Ковбои из Усть-Орды

Водители маршруток из поселка останавливают иркутских конкурентов прямо на трассе среди степи и требуют пересадить к ним пассажиров

В апреле прошел референдум по объединению Иркутской области и УОБАО. Его девизом стало утверждение того, что "мы и так вместе всю жизнь". Для тех, кто еще сомневался, сегодня очевидно, что личные местечковые интересы стоят гораздо выше государственных. Пример тому — одно из обращений в рубрику "Народный автоконтроль": маршрутчики Усть-Орды и Иркутска воюют друг с другом из-за пассажиров. Причем делают это не совсем корректными способами, а как-то совсем по-ковбойски.

"Я боюсь с ними ездить..."

К нам обратилась иркутянка Ирина Ципинова, сотрудница Транссибирской пассажирской компании.

— Живу я в Иркутске, а работаю в Усть-Орде, — рассказывает Ирина. — Каждое утро отправляюсь на автовокзал и еду до Усть-Орды. Встаю дома в шесть утра, а к девяти уже нужно выйти на работу в поселке.

Вместе с Ириной в Усть-Орду ездят многие иркутяне, которые там работают. Недавно на маршруте Иркутск — Усть-Орда появились автобусы N 510.

— Ребята просто отличные, — продолжает Ирина. — Их машины все в хорошем состоянии и ездят четко по расписанию: если пассажиров не хватает, они не ждут, пока наполнится автобус, а едут.

Проблемы у Ципиновой и других иркутян начинаются, когда они возвращаются домой.

— Все происходит как в американских фильмах, — продолжает Ирина. — Примерно в трех километрах от поселка три маршрутки обгоняют нашу и принуждают остановиться. Потом частники из Усть-Орды разговаривают с нашим водителем, и он просит нас пересесть в другую (бурятскую. — Авт.) маршрутку. Но если в пятьсот десятом мы едем за 60 рублей, то усть-ордынские требуют 80. Есть же разница?

У иркутских водителей четкая цена, а у усть-ордынских плавающая: какую захотят, такую и ставят. Кроме того, частники ездят намного быстрее.

— Лично я боюсь с ними ездить, — продолжает наша читательница. — Едешь и трясешься: останешься жив или нет.

К тому же усть-ордынские частники в отличие от иркутских не выдают чеков, поэтому Ирине на работе не оплачивают эти поездки.

Это наша земля!

Маршрут 510 существует с 2004 года. Иркутская компания, которая курсирует по этому маршруту, держит сейчас на рейсе три маршрутки. Автобусов у компании больше, но в связи с возникшими проблемами они не выпускают их в рейс. Как говорят водители, проблемы в Усть-Орде начались, как только у их автовокзала появилось новое руководство.

Мы разговариваем с Чингизом Аюровым, водителем 510-го.

— Меня в самой Усть-Орде останавливали дважды, — говорит Чингиз. — Один раз стали зажимать на дороге две маршрутки, но я вывернулся. Но они тут же догнали и стали откровенно подрезать, и я остановился. Мне в грубой форме объяснили, что зарабатывать здесь будут они, а пассажирам сказали, чтобы они пересаживались в следующую маршрутку.

Но вот что интересно, во второй раз пассажиры отказались пересаживаться и заявили "налетчикам", что ездят именно с этим водителем и ни с кем иным.

— Местные говорят так: "Это наша земля, и здесь зарабатывать будем мы", — рассказывает водитель Валерий, которого также вынуждали отдать пассажиров.

Берем сервисом

Пятьсот десятый работает от автоколонны, билеты пассажиры покупают в кассах автовокзала, автобусы этого маршрута ходят строго по расписанию. Поскольку на автовокзале Усть-Орды у этих маршрутчиков возникли проблемы, они развозят пассажиров по необходимым им местам. То же делают и в Иркутске: пассажир по мобильному сообщает водителю, где его забрать в городе, — чтобы не ехать на автовокзал. Как говорят водители этого маршрута, "мы берем сервисом". Мало того, все пассажиры пятьсот десятого застрахованы на время поездки.

Правда, пассажиров у этих маршрутчиков часто бывает меньше, чем у усть-ордынских, которые поджидают желающих сразу за трамвайной остановкой: шумно зазывают людей и отправляются по мере заполнения автобуса.

— Я работаю маршрутчиком уже десять лет, — говорит один из них, не представляясь. — А иркутские появились на этом маршруте лишь год назад. Конкуренция у нас жесткая, пассажиров не много. Нечего иркутским тут делать.

Внешне маршрутчики из Усть-Орды уступают иркутским: автобусы их старые, на многих из них нет желтых госномеров (которые показывают, что это общественный транспорт). Пассажиры вспоминают, что на одной из маршруток были неисправны тормоза, но она все равно выходила в рейс.

Заключайте договор — и пожалуйста!

Мы обратились к руководителю компании, которая с мая этого года арендует автовокзал в Усть-Орде:

— Мы планируем в ближайшее время выкупить автовокзал в Усть-Орде, — говорит Виталий Зубков. — А если будет продаваться автовокзал и в Иркутске, то также будем участвовать в этих торгах. Любое маршрутное такси может заключить договор с автовокзалом (в месяц это стоит до 4 тысяч рублей) и без проблем останавливаться на нем. В настоящее время так делают 22 владельца маршруток. Те, кто не заключает договор, соответственно, останавливаться на автовозале не могут. Я слышал об одном инциденте, когда пассажиров в Усть-Орде вынуждали пересесть в другую маршрутку. Думаю, что все зависит от водителя. Лично меня бы вряд ли вынудили отдать своих пассажиров другому водителю.

Что получается? За пассажиров идет настоящая война. И если одни маршрутчики привлекают клиентов, улучшая качество обслуживания, то другие — отстаивают свое право на бизнес кулаками. Скорее всего, рядовой пассажир выберет первых. По крайней мере, они не рискуют людьми, подрезая маршрутки конкурентов.

Метки:
baikalpress_id:  5 780