ключевая в 24 км от Ангарска. До конца 2007 года должен быть разработан инженерный проект, непосредственно строительство начнется в 2008 году, аэропорт планируется пустить в эксплуатацию в 2011 году. Общая стоимость проекта, по предварительной оценке, — 23 млрд руб. Об этом сообщила газета "КоммерсантЪ".

Метки:
baikalpress_id:  25 818