Что нам ОСАГО готовит?

С 1 октября в правила автогражданки будут внесены дополнения. Стоимость страхования не снизится, а будет только дорожать

Нужен европейский протокол

До введения дополнений осталось чуть больше недели, а многие иркутские страховщики до сих пор ничего о них не знают. В Иркутской области на этом рынке работает около 70 компаний. Но прокомментировать изменения нам осмелились лишь в нескольких компаниях. Дело в том, что до сих пор неизвестно, какие из предложенных проектов будут внесены в закон, а какие нет.

— Думаю, что новые правила будут ближе к потребителю, чем прежние, — говорит Владимир Давыдов, заместитель директора иркутского филиала страховой компании "Ангара". — В России постепенно складывается судебная практика по ДТП, и на ее основании, к счастью, стали писать законы. Единственное, чего не хватает нам, — введения европейского протокола.

Именно так называется принятая во всем мире практика, когда выплату после ДТП осуществляет компания, в которой автомобилист и застраховался. В России все наоборот — автомобилисту приходится требовать деньги со страховой компании того человека, с автомобилем которого он столкнулся. Практика порочная: водителю, получается, все равно, где страховаться, — "работать" в случае аварии ему придется с другой компанией. Русская рулетка в чистом виде: откуда знаешь, клиент какой компании в тебя врежется.

Страхуем человека, а не машину

— Закон и правила об ОСАГО пытаются привести в соответствие с гражданским кодексом, — говорит Евгения Макарова, главный специалист страховой компании "Наста". — Раньше в судах из-за несоответствий между двумя законами часто возникали спорные ситуации. Надеемся, теперь юридических уловок станет меньше. Дополнения должны более четко определить основные понятия. Такие как "страхователь", "страховые тарифы", "компенсационные выплаты", "страховой случай" и другие.

Все страховщики поддерживают предложенную инициативу: чтобы система "бонус-малус" (уменьшающие и повышающие коэффициенты в зависимости от наличия или отсутствия аварий) продолжала действовать для водителя, даже если он меняет машину. Это, по сути, страховая история клиента: были у него аварии раньше или нет, исправно ли он страховался и т.д.

— Считаю, что это будет справедливым дополнением в правила, — соглашается Владимир Давыдов. — Мы ведь все-таки занимаемся страхованием ответственности человека, а не автомобиля! Потому при смене автомобиля у водителя должна остаться вся его страховая история.

Дачникам подарят три месяца?

Страховщики согласны и с тем, что в новом законе прижилось и следующее предложение: сократить минимальный срок заключения договора ОСАГО с полугода до трех месяцев.

— Думаю, именно этот проект должен пройти в первую очередь, — считает Мария Карпова, заместитель директора по развитию компании "РЕСО-гарантия". — Не каждый водитель может сразу застраховаться на полгода, особенно малоимущий. Кроме того, страховать на три месяца будет выгодно дачникам, которые, кроме как летом, машиной и не пользуются.

Есть и еще одно предложение: для юридических лиц, которые занимаются сельским хозяйством, ввести "сезонное страхование" — на 6 и более месяцев.

Жуткие наклейки

Новых предложений к автогражданке много: хороших и разных. Например, отказаться от стикеров-наклеек ОСАГО, которые потом невозможно отодрать. Если присмотреться, то по всему Иркутску можно увидеть обезображенные этими наклейками машины. Или — бесплатно выдавать водителям утерянные ими документы автогражданки.

Важное дополнение — упростить оформление мелких аварий. ДТП без жертв и существенного ущерба можно будет оформить, не вызывая ГАИ.

Есть в новых правилах и предложения по досрочному прекращению страхового договора, и даже прописана возможность вносить в полис безграничное количество водителей (пока можно лишь пятерых). По новым проектам, страховой полис сможет переходить к новому владельцу вместе с продажей транспортного средства. Увеличили и время, в течение которого можно будет подать документы в страховую компанию: вместо 5 рабочих дней теперь их станет 15.

Что такое европейский протокол?

Так называется принятая во всем мире практика, когда выплату после ДТП осуществляет компания, в которой автомобилист застраховался. В России все наоборот — автомобилисту приходится требовать деньги со страховой компании того человека, с автомобилем которого он столкнулся. Практика порочная: водителю, получается, все равно, где страховаться, — "работать" в случае аварии ему придется с другой компанией. Это русская рулетка в чистом виде: откуда знаешь, клиент какой компании в тебя врежется.

Капля в море

Прокомментировать некоторые изменения в правилах ОСАГО мы попросили Виктора Григорова, президента Региональной автодорожной ассоциации.

- Я поддерживаю эти изменения, жаль, что их не так много, - говорит Виктор Григоров. - Раньше водитель должен был в течение 5 дней известить страховую компанию о ДТП, теперь этот срок увеличили до 15 дней. Водителю найти страховую компанию (особенно чужую!) не так просто, особенно после ДТП. Это можно сделать за 15 дней, но никак не за 5.

Особенно справедливым нововведением Виктор Григоров считает правило о том, что водитель теперь может сам организовать независимую экспертизу и оценить причиненный ущерб. И страховая компания должна считаться только с ней! Раньше все было наоборот: экспертизу устраивала страховая компания. И чаще всего - в своих интересах. К сожалению, и все законодательство об ОСАГО написано под страховые компании. Грядущие изменения в правила об ОСАГО - лишь капля справедливости в море несуразностей.

Метки:
baikalpress_id:  6 357