Станет ли лучше без кондукторов?

С 1 января 2007 года иркутяне простятся с кондукторами. Их заменят компостеры

В руководстве трамвайно-троллейбусного депо говорят, что это вызвано причинами экономического характера. И что без кондукторов им удастся сэкономить 11 миллионов в год. Однако нехитрые подсчеты показывают, что затея с увольнением кондукторов может закончиться для иркутян очередным транспортным кризисом.

Хамят, но выручку приносят

Напомню, что кондуктора появились в Иркутске ровно десять лет назад по одной простой причине — народ не хотел платить за проезд. А время было тяжелое: самый разгар реформ, огромная армия безбилетников. Вот и решили тогда вернуться к кондукторам: живой человек все-таки надежнее. А теперь их решили сократить. Как выяснилось, эти планы у руководства Горэлектротранса зрели давно, по признанию самого директора депо Анатолия Ступникова, первые мысли появились еще полтора года назад. Оказывается, содержание кондукторов дорого обходится. Особенно эта проблема обострилась после того, как группа кондукторов подала иск в суд с требованием выплатить им причитающиеся по закону деньги после повышения размера минимальной оплаты труда. Суд они выиграли. Зарплату прибавили. А потом вдруг кондукторам решили показать на дверь.

Держи карман шире

Для кого-то эта новость прямо как бальзам на рану. Кондукторов ведь многие ненавидят. Да и сами кондуктора, к сожалению, не всегда являются образчиками вежливости. Бывает, что хамят и из трамвая выгоняют. Только одно не подлежит сомнению - именно с приходом кондукторов трамвайно-троллейбусное депо стало получать стабильный доход. Возникает закономерный вопрос: кому от того, что их сократят, будет лучше? Горэлектротрансу? Пассажирам? Или безбилетникам?

Начнем по порядку. Итак, первый вопрос: будет ли у депо экономическая выгода от сокращения кондукторов, которые, напомню, обеспечивали сбор живых денег? Здесь возникают большие сомнения. По всей видимости, руководители депо, затевая возврат к компостерам, полагают, что иркутяне за десять лет стали более ответственными и готовы платить добровольно и без лишних напоминаний.

А как на практике? Кондуктора, многие из которых работают в депо по 5—8 лет, уверяют в обратном. Большая часть пассажиров, по их словам, до сих пор всячески пытается улизнуть от оплаты. Причем даже люди пожилого возраста, которые до сих пор не могут смириться с отменой транспортных льгот.

— Добросовестных пассажиров очень мало, процентов пять от общего потока, — рассказывает Галина Лаврентьевна Вороновская (она работает кондуктором троллейбуса три года), — обычно идешь по салону, и все глаза прячут, мол, проездные у них. Попросишь показать, начинают возмущаться. Потом выясняется, что они его якобы дома забыли. Приходится скандалить. Некоторые от злости деньги прямо в лицо швыряют, мол, подавись... А если народу много в час пик, то они только рады, что под шумок можно бесплатно проехать.

—Я давно работаю с народом, — подтверждает Валентина Дмитриевна, кондуктор троллейбуса № 1, — пока не подойдешь и не дернешь, никто не платит. И от того, что нас уберут, никому лучше не будет. Троллейбусы лучше ходить не будут. А выручки не будет, что они будут делать?

— Каждый день мы слышим в свой адрес и маты, и оскорбления, — жалуется Ирина, кондуктор трамвая № 1. — Mногие уже заранее радуются, говорят: скорее бы вас убрали. Старики заявляют, что теперь даже проездные брать не будут. Мол, зачем я буду брать проездной, когда две остановки и так проеду. Кому лучше от этого будет — я не знаю. Лично мне лучше не будет, я останусь без работы.

С кондуктором порядка больше

Теперь насчет удобства пассажиров. Ведь кондуктор не только продает билеты, он еще и за порядком в салоне следит. Любому человеку ясно, что с нашим уровнем культуры сегодня оставить салон без кондуктора — это все равно что добровольно отдать на растерзание вандалам.

— Как только уберут нас — сразу же наступит бардак, — переживает Юрий, кондуктор троллейбуса № 5. — Троллейбусы все поразрежут, заплюют, загадят. Многие люди ведут себя по-свински. Бывает, что в пьяном виде заходят, и тут же мочатся, и блюют прямо в салоне. Очень обидно, особенно за новые машины. Конечно, мы за порядком следим и за чистотой. Выгоняем тех, кто заходит с пивом и семечками. У меня прямо душа болит. Жалко... Представить страшно, что начнется.

Кондуктор Галина Лаврентьевна также уверена, что троллейбус или трамвай без кондуктора — это все равно, что дом без хозяина. "У наших людей психология — раз не мое, так и не жалко. Можно пачкать, резать, портить. И портят с удовольствием! К примеру, едет мамочка с сыном лет шести. Он нашел где-то гвоздь и давай ковырять сиденье. Я замечание сделала, так мамаша взвилась, мол, что вы терроризируете ребенка. Ничего себе! Изрезал все кресло. Нет, ничего из этой затеи не получится доброго. Одни убытки".

Наталья, кондуктор троллейбуса № 8, рассказала, что каждый день ведет войну с вандалами, которые, дай им волю, разрисуют весь салон матерными словами и распотрошат все сиденья. Кондуктора реально заботились о том, чтобы в салоне было хотя бы чисто и тепло. "У нас большая проблема в салонах с пылью, особенно весной и летом. Я приношу ведро с водой и поливаю пол, чтобы дышать было легче. Зимой я забочусь, чтобы в салоне печка работала. Теперь пол поливать будет некому, и печки, наверное, тоже уберут". Действительно, зачем теперь печки? Пассажиры, кому надо, и так поедут.

Еще одна проблема — карманники. Это вообще такая напасть. В докондукторскую эпоху карманные воры жизни никому не давали. С кондукторами как-то спокойнее. Некоторые (не все, конечно) предупреждали, мол, прячьте кошельки — карманники зашли. Теперь предупреждать будет некому. То-то карманники порезвятся на славу.

Получается, и пассажирам никакой выгоды от возврата к компостерам не будет. Одни переживания и неудобства.

Странная реформа: одних убрали, других набрали

Всем иркутянам давно понятно, что городская система транспорта требует немедленного реформирования. Но то, что происходит сейчас, реформой назвать очень трудно. Кондуктора — это действительно очень затратное дело. Им надо платить зарплату, одевать, обувать, ставить прививки от гриппа. И все-таки очень странно, что решили убрать именно их, но при этом набирают огромный штат контролеров, которые якобы смогут обеспечить прежний уровень сборов. Контролеров, по словам Анатолия Ступникова, будет достаточно, чтобы проверить каждый салон. Но насколько это реально?

— Контролеры не смогут проверить каждого пассажира, особенно в часы пик, — рассуждает Галина Вороновская, кондуктор троллейбуса, — я и так не успеваю их обилетить в толкучке, а контролеры — и подавно. Да и самих контролеров как проверить? Они могут сделать вид, что зашли, подписать у водителя контрольный лист и спокойно пойти по своим делам.

А потом контролерам тоже надо платить зарплату, причем немаленькую. Работа тяжелая и нервная. Какая же это экономия? Получается, что те деньги, которые раньше платили кондукторам, теперь будут отдавать контролерам. Где выгода?

И еще очень странная история с ларьками, в которых продаются проездные билеты. Мне всегда казались эти ларьки безумным расточительством. Ведь надо платить за их изготовление, установку, отопление, зарплату киоскершам, которых, кстати, в этих киосках почему-то постоянно не бывает. Эти билеты вполне могут продаваться в газетных или табачных киосках, а еще лучше установить автоматы в магазинах. Один раз вложиться, а потом все это себя окупит. Но, как выясняется, киоски не только остаются, их станет даже больше. Возникает вопрос: откуда депо возьмет столько денег на содержание этой армии киоскеров-контролеров? По всем прикидкам получается, что расходы еще больше должны увеличиться, причем в разы.

Наконец — главное: сегодня троллейбусы и трамваи ездят, потому что заинтересованы в выручке. Кондуктора даже дополнительные часы берут, чтобы больше денег собрать. А теперь какой смысл водителю троллейбуса напрягаться? Какая теперь разница: сколько поездок совершить в день — десять или пять? На зарплату это никак не повлияет. И в итоге не придем ли мы к ситуации десятилетней давности, когда троллейбусов и трамваев приходилось ждать по полчаса, а то и больше.

Многие кондуктора уверены, что вся эта операция по их устранению затеяна специально, с целью довести предприятие до банкротства. Кстати, вполне вероятный сценарий. Если доходы у депо резко снизятся, предприятие станет банкротом. Что тогда? А тогда в Иркутске вообще может не быть муниципального транспорта, и частные перевозчики смогут диктовать свои порядки. Без всякой альтернативы...

Экономия обернется разрухой и банкротством

За 10 лет, с тех пор как в иркутских троллейбусах и трамваях убрали компостеры, пассажиры так и не смирились с необходимостью оплачивать проезд в общественном транспорте. Кондуктора в один голос утверждают, что экономия, связанная с их увольнением, на которую рассчитывает руководство Горэлектротранса, обернется огромными убытками и, возможно, банкротством. Пассажиры перестанут платить за проезд, а безнадзорные салоны троллейбусов и трамваев быстро обветшают и придут в негодность. Хорошо от реализации этой идеи будет только карманникам, которые снова начнут кромсать и резать наши с вами сумки и карманы.

Метки:
baikalpress_id:  4 940
Загрузка...