Все в сад!

Как работает метод садовой терапии?

На территории Ботанического сада ИГУ на тропинке ни одной живой души, кроме белок, которые прячутся и не дают себя фотографировать. Там как-то странно тихо, не слышно близкого города. Сочно-зеленые кусты (это в сентябре-то) и яркие цветы всюду. Чувство такое, что садовая терапия уже действует, осталось только узнать, как.

В 99-м году несколько сотрудников Ботанического сада Иркутского государственного университета прошли стажировку в Чикагском ботаническом саду и привезли оттуда идею садовой терапии для трудных подростков и больных детей. Садовая терапия - нетрадиционный метод лечения. Относится к мягким ненавязчивым методам воздействия, которые оказывают комплексное, но не до конца изученное влияние на человека. Говоря простым языком, садовая терапия - это уход за растениями. А это, считают многие ученые, умиротворяет беспокойных детей, приучает к труду бывших беспризорников, повышает у них чувство ответственности.

Поэтому Светлана Белозерская, педагог Иркутской областной общеобразовательной и коррекционной спецшколы для детей и подростков (11-14 лет, задержка умственного, психического и физического развития в разной степени тяжести, криминальное прошлое), привела детей в Ботанический сад ИГУ. С 1999 года его сотрудники совместно с педагогами и психологами начали инициативный проект по применению садовой терапии для детей и подростков коррекционной школы.

Под руководством сотрудников сада они учатся готовить почву, сеять семена овощных, цветочных и древесно-кустарниковых культур, пикировать сеянцы, высаживать рассаду, черенковать комнатные растения и ягодные культуры, прививать плодовые культуры, подкармливать их. Для воспитания чувства ответственности у каждого ребенка есть закрепленное за ним растение, за которым он регулярно наблюдает и ухаживает. По выбору растения сразу виден характер его обладателя: маленькое - ребенок хочет спрятаться в своем мирке, большое - душа нараспашку, невзрачное - подозрительный и т.п. Каждый ребенок ведет дневник наблюдений, где отмечает все изменения, происходящие как с растением, так и лично с ним.

Денис, с которым мы познакомились прямо на одном из таких занятий, будет проходить курс терапии уже второй год. После работы в саду у него улучшается настроение, общее самочувствие, снижаются тревожность и агрессивность.

Рассказывает о своих успехах охотно:

- Я хотел заниматься сам. Сначала смешивал почву в теплице, высаживал саженцы. Нас учили разбираться в растениях и правильно ухаживать за ними. Зимой в кабинете мы смотрели фильмы об огороде, охране природы. Играли: собирали картошку с закрытыми глазами. Рисовали цветы с Марса. Мне все выращивать нравится одинаково, но особенно папоротник. Еще красивыми у меня получались астры. Этим летом я вырастил морковь, цветы и еще много всего.

На основе того положительного опыта, который накопили за 7 лет практики, сотрудники Ботанического сада ИГУ решили не останавливаться на достигнутом и попробовать поработать с детьми-инвалидами. Группы уже набраны. Занятия начнутся с октября этого года. Садовые терапевты в данный момент находятся на стажировке в Великобритании, вернутся к концу этого месяца. К тому же скоро выйдет в свет справочно-методическое пособие использования ресурсов Ботанического сада ИГУ, в котором будет описан метод садовой терапии и опыт сотрудников.

- Этот метод нужно развивать, - считает директор Ботанического сада Виктор Яковлевич Кузеванов, - так как это недорогой способ реабилитации и социальной адаптации. Дети проходят курс терапии здесь бесплатно.

Для нас это новинка

В Америке и Канаде метод садовой терапии практикуется уже 20-30 лет. Там ежегодно проводятся национальная неделя садовой терапии, конференции, международные симпозиумы. Многие университеты готовят профессиональных садовых терапевтов. В России же пока метод не является официальным и профессии "садовый терапевт" не существует.

В чем польза

Главная цель садовой терапии - улучшение физического и психического состояние детей с отсталым развитием. Развиваются и улучшаются основные моторные навыки, мышечная координация и тренировка неиспользуемых мышц. Развиваются хватательные навыки и гибкость пальцев. Растения помогают детям с криминальным прошлым украсить повседневную жизнь, самовыразиться в творчестве. Кроме того, подростки получают заряд энергии, успокаивают эмоции. Садовая терапия включает в себя звуко-, арома-, цветотерапию (шелест листвы, аромат и яркие краски цветов, теплота и мягкость земли, листьев, лепестков). Одно из главных достоинств садовой терапии - приобретаются начальные рабочие навыки (выращивание растений может стать источником дохода для многих людей с ограниченными возможностями).

Загрузка...