С бензина на газ

Свои машины на газ переводят чаще всего таксисты и пенсионеры: первые на нем хорошо зарабатывают, вторые — экономят

Ощутимая разница

Иркутский таксист Евгений Витязев ездит на газе уже четвертый год. За это время он поменял три машины и на каждую из них ставил газовое оборудование.

— Вначале я, как и другие автомобилисты, с подозрением отнесся к газу, — рассказывает Евгений, который работает в компании "Дилижанс". — Но когда поставил, то понял, что все правильно сделал уже в первый день.

В день таксист проезжает минимум 500 километров. Это значит, что ежедневно ему нужно тратить минимум тысячу рублей на бензин. Или всего 450 рублей за газ.

— Разница ощутимая, — продолжает Евгений. — Никаких проблем газ не доставляет, единственное — нужно держать в идеальном состоянии систему зажигания. И раз в месяц сжигать бак бензина, желательно, где-нибудь по трассе: чтобы система не простаивала.

Безопаснее бензина

Раньше главной проблемой перехода с бензина на газ было то, что найти газовую заправку в Иркутске было почти невозможно. А приехав на нее, нужно было выждать существенную очередь. Сегодня цены на газ в областном центре и ближайших городах существенно разнятся: если в Иркутске в среднем это 8,50, то в Усолье можно заправиться за 8 рублей, а в Мегете и вовсе за 7,50 за литр.

По словам иркутских установщиков газового оборудования, больших проблем оно не несет. Газовый баллон (как правило, на 50 или 80 литров) занимает достаточно много места в багажнике. Говорят установщики и о том, что увеличивается давление и на заднюю ось автомобиля. Главная боязнь автомобилистов в том, что газовый баллон может взорваться.

— Наверняка вы помните жуткую аварию на старом мосту, когда маршрутка перелетела через ограждение и разбилась, — говорит Владимир Бусыгин, руководитель компании "Тамил-Иркутск". — Газовый баллон на ту маршрутку устанавливали мы, и, даже перевернувшись с такой большой высоты, с ним ничего не случилось, и взрыва не произошло. Лично я считаю, что газ безопаснее бензина. Чтобы произошел взрыв, к раскрытому баллону нужно поднести спичку, в других ситуациях он не взрывается.

Как только цена на бензин начала повышаться, в газовые автосервисы зачастили... пенсионеры. Как правило, на старых, чуть ли не древних автомобилях.

— Мы ставили газ даже на "Волгу" 1983 года, — продолжает Владимир Леонтьевич. — На иностранные же автомобили (от 2000 года выпуска) мы советуем ставить впрысковую систему "Альфа-4": она дороже в два раза привычной "Ловаты", но никаких проблем бортовому компьютеру современного автомобиля не принесет.

На таком газе в Европе не ездят

По словам "газовиков", итальянское газовое оборудование широко представлено только в России и постсоветских государствах. В других странах оно запрещено, потому что не выдерживает экологических требований. В Россию же, как в сточную канаву, везут все, что запрещено в Европе.

Если газовое оборудование для дачных пенсионеров окупится нескоро (если вообще окупится), то таксисты уже около трех лет как перешли на газ. Сумму от 11 до 15 тысяч за оборудование они возвращают за 1,5—2 месяца. Не дольше.

"Газовики" отрицают и еще один стереотип: о том, что газ плохо влияет на поршневую систему автомобиля. Наоборот, они утверждают, что газ работает чище, чем бензин, который имеет склонность "сушить" агрегаты автомобиля. То же касается и замены масла в коробке передач: газ (по словам "газовиков") его бережет, в отличие от бензина.

Окупится ли система?

Перейти на газ можно быстро, главное — записаться заранее.

— Мы ставим итальянскую систему за три часа, — говорит ведущий специалист компании Еврогаз Дмитрий Туранский. — Правда, к нам уже образовалась очередь клиентов. Если раньше за день записывались по 5—7 человек, то теперь, в день по 15 клиентов.

Любопытная тенденция: убежденные "бензиновые" автомобилисты Иркутска держатся за любимое топливо до последнего, несмотря на постоянное повышение его цены.

— Не нужен газ, — говорит Сергей, водитель серебристой "Висты". — Я меняю машину раз в два года, зачем лишний раз заморачиваться с этим газом?

Таксист Евгений Витязев с ним согласен.

— Обычный горожанин сможет окупить установку газа лишь года через три, — считает Евгений. — Для тех, кто не ездит ежедневно, это очень много, все же выгоднее заправлять бензин: как бы резко ни росла на него цена.

Цена вопроса

Переделать машину под газ, установив самую распространенную в Иркутске итальянскую систему Lovata, стоит от 11 до 13 тысяч рублей. Главное техническое требование к автомобилисту, который решает перейти на газ, — исправная система зажигания: свечи и карбюратор должны быть в хорошем состоянии.

Как ставят газ?

В автосервисе, как правило, газ устанавливают три человека одновременно. Один занимается размещением газового баллона в багажнике, второй в салоне устанавливает электрику (в том числе делает кнопку переключения с газа на бензин), третий прикручивает сам газовый агрегат под капотом. В таком режиме газовое оборудование устанавливается за три часа. Потом баллон заправляют на 5—10 литров и проверяют всю систему на герметичность.

Сезонность топлива

Газовая смесь зависит от времени года: зимой в ней должно быть больше пропана и меньше бутана, а летом — наоборот.

Где заправиться?

Иркутскоблгазу принадлежат лишь четыре газовые заправки в окрестностях Иркутска: в Мамонах, Падь Топке, предместье Марата и на Синюшиной Горе. Любят иркутяне заправляться и в частной заправке на Байкальской. Но проще всего "газовикам" жить в Ново-Ленино — на местной объездной дороге несколько небольших газовых заправок. Кроме того, по области Иркутскоблгаз открыл газовые заправки в Шелехове, Усолье, Черемхово и Саянске.

Метки:
baikalpress_id:  6 065