Шпионские игры в иркутских супермаркетах

Сейчас в Иркутске магазинами самообслуживания и универсамами никого не удивишь. В срочном порядке обычные магазины тоже переоборудуются в супер- и мини-маркеты. На современные формы торговли переходят аптечные сети, книжные магазины и даже магазины компьютерной и бытовой техники. Казалось бы, радоваться надо. Наконец-то торговля повернулась лицом к народу. Да только где-то лицом, а где-то наоборот.

Как будто я воровка какая

В первые супермаркеты в Иркутске люди ходили, как на выставку. Посмотреть на красивые витрины с подсветкой, продукты импортные, тележки разные, чеки размером с тетрадный лист. Да еще и музыка играет. Красота! Не то что в соседнем продуктовом, где продавщица Шура при любой степени похмельности обязательно норовит обсчитать и обвешать. А в супермаркете все тебе подсчитают и упакуют и спасибо скажут напоследок.

А в обычном магазине? Ведь это ужас — стоять в очереди за пакетом молока, когда перед тобой десять человек и все за весовым товаром. И по цене в супермаркетах даже выходит дешевле. К хорошему привыкаешь быстро. Но как это у нас часто водится в Иркутске, современные формы торговли бессильны противостоять хамской торгашеской психологии, свойственной работникам отечественного прилавка. Люди-то в этой сфере остались по большей части прежние, привыкшие хамить, обсчитывать, жульничать и унижать покупателей. Как? Способов очень много. Самый распространенный — дать покупателю понять, что он потенциальный вор и жулик.

Рассказывает иркутянка Ирина:

— Недавно я зашла в аптечный маркет на Омулевского купить йодомарин. Заодно выбрать зубную пасту. Из покупателей в зале я была совершенно одна, и было очень неприятно чувствовать на себе подозрительный взгляд охранника.

Ирина расплатилась за лекарство и пошла на выход. Но охранник, несмотря на то что видел, как она расплачивалась, потребовал предъявить кассовый чек. Причем делал он это с явным злорадством, наслаждаясь своей безграничной властью. Ирине пришлось вытряхивать содержимое всех карманов и сумки, чтобы найти злополучный чек. К несчастью, в этот момент в аптеке уже были и другие покупатели. Две пожилые женщины начали с подозрением посматривать в ее сторону и тихонько переговариваться: мол, на вид приличная, а оказалась воровкой. Сцена достигла кульминации, когда Ирина нашла чек и швырнула охраннику под ноги. "Вы прекрасно видели, что я заплатила, — громко сказала она на всю аптеку, — и специально решили меня унизить при всех. Как вам не стыдно..." Больше в эту аптеку Ирина решила не ходить.

Шпионские игры особенно процветают в мелких магазинах и аптеках. Хотя бывает, что и в больших супермаркетах охранники со скуки начинают играть в крутых агентов. Особенно смешно слышать, как они сообщают друг другу по рации, мол, там мужчина в синей куртке пошел в винный отдел. Несчастный мужик всего лишь хочет купить на последние двадцать рублей банку пива, чтобы опохмелиться, а слежки за ним на целый миллион.

Казалось бы, чем принародно унижать людей слежкой и досмотрами, не проще ли установить специальные турникеты, фиксирующие неоплаченный товар, как это сделано в других магазинах. Или ввести систему видеонаблюдения. Тоже хорошая вещь. Но, видимо, хозяин этой аптеки решил сэкономить. Однако вряд ли такая экономия приведет к увеличению клиентов. Люди, особенно среднего и старшего возраста, как правило, очень ранимы в вопросах чести и достоинства.

Как-то я слышала разговор двух старушек об открывшемся неподалеку супермаркете.

— Ты ходила? — спрашивает одна.

— Сходила раз, — отвечает другая, — больше — ни ногой... Ходят по пятам, следят... Противно даже. Как будто воровка какая. Да я в жизни копейки чужой не взяла...

Но, видимо, у работников магазинов мозги настроены только на воров и негодяев. Хотя настоящим воришкам наплевать: следят за ними или нет, они все равно украдут.

Жлобские пакетики

Мне недавно рассказывали забавную историю про одного американца, который приехал в Иркутск подучиться русскому разговорному язык. Особенно его интересовало значение всяких слов и выражений, которых нет в словарях. К примеру, слово "жлобство". Ему очень долго пытались объяснить смысл, но как-то не доходило. Пошел он как-то с русским приятелем в один из иркутских супермаркетов. Накупил еды, подходит к кассе, и кассирша его спрашивает: "Вам пакеты надо?" Американец, разумеется, не въехал. Кассирша уточняет: "Есть по рублю и по три". Американец снова не понял, что от него хотят. Конечно, у них там, в Америке, даже в самом паршивом ларьке никому в голову не придет за пакеты брать деньги. "Вот это и есть жлобство", — пояснил приятель.

Мало сказать жлобство, это настоящее позорище. Неужели владельцы супермаркетов не понимают, как смешно и жалко это выглядит со стороны. Сама идея супермаркетов подразумевает максимум удобств для покупателей, начиная от автоматических дверей и заканчивая упаковкой на выходе. Но, очевидно, советские подходы к торговле навсегда укоренились в мозгах владельцев иркутских магазинов. Хочется сказать им: "Не позорьтесь! Лучше заложите стоимость упаковки в цену товара".

Особенно забавно наблюдать, как покупатели, набрав в тележку продукты, укладывают их потом в пакетики с логотипами других супермаркетов. Слава Богу, есть в Иркутске магазины, в которых все сделано по-человечески. Потому к ним ездят даже из других районов. И пакетики потом не выбрасывают, а бережно сворачивают и носят с собой. Такое только в Иркутске можно увидеть. Наш город в этом смысле особенный, ничего не скажешь.

Женщина, что вы там роетесь?

Есть еще очень много способов унизить покупателя и показать ему его место. Вот какую историю рассказала жительница Синюшиной Горы, иркутянка Марина. Рядом с ее домом в бывшем продуктовом магазине устроили некое подобие универсама. Марина ходит туда только в крайнем случае, когда больше некуда. Продавщицы в магазине остались те же самые, что и при совдепии. И они до сих пор не могут смириться, что их лишили всех традиционных привилегий. Как то: закрыться на обед (учет, переучет, сандень), отойти покурить (попить чаю), обсчитать (обвешать) и т.д. А отыгрываться как-то надо. Вот и унижают. К примеру, так: "Женщина (как правило, произносится противным голосом), положите корзину на место!", "Женщина, что вы там роетесь? Вся картошка одинаковая".

— Особенно убивает, — жалуется Марина, — что в этом магазине никогда не бывает сдачи с тысячной купюры. Приходится оставлять товар на кассе и бежать в соседний табачный киоск разменивать. Я думаю, что это такой изощренный способ мучить покупателей. И почему сотрудники позволяют себе разговаривать с покупателями как рыночные торговцы?

Псевдосупермаркеты

Почему-то некоторые предприниматели думают, что если они заменят прилавки с весами на полки самообслуживания, то это дает им право назвать свой магазин супермаркетом. Но это не так. Иркутянка Лариса убедилась в этом на днях, побывав в бывшем гастрономе на Советской, который с недавнего времени тоже стал называться супермаркетом. Первое удивление ее ждало на входе, когда женщина решила положить тяжелую сумку в ячейку. Охранник сказал: "Только потом вам придется вернуться за сумкой через улицу". "Как это так?" - не поняла Лариса. "Так у нас касса в том конце магазина". Оказывается, хозяин магазина решил долго не париться с ремонтом и перепланировкой. Он не стал заглублять помещение, чтобы сделать просторный зал. Все осталось, как раньше, — длинный узкий коридор и две двери в разных концах (причем двери остались прежние, которые нужно самим открывать). Почему при этом кассу поставили только в одном конце — непонятно. В общем, Лариса решила, что овчинка выделки не стоит, и хотела повернуть на выход. Но тут охранник сделал новое предложение: "Я могу вам сумку опечатать, — предложил он, — бесплатно, и на кассе ее уже не будут проверять". Ларисе стало очень интересно, чем все это закончится, и она согласилась. Охранник специальной машинкой закатал сумку в полиэтилен. Между прочим, полиэтилена у него на это дело ушло прилично.

— Я подумала про себя, — рассказывает Лариса, — мол, надо же было так изловчиться и придумать такие сложности для покупателей. Взяв на полке пакет молока, я пошла к кассе.

Момент для Ларисы был явно неудачный. На кассе сидела продавщица лет 50, видимо, из бывших передовиков советской торговли, которая нервно нажимала на кнопки. "Люсь, а Люсь, у меня не загружается..." — "Так, Галь, ты пароль-то ввела?" — "Да, ввела, Люсь". — "А пуск включила?" — "Включила..." Этот диалог продолжался минут десять, пока из подсобки не появился некий Дима. После долгих разбирательств выяснилось, что от розетки отошли провода. Но и после этого касса так и не заработала. Галя снова начала призывать на помощь Диму. Все это шоу продолжалось еще минут пятнадцать. Раздраженные покупатели бросали продукты обратно на полки и уходили восвояси. Вот вам и супермаркет.

Не кажется ли вам, уважаемые читатели, что обслуживание покупателей в вышеописанных супер- и мини-маркетах очень напоминает совок конца семидесятых — середины восьмидесятых? Я про банальное и неискоренимое совковое хамство, которое выползает из-за красивых витрин и импортных упаковок. Неужели без него нельзя?

Метки:
baikalpress_id:  6 360