Много каникул

В некоторых иркутских школах дети отдыхают не четыре раза в году, а шесть

В этой школе все наоборот - у других в разгаре вторая четверть, а у них опять каникулы. Все потому, что с этого года иркутская школа № 19 работает в альтернативном, или модульном, режиме - рабочие будни теперь измеряются не четвертями, а триместрами, каникулы бывают в два раза чаще. Хорошо это или плохо, корреспондент "Пятницы" выясняла у педагогов, учеников и родителей.

Синдром третьей четверти

В администрации школы говорят, что новый режим обучения выбрали потому, что он положительно отражается на здоровье учеников. "При традиционном режиме дети очень устают. У нас есть даже такое понятие — синдром третьей четверти. Она длится целых 10 недель, и дети заканчивают ее совершенно измотанными. Мы выбрали режим, при котором учебный год разбит на триместры: по пять недель в первом полугодии и по шесть недель — во втором. После каждого триместра — недельные каникулы. Такой опыт на протяжении многих лет успешно практикуется в учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга", — рассказывает заместитель директора по научно-методической работе МОУ СОШ № 19 Валентина Чуканова.

Иркутские педагоги-альтернативщики пока не торопятся делать какие-либо выводы. Говорят, что все плюсы и минусы подсчитают в конце учебного года, когда выяснится, действительно ли стало меньше пропусков и дети стали меньше уставать. Пока есть лишь первые впечатления. Например, ученикам такой режим нравится больше, чем традиционный.

— Мне очень нравится. Отдыхать три раза в году — мало. Да и за пять недель учебы школа не успевает надоесть, — говорит одиннадцатиклассница Ольга Петровская.

— Так учиться намного лучше, пропусков меньше, потому что не успеваешь заболеть. Вот только получить оценки по всем предметам тяжело. Некоторые ведь только раз в неделю бывают, например музыка или ОБЖ. Приходится больше по ним готовиться и чаще отвечать, — рассуждает шестиклассник Тумэн Зориктуев.

— Мне тоже нравится. За четверть приходится выкладываться на полную катушку, устаешь сильно, а пять недель для учебы — это в самый раз. Не успеешь устать, снова каникулы, — поддерживает его ученик параллельного класса Саша Солдатов.

Взрослые отзываются о новшестве более осторожно.

— Честно говоря, я пока не поняла, нравится мне новая система или нет. Жаль, конечно, что во время каникул дети остаются дома одни. Но, по большому счету, наверное, детей такой режим хорошо организует — за пять недель учебы надо освоить гораздо больше материала и успеть получить оценки по предметам, — рассказывает бабушка Саши Солдатова Людмила Анатольевна Зехова.

Школьный врач-педиатр Маргарита Ростовецкая считает, что для здоровья такой режим полезен.

— Самые тяжелые — третья и четвертая четверти. К концу учебного года к нам обращается больше детей с головными болями, апатией. Все это признаки усталости. Новая система отразится на здоровье учеников, скорее всего, положительно. Говорю "скорее всего", потому что еще рано проводить анализ здоровья. Пока работаем в обычном режиме — хуже не стало, но и лучше тоже.

К лету администрации школы предстоит не только оценить эффект от введения нового режима, но и решить, оставлять ли его на будущий год или вернуться в традиционный. "Все будет зависеть от результатов анкетирования родителей, учеников и педагогов. Потом вместе решим, как работать дальше", — сказала Валентина Чуканова.

Плюсов больше, чем минусов

Если для 19-й школы это лишь эксперимент, то для лицея № 1 — это привычный режим работы. По мнению сотрудников учебного заведения, в этой системе больше плюсов, чем минусов. "Пожалуй, минус только один — после недели каникул детей сложно вновь втянуть в учебный процесс. Зато плюсов гораздо больше. Во-первых, этот режим лучше соотносится с биологическими ритмами человека. Ведь известно, что каждые пять-шесть недель людям требуется смена деятельности. В нашем случае учеба сменяется отдыхом и различными культурно-массовыми мероприятиями, которые мы стараемся провести именно в каникулы. Во-вторых, можно без толчеи и очередей ходить в музеи, кинотеатры, театры, выезжать за город — ведь каникулы в других школах проходят в другое время. В-третьих, детям нужно готовить домашнее задание не по шести, а по трем предметам, потому что модульная система предполагает проведение уроков парами. То есть в день два урока биологии, два — математики, два — химии", — пояснил директор лицея № 1 Олег Ивкин.

Пока модульный режим обучения введен лишь в четырех иркутских учебных заведениях. Но, возможно, со временем на нее захотят перейти и другие школы. Если все будет хорошо, почему бы не попробовать?

Где учат по модулям?

В Иркутске таких учебных заведений всего четыре — лицеи № 1 и № 3, школы № 19 и № 24.

Что такое модули?

При модульном (альтернативном) режиме учебный год измеряется не четвертями, а модулями (триместрами). В первом полугодии один триместр длится пять недель, во втором — шесть. По окончании каждого триместра — недельные каникулы.

Кто их придумал?

Альтернативный режим был разработан советскими учеными еще в конце 50-х годов прошлого века. Первыми опробовали новую систему московские и ленинградские школы — больше 30 лет назад. В Иркутске пионером модульного обучения стал лицей № 3, где альтернативка практикуется уже 10 лет.

Каникул больше?

Продолжительность отдыха не отличается от традиционной системы. Разница сглаживается за счет каникулярных дней: если при обычном режиме каникулы могут продолжаться 10 дней, то при альтернативном — стабильно неделя. Новогодние каникулы тоже не исключение — дети отдыхают неделю, а вот летние каникулы начинаются на две недели позже — с 15 июня: полмесяца уходит на сдачу зачетов и экзаменов.

Когда отдыхают?

В этом году модульные школы уходят на каникулы

с 9 по 15 октября,

с 20 по 26 ноября,

с 31 декабря по 8 января,

с 20 по 26 февраля,

с 10 по 16 апреля,

с 15 июня по 1 сентября.

Метки:
baikalpress_id:  5 711