Никак не поделят

Продолжается спор между областными и городскими властями о том, кто будет распоряжаться иркутской землей

Напомним, в июне Законодательное собрание Иркутской области решило, что распоряжаться землей (оформлять разные документы на землю. — Авт.) должны городские власти. Но прошло чуть больше трех месяцев, и администрация региона вновь подняла вопрос о передаче иркутских земель в управление области. Каждая сторона уверена, что только она сможет эффективно распорядиться землей. Кто победит на этот раз, вновь должно решить Законодательное собрание области.

Наступать на грабли

Пока перевес на стороне региональных властей — 25 октября на сессии областного парламента депутаты приняли законопроект о земле в первом чтении. Но у города еще есть шанс отыграться — внести свои поправки (исключить пункт о хозяйствовании на иркутской земле. — Авт.) во время второго чтения проекта закона.

До этого момента у властей есть время еще раз взвесить и обсудить все за и против. Хорошо бы, чтобы до принятия окончательного решения власти изучили опыт других российских регионов, где подобные законы уже приняты и вступили в действие. Лучше ведь учиться на чужих ошибках, чем наступать на грабли, которые каждый раз будут очень больно бить по лбу.

Итак, на сегодняшний день в 22 регионах страны муниципальной землей распоряжаются областные и краевые власти. Предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в некоторые регионы и посмотреть, как теперь там обстоят дела.

...или учиться на чужих ошибках

В Пскове такой закон действует меньше года, но даже за этот короткий срок управление землей оказалось в "коматозном" состоянии. Вот что рассказал начальник земельного управления администрации города Пскова Рудольф Филицкий:

— Закон был принят 29 декабря 2005 года, в силу вступил 10 января нынешнего года. О принятии закона городским властям сообщили постфактум после новогодних каникул. После принятия закона выделение участков оказалось в "коматозном" состоянии. Закон был составлен неграмотно, был оспорен в суде. Сейчас подготовлена уже третья редакция закона за этот год. Участки практически не выделяются. За весь год выделено два участка под промышленное строительство, еще два — под жилое. Принятым законом предусматривается предоставление земельных участков только с торгов. Даже под огород. Люди недовольны. Появились судебные иски по поводу задержки согласования документов и бездействия властей. Суд окончательного решения до сих пор не принял. Сколько земля будет находиться в подвешенном состоянии — никто не знает.

В Самаре правая рука не ведает, что творит левая, в итоге на одном земельном участке появляется несколько хозяев. Об этом рассказала заведующая сектором юридического управления администрации города Самары Елена Коломеец:

— Появились проблемы со сроками оформления земель. Если раньше документы оформлялись по одному акту, теперь сначала надо взять разрешение у области. Но у области нет базы данных по земельным участкам, поэтому очень часто бывает, что область разрешает выделение участка, не зная, что у этих участков уже есть хозяева. Закон у нас принят в июле, и с этого времени в городе еще ни разу не проводились торги по продаже земельных участков.

В Нижнем Новгороде ситуация один в один напоминает иркутскую историю — область захотела хозяйствовать на городских землях и своего добилась. Но, как и у нас, в новгородской областной администрации нет ни специального отдела, ни людей, которые бы делали это профессионально, хотя закон здесь действует почти год. Что из этого получилось, объяснила начальник отдела по разграничению земель администрации Нижнего Новгорода Елена Клюева:

— Закон работает с 1 января 2006 года, но механизма его работы в области до сих пор нет, как и людей, которые этим бы занимались. Область забрала себе полномочия на все земли, и все очень усложнилось — встали все оформления. Даже если оставалась одна подпись, людям приходится снова проходить все инстанции и оформлять все заново. Еще один минус — город выделяет участок, человек идет в область просить разрешения, если получает положительный ответ, возвращается в город за выделением границ. Потом человеку надо проверить по границам, не принадлежит ли этот участок уже кому-нибудь.

У наших соседей-сибиряков из Кемерово все стоит и едет — за пять месяцев действия закона на аукцион не было выставлено ни одного участка. О причинах — начальник отдела правовой работы КУМИ администрации города Кемерово Яков Сизов:

— В Кемерово земельный закон принят в конце июля 2006 года и сразу же вступил в силу. Городские власти узнали об этом только через неделю. В результате принятия закона управление землями города перешло в ведение областных властей. Город больше не занимается выделением земли даже под дачные участки. Состоялась встреча городских и областных депутатов, но из области вразумительных объяснений не последовало. Областные власти наметили создание структуры, которая будет заниматься земельными вопросами, то есть формировать земельные участки, принимать заявки, заключать договоры. Предполагается, что здесь будет работать 30 человек. Пока набрали только половину сотрудников. Дело стоит. Сроки прохождения документов увеличились многократно. За пять месяцев не было выставлено на аукцион ни одного участка.

Стройки не будет?

Даже из этих немногочисленных высказываний понятно, что простым людям изменения в законодательстве только прибавили проблем — увеличились сроки оформления документов на участки, добавилась необходимость собирать лишние автографы у чиновников разных уровней.

Не похоже, что в Иркутской области результат будет другим — в администрации нашего региона также до сих пор нет ни специалистов, ни структуры, которая бы занималась земельными вопросами. Зато, со слов представителей региональной власти, есть большое желание строить много недорогого жилья. Но ведь строят не чиновники, а строители. Поэтому логично дать им слово, чтобы узнать, что они думают по поводу принятия этого законопроекта.

Например, генеральный директор треста Иркутскжилстрой Сергей Петренко думает, что областные власти смогут эффективно распоряжаться землей только тогда, когда создадут специальную структуру. Но если передать земли в ведение области сейчас, то это тормознет работу строителей как минимум на год:

— Пока в области не будет создана структура, которая займется только земельными вопросами, передавать распоряжение землей на региональный уровень нельзя. Это затормозит строительство примерно на год. Я знаю, что сейчас в областном строительном департаменте есть хорошие специалисты, но они никогда не занимались этими вопросами. Между тем город решает вопросы по землеотводу по схеме "единого окна", что существенно сокращает сроки оформления документов. Кроме того, в мэрии не существует проблем с согласованием разных земельных вопросов — раз в неделю проходит совещание всех коммунальных служб, которые рассматривают возможность проведения различных работ на участках. Перестраивать отработанную схему будет очень тяжело и для администрации (придется тратить деньги и обучать специалистов), и для нас (сроки строительства будут затянуты).

Ломать — не строить, уверен генеральный директор ЗАО Иркутскпромстрой Антон Шлойдо. Опытный строитель не понимает, зачем нужно менять то, что хорошо работает:

— Мне нравится, как работает мэрия — очень слаженно, быстро и без всякого хамства решает все земельные вопросы. Зачем ломать то, что есть? Тем более что создать такую структуру, — очень тонкая и серьезная работа. На это уйдет несколько месяцев. И главное при этом — не наломать дров, а то работать строителям будет сложно.

Против принятия этого законопроекта высказались еще несколько крупных строительных фирм, работающих на территории города. Все они считают, что область не сможет эффективно хозяйствовать на иркутской земле, потому что "еще не научилась этого делать". Однако руководители этих компаний попросили опубликовать их мнение анонимно, мотивируя это тем, что "еще неизвестно, с кем придется работать дальше, а терять свой бизнес совсем не хочется".

Увеличатся сроки оформления земельных документов, строительство затормозится, людям месяцами придется обивать чиновничьи пороги...

Что дальше? Вариантов немного — все остается по-старому, и тогда город спокойно живет и развивается, либо строим новую систему, но тогда рушим весь строительный комплекс. Решение за депутатами областного парламента.

Слабо учиться на чужих ошибках?

В некоторых российских регионах областным властям позволили распоряжаться землей и теперь сами тому не рады — на голову чиновников падают кипы судебных исков от недовольных граждан, потому что зачастую у одного земельного участка оказывается несколько хозяев, и все потому, что областные власти не были готовы к работе с землей. То же самое может произойти и в Иркутской области. Во всяком случае, местные застройщики считают, что не нужно ломать уже существующую систему, иначе строительство затормозится не меньше чем на год. Встать в длиннющую очередь за чиновничьим автографом придется и тем, кто пожелает оформить документы на строительство гаража, дачи или прокладку водопровода.

Метки:
Загрузка...