Чтобы лучшее вернулось

Мы не всегда задумываемся над повседневными фразами, над действиями, которые привычны до автоматизма. Взять хотя бы такой заезженный лозунг: "Поддержим отечественного производителя!". Его используют политики в своих призывах, экономисты, носители рекламы. Но если подумать, то возникнет много интересных вопросов. Во-первых, а кого на сегодня считать отечественным производителем? Того, чье предприятие располагается на территории России? Того, чье предприятие зарегистрировано на территории Иркутской области, а его владелец россиянин? Может, того, кто располагается на территории РФ, а владелец — иностранец? Или предприятие, на котором трудятся россияне? Какой продукт в этом случае считается отечественным?

Во-вторых, кто получает прибыль от тех предприятий, на которых трудятся россияне? Нередко работники находятся в тяжелых условиях труда и получают небольшую зарплату по сравнению с тем продуктом, который они производят. Естественно, здесь наблюдается нарушение прав работников, техники безопасности, технологии производства, наносится ущерб экологии. Нам остается безжизненная пустыня, а выгоду и доходы получают иностранцы. Формально это и есть "отечественный производитель".

Достаточно яркий пример — пиво и сигареты. Это наиболее часто рекламируемые продукты. У большинства из них привычные слуху российские названия: "Купеческое", "Очаковское", "Клинское" — чего только нет. Но владельцы практически всей пивной и сигаретной отрасли находятся за рубежом. Соответственно, и прибыль уплывает туда. А нам остаются негативные последствия широко разрекламированного продукта: для многих студентов становится потребностью пропустить перед лекциями бутылку пива. Какой из него потом ученик после бутылки, с которой многие молодые люди не расстаются с утра до вечера? Сможет ли он воспринять то, что ему говорят преподаватели, чему его учат? Так стоит ли поддерживать такого производителя — я сильно сомневаюсь. И таких примеров на сегодня много.

На этой неделе отмечается Международный день студента. Праздник наверняка будет очень активно сопровождаться этими двумя продуктами. И я не могу этого понять, оправдать или с этим согласиться. Все, что я помню о своем студенчестве, — это пять лет огромного напряжения. Мне приходилось вставать рано, чтобы в шесть часов отправиться в институт, который располагался на другом конце Новосибирска. Потом до двух часов лекции. Я знал, что у меня не будет времени перечитывать перед экзаменами учебники, поэтому очень скрупулезно записывал все лекции. После лекций — лабораторные работы. Потом я торопился на тренировки, которые проходили в центре города. К десяти вечера приходил домой, занимался, в первом или втором часу ночи ложился спать. И так все пять лет. Плюс различные конкурсы, общественная работа, спортивные соревнования. Мои однокурсники увлеченно занимались в кружках, комсомольской работой, была развита творческая работа. Я со студенческих лет привык считать секунды. Было трудно, но очень интересно жить и учиться. И нам некогда было расслабляться пивом и сигаретами. Другие были приоритеты, другая страна, другое поколение.

Мне немного жаль современных студентов. Тех же строителей. Мы мечтали строить большие, масштабные объекты, и нам это удалось. У нынешних студентов нет возможности проверить свои силы и знания на таких стройках. С другой стороны — у них больше самостоятельности, больше возможностей, больше выбора. Они вольны выбирать, чем заниматься, что носить, что применять, какому производителю продуктов отдать предпочтение. Когда-то все, что нас окружало, чем мы пользовались, было отечественное — качественное и надежное. Импорт был представлен в очень малой доле всех товаров. А самая распространенная реклама — "Летайте самолетами Аэрофлота". Другая страна, другие приоритеты... Хотелось бы, чтобы все то надежное, стабильное и правильное, что было, вернулось вновь. Чтобы наши студенты занимались глобальными проектами, масштабными стройками и широкими перспективами. И возродим отечественного производителя!

Загрузка...