Вначале всегда слово

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Может быть, иногда лучше молчать? Бенедикт XVI стал невольным катализатором подспудного и незатухающего брожения в исламском мире. Напомню, интеллектуал Ратцингер, ставший Папой Римским Бенедиктом XVI, выступил в своей родной Баварии с лекцией. Вспомнив свое прошлое регенсбургского профессора-теолога, он вновь предстал мастером схоластики. Свою любимую философскую тему единства благоразумия и веры (христианской!) он, как и положено, расцветил догматами. Но то ли бес его попутал, то ли в Папе проснулся его неуемный консерватизм, Бог ведает! Однако Бенедикт XVI заострил и отточил тему необязательным негативным примером из истории.

А еще Папа!

Папа процитировал Мануила II Палеолога, византийского императора, боровшегося с угрожавшими Константинополю мусульманскими воинами. Явно в сердцах император сказал о джихаде: "Покажите мне, что нового принес пророк Мухаммед, и вы обнаружите лишь только злые и бесчеловечные вещи, такие, как его приказ распространять веру, которую он проповедовал, при помощи меча".

Как тут не вспомнить Владимира Крестителя или его дядю, Добрыню, крестившего Новгород и крестом, и мечом. Можно помянуть и вереницу Крестовых походов. Провозгласивших своей целью освобождение Гроба Господня, но не всегда достигавших Святой земли из-за земных и корыстных забот. Таких, как разграбление того же Константинополя.

В конце концов, можно обратиться к известному манифесту Магомета. По крайней мере, это будет честно и сделает ненужным сомнительные цитирования сомнительных авторов.

  • "Различные пророки были ниспосылаемы Богом для проявления различных Его свойств. Моисей был послан для проявления Его милосердия и промысла; Соломон - Его мудрости, величия и славы; Иисус Христос - Его правды, всеведения и могущества. Правду Его Он прославил чистотою своей жизни; всеведение - знанием тайников человеческого сердца; могущество - чудесами. Но не одно из этих свойств, однако, не оказалось достаточным, чтобы вполне убедить людей; они не поверили даже чудесам Моисея и Иисуса Христа. Поэтому я, последний из пророков, послан с мечом! Пусть все распространяющие мою веру не прибегают ни к доказательствам, ни к рассуждениям, а убивают тех, кто отказывается повиноваться закону. Сражающийся за истинную веру, погибнет ли он или победит, получит во всяком случае блестящую награду. Меч есть ключ от неба и ада; все обнажающие его за веру получат в награду временные блага. Каждая капля крови, пролитая ими, каждая опасность и каждая невзгода, ими претерпеваема, сочтется на небе за нечто более достойное награды, чем даже пост и молитва. Если они погибают в борьбе, их грехи тотчас же стираются, и они переносятся в рай, чтобы упиваться там вечными блаженствами в объятиях чернооких гурий". Как видим, текст открывает бесконечный простор для интерпретаций. Бесспорно, однако, что Магомед проповедует (и здесь!) веру в единого Бога, Творца всех вещей. Бог единый, неизменный, всеведущий, всемогущий, всеблагой и вечный, что выражается при исповедании веры поднятием вверх одного пальца и восклицаниями: "Ла иллаха ил Аллах! (Нет Бога, кроме Бога!) Мухаммед резул Аллах! (Магомет - пророк Божий)".

Этого на самом деле вполне достаточно, чтобы садиться за общий стол христианам, мусульманам и иудеям. Вести свои светские дела сообща, а религиозную полемику оставить теологам. Тем не менее Папа (уж не по русской ли поговорке - ради красного словца не пожалею родного отца!) вступил на скользкий путь жонглирования цитатами перед носами религиозно малообразованных людей. Ведь папские слова говорятся городу и миру, а мир состоит в основном из неучей. И в нем полно политических экстремистов и провокаторов. В этом мире власти ведут свою паству, но зависят от ее пороков и суеверий. Фактически Папа подставил светских правителей исламских государств.

Пример для подражания

Уважаю азиатов. За их житейскую мудрость. Особенно отличаются ею наши советские среднеазиаты. Нурсултан Назарбаев, например. Именно он собрал II Съезд мировых и традиционных религий с животрепещущим названием "Религия, общество и международная безопасность". 160 участников из 20 стран. 43 делегации. Почетные гости из ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО.

Обращаясь к представителям христианства, ислама, буддизма, иудаизма, даосизма и др., казах сказал: "К сожалению, в мире имеются мощные силы, заинтересованные в дискредитации позитивного значения религии, снижении ее миротворческого потенциала, - это прежде всего силы религиозного экстремизма и международного терроризма". Он напомнил слова Махатмы Ганди о близорукости тех, кто не видит связи между религией и политикой. О том, что эти люди "ничего не смыслят в политике".

  • Не мудрствуя лукаво скажу, жаль, что Папа забыл о своей политической роли. Веротерпимость - не пожелание. Она давно стала насущной необходимостью, залогом мирного сосуществования. Впрочем, элементарную гибкость и политическую осторожность никто еще не отменял.

Основные темы форума Назарбаева - "Свобода вероисповедания и уважение к представителям других религий" и "Роль религиозных лидеров в укреплении международной безопасности" - в свете "папских" событий кажутся неким пророчеством. Как понимает свободу вероисповедания, уважение к иноверцам и роль религии сам Назарбаев? Косвенный ответ дал Папа Римский Иоанн Павел II в 2001 году: "Мир и согласие в Великой степи приятно удивляют и доказывают, что мир в многонациональном государстве можно сохранить".

Как это реально происходит? Во-первых, в Казахстане явно и однозначно доминирует ислам. Но религия в его государстве не вторгается в нерелигиозную жизнь. Власть создает условия для реализации религиозной жизни: всех конфессий и общин. Социальные, ритуальные, просветительские задачи религиозных общин остаются их собственным делом. Сам Назарбаев четко и определенно позиционирует себя как светского лидера страны. Он представляет народ Казахстана, но не какую-либо конфессию.

Конечно, столь благостная картина во многом определяется двумя факторами. Северным соседом и ролью русских в жизни казахстанского (не казахского!) общества. Кроме того (а может быть, это главное), на казахстанский ислам влияет "русско-культурный ислам". Главное в нем - кооптация элит и взаимная ассимиляция культурных кодов. Т.е исторический российский механизм. Он работал в имперский период, советский. Он работает (и надеюсь, продолжит работу) в РФ и Казахстане сейчас. У Казахстана и России, по сути, один вектор развития - евроазиатский. В него укладываются - и с той и с этой стороны границы - базовые идентичности современности. В том числе конфессиональные и национальные.

  • У российского ислама есть свои замечательные особенности. Они должны оставаться достоянием всего постсоветского ислама. Это светскость и толерантность. Уважение к науке и искусству. Для наших мусульман живопись и ваяние часто становились делом жизни и судьбой. Достаточно вспомнить Таира Салахова, народного художника. В отличие от фундаментального ислама у нашего появилась новая обрядность: поминки на похоронах, сороковины. Если в ваххабизме единственный авторитет - правоверный мусульманин, то иначе в нашем мусульманстве. Здесь уважают старейшин и просто старших. Все эти особенности надо умело и ненавязчиво поддерживать. Что вполне по плечу светским властям Казахстана.

Теперь еще и ИДУ

И Средняя Азия, несмотря на мудрость и умеренность вождей, не избежала давления радикалов. Первый среди них сегодня - Тахир Юлдашев, лидер Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Он угрожает, ни много ни мало, убить президентов: узбекского Ислама Каримова, таджикского Эмомали Рахмонова, киргизского Курманбека Бакиева. Чего он требует? Прекратить "преследование, террор и репрессии против мусульман". Юлдашев, безусловно, человек талантливый. Знает русский, английский, фарси, арабский, урду, оратор и полемист, знаток Корана. Жестокий, пресекающий любые проявления несогласия вожак. Бескомпромиссный борец с властью.

В декабре 1997 года состоялся дебют оппозиционера Юлдашева. От имени "истинных мусульман" он развязал массовые беспорядки в центре Ферганской долины - Намангане. В феврале и июне 1999 года встречался с Усамой бен Ладеном. Подготовив своих боевиков на деньги Усамы в Афганистане и Пакистане, Т.Юлдашев организовал вторжение на киргизский участок Ферганской долины тысячи вооруженных боевиков осенью 1999-го. Не только "баткенские события", но и взрывы в Ташкенте в феврале 1999-го, похищения иностранцев - дело рук ИДУ. Сейчас его боевики - узбеки, таджики, уйгуры, казахи, татары, туркмены - в Пакистане. Но что будет, если среднеазиатские власти в угоду каким бы то ни было цивилизаторам ослабят свою хватку?

Меч Бенедикта

Не мир, но меч, как оказалось, может нести и первый претендент на звание святого - Римский Папа. Так и хочется воскликнуть: O, sancta simplicitas! И добавить по-русски: "Простота хуже воровства". Совет муфтиев России попытался быть сдержанным, но остался однозначным. Пассаж Бенедикта назван "неудачной и неуместной для современной действительности иллюстрацией". Папе рекомендовано "принять верное решение и принести свои извинения". Власти и народы мусульманских стран призываются "сделать все, чтобы пожар конфронтации не разгорался".

Вынужден был высказаться и В.Путин: "Уверен, что у лидеров основных конфессий будет достаточно сил и мудрости, чтобы избежать каких бы то ни было крайностей в отношениях между конфессиями".

Естественно, Папа выступил с глубоким сожалением. Ангела Меркель поддержала Папу. Мусульманские экстремисты в душе наверняка сказали ему "спасибо". Сдается, что если дело и дальше пойдет столь же плюралистично, следующие слова очередного Цицерона обернутся настоящей религиозной войной.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments