Все мы немножко путинцы

В XX веке в русской поэзии был безусловный гений. Маяковский. Именно он выразил эпоху в поэтическом слове. И только у него так органично рокот трибуна снисходил до лирического шепота. "Деточка, все мы немножко лошади". Все мы везем на себе воз, такой, что порой разъезжаются ноги. Стоит ли нас увещевать кнутом? А может, лучше заглянуть в "лошадиные глаза", дать кусочек сахара и похлопать по натруженной холке? Не знаю, каково отношение Путина к стихам Маяковского. Но почти все в этой стране не только немножко лошади, но и немножко путинцы. Хотим мы этого или нет. Периодически Путин заглядывает в наши глаза и говорит нам слова. Многим и того довольно. Но не всем. И эти "не все" пытаются разобраться, что там, уже за путинскими глазами и голосом скрыто. Как ни крути, все мы немножко путинские, даже если не путинцы.

Экономика должна быть

Путин по-прежнему остается экономикоцентристом. Фактическим марксистом в понимании жизни. Общественное бытие определяет общественное сознание. Для него это аксиома. Он по-прежнему ловко и с удовольствием оперирует цифрами. По-прежнему борется с инфляцией. Гордится тем, что расплатился по советским долгам. Радуется инвестициям. Ложкой дегтя в своей экономической бочке он признает только падение темпов промышленного производства на фоне увеличения импорта.

  • Комментарий. Экономическая политика президента в целом не отвечает потребностям страны. На самом деле промышленный рост ничтожен. По-прежнему происходит деиндустриализация страны и регионов. Достаточно разуть глаза и увидеть: мы много потребляем и ничего не производим. Сырье не в счет. Деиндустриализация — прямое следствие упрямой либеральной экономической политики. В центре ее — финансы. Для нас — нефтяные деньги. Которые солят, вывозят, вкладывают в чужую материальную сферу. Взять Мамону за брюхо президент не решился и уже не решится. Рузвельта из него уже не получилось.

Дороги и не только

Инфраструктура — одно из ключевых слов в лексиконе президента. Экономический рост упирается в дороги, автомобильные и железные, а еще в морской, речной, авиационный транспорт. Задача: строить и построить дорогу Чита — Хабаровск, расширить транспортные сети на калининградском, петербургском, новороссийском, сочинском направлениях. Использовать новые возможности для усиления позиции России в международном разделении труда. Денег на это мы не жалеем. 2005 год — 100 млрд, 2006 год — 130 млрд, 2007 год — 195 млрд.

  • Комментарий. Страна, занимающая 1/8 часть земного шара, открывшая для мира Антарктиду, проложившая Северный морской путь, покорившая земной и космический океаны, вдруг оказалась консервной банкой, едва удерживающейся на плаву. У нас, по большому счету, задача не того масштаба, чтобы можно было залатать то, чего фактически уже нет. Мыслить надо масштабнее, чем предлагается. Тем более что друзья-соперники подобрали все, в том числе и крохи, с нашего бывшего стола. Пример — Пекин. Бывший "младший брат" многому научился. Чего стоит фактический контроль КНР над Панамским каналом. Без шума и пыли китайцы прикупили канал, приступили к строительству супертанкеров. Во многом решив свою топливно-энергетическую проблему. И натянув при этом нос американцам. Венесуэльская нефть для Китая! Геоэкономика, ставшая геополитикой. Пример, достойный подражания. Масштабнее надо мыслить... По-китайски.

Авиация и авиационная безопасность

Это проблема комплексная. Это аэропорты, самолеты, летчики. На аэропортовое хозяйство в 2004 году мы потратили 1,9 млрд. В 2007-м будет свыше 20 млрд. Инвестиции — и государственные, и частные. Пока решения нет, но будет.

Авиационный парк. "Здесь тоже есть проблемы, и очень большие". Выход — создание мощного авиационного холдинга. Однако те, кто должен строить самолеты, предпочитают торговаться, как на восточном базаре, за активы и будущие прибыли. "Надо заканчивать эти разговоры и переходить к конструктивным решениям, уже время практически вышло".

Летный состав таков, что ошибки экипажа, пресловутый человеческий фактор, становятся главной угрозой безопасности полетов. Нужно обратить внимание на подготовку летчиков, повысить дисциплину.

Комментарий. Начну с того, что Аэрофлот был самой безопасной авиакомпанией в мире. Это не дань дежурному патриотизму. Это факт. Самолеты были — все свои. И они самые надежные в мире. Но в самолетостроении шел и идет целенаправленный процесс уничтожения базы производства авиатехники. Он включает все элементы цепочки: конструирование, испытания техники, серийное производство. Мудрый архитектор-"новатор" Троцкий (однофамилец) на восходе советской власти предложил забыть об архитектуре прошлого. Просто забыть и не поддерживать. Тогда, справедливо полагал он, обветшавшие и утратившие внешнюю привлекательность строения будут обречены. Их снесут как старый хлам. А взамен строй новые шедевры. Многое получилось по Троцкому. В авиастроении тоже уже получилось. И министр Левитин льет крокодиловы слезы: не можем сами обновить парк — идите иностранцы и владейте нашим небом. Что за бред? В конце концов, есть у нас политическая воля или нет? Президент у нас гарант чего? Прибыли в толстых кошельках? Если ближайшие к президентскому телу чиновники не могут столько лет развернуться на всем готовом — зачем они нужны? Или неправильно поставлен вопрос? Кому-то нужны?

У меня предложение. Не можем совладать с расхитителями былого социалистического имущества, значит, их надо убрать. Из производственного процесса. Восстановить министерства. Забыть о зарубежных рынках. Выбросить эту идефикс, маниакальную идею, из головы. У нас такой внутренний рынок, что пахать его не перепахать. Тем более что все деньги, которые мы получали и получаем от экспорта, уходят в известном направлении — обратно. А бедный, бедный Кудрин (в оправдание, что ли?) жалуется всем: вся беда у нас от денег.

О наших летчиках и летных качествах русских говорили всегда с восхищением и завистью. Начиная с Нестерова, Уточкина и иже с ними. Заря мировой авиации восходила вместе с этими блистательными именами. Но если разорять летные школы и плевать на летные традиции, не давать будущим асам керосина и летного времени, то тогда остается тянуть только жалкую песню о дисциплине. Сколько живу, столько помню: там, где начинается авиация, заканчивается дисциплина. Чкалова тоже за ее отсутствие наказывали. Дилемма проста: недоучившиеся недотепы или будущие асы. Настоящий ас никогда не станет рисковать чужой жизнью. Только своей, и то, когда риск оправдан.

Лес — наше богатство

Комментировать нечего. Все настолько банально, хоть плачь. Собака лает — караван идет. Это я о президентских сетованиях. Лес рубят — щепки летят. Это я об их эффективности. Хотя, может быть, сетования и их эффективность надо переставить местами.

О Кондопоге и рынках

См. выше.

Экология

Экология — императив нашего времени. Проект нефтяной трубопроводной системы из Сибири к Тихоокеанскому побережью давно перестал быть техническим. Полемика вокруг трубы разбудила экологическое сознание и сделало его постоянным и важным фактором общественно-политической жизни страны. Байкал сегодня — это символ новой экологической эпохи.

  • Комментарий. Президент был прав. Тогда, когда превратил трубопроводную байкальскую проблему в эпопею. Весь мир узнал — есть вещи, внутренние, российские, дороже денег. Это превратило экологию в дубину в руках России. Почти "дубину народной войны", сокрушившую Наполеона. В таком контексте возвращение энергетических активов, в том числе на Сахалине, под контроль российского государства обрело культурно-цивилизованную форму. Теперь возможно, но трудно вернуть спор национальных и наднациональных хозяйствующих субъектов в чисто экономическое, тем более политическое русло. Склонен признать, президент провел блестящую шахматную партию. А экология? И экология причем. А при такой же действенной поддержке, как в случае с Байкалом, навсегда и к нашей национальной и гражданской, просто человеческой пользе.

Каэндээровский лакмус

Атомные испытания в Корее — плохо. Но виновник — не КНДР. Виноваты и корейцы, и американцы. А это меняет все. Обострение ситуации еще раз показало: нельзя загонять суверенные страны в угол. Тем более если у них есть политическая воля. Показало оно и другое: разрубать гордиевы узлы не всегда удается, тем более в одиночку. Шестисторонний формат переговоров: Россия, КНР, КНДР, США, другие страны — это единственная дееспособная конфигурация.

Комментарий. Постепенно Россия учится осваивать свою новую старую роль. Не региональной, а мировой сверхдержавы. И оказывается, поведение слона в посудной лавке не всегда эффективно. Гибкая сила, о которой столько говорят западные политологи и в которой нам отказывают свои, у нас есть. Дело за малым — не ослаблять политическую волю.

"Что будет с нами и со страной после 2008 года?"

На этот вопрос водителя Аркадия президент Владимир ответил: все будет хорошо. Как в одноименном фильме.

Комментарий. Восемь лет для президента в России начала XXI века — не срок. Или срок, если он тяготится властью. Великий Шарль де Голль, поднявший Францию во весь ее замечательный рост и заложивший основы ее нового величия, а заодно и давший жизнь Единой Европе, занимал пост президента республики с 1958 по 1969 год. Де Голль был рожден для подвигов, славы и тяжелого государственного труда. Франклин Делано Рузвельт — величайший американец — руководил страной с 1933 до своей смерти в 1945 году. Если верить кремлевскому кудеснику-политтехнологу Глебу Павловскому, В.В.Путин по мировоззрению — городской буржуа. Не по Сеньке, стало быть, шапка. Тем более когда она начинает сама по себе превращаться в шапку Мономаха. Искренне жаль. Объективно, у Путина есть тот запас прочности, который помог бы стране решить целый ряд проблем успешнее с ним, чем без него.

Каким бы ни был преемник, ему потребуется время, чтобы выстроить свою собственную властную вертикаль. Потом он станет готовиться к новым президентским выборам. Так пройдут первые четыре года. Сможет ли Путин быть русским Дэн Сяопином? Вряд ли. По крайней мере, в нашей истории не было ни одного лидера, царя или вождя, который бы проводил политику предшественника. Жалкие попытки как Березовского, так и Ельцина примерить желтый халат китайского реформатора и водить своего "ставленника" на ниточке закончились для последнего конфузом, для первого — побегом.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments