Имеющим уши

Чудеса техники позволяют уже не только читать книги, но и слушать их

Люблю поспорить со своей подругой над ее любимым тезисом: "Все хорошее было сделано в советское время". По ее глубокому убеждению в наши школьные годы пломбир был вкуснее (да просто его невозможно было купить!), люди добрее (кстати, большинство зон построено именно в те годы), актеры артистичнее (особенно, в фильмах про партсобрания ), книги художественнее (например, "Целина" или "Малая земля") и так далее. Мои контрвыпады в основном сводятся к тому, что воспоминаниями о жизни в СССР, она прежде всего выдает свой возраст: "Не опозорься где-нибудь на людях! Кроме нас это уже никто не помнит!"
И действительно, кто из нынешних двадцатилетних знает Дина Рида или Демиса Руссоса? Кто, кроме наших ровесников, с таким же восторгом будет вспоминать, как мы ломились в кинотеатры на "Зиту и Гиту" или "Виннету, вождя апачей"? И кто помнит, какие были замечательные радиоспектакли? На воспоминаниях о радиоспектаклях я остановлюсь подробнее. Тем более что для этого есть вполне современный повод — многие известные художественные произведения, а так же знаменитые радиопостановки переиздаются сейчас на CD.

Вам книгу на CD или MP3?

Аудиокниги не первый год продаются на прилавках иркутских магазинов. Несколько крупных отечественных звукозаписывающих фирм уже пять-шесть лет пытаются воспрепятствовать культурной деградации населения, занявшись подобным производством. Первопроходцы не впали в убыток от своих новаций — читать современному человеку некогда, и если уж не удается взять книгу в руки, можно прослушать ее во время длительных (или не очень) переездов или просто при наличии свободного времени.

Покупательский спрос на аудиокниги стабильный. Известные российские и зарубежные авторы записываются в формате CD или MP3. Начиная с зимы 2002 года компания "Снегири" выпустила с десяток аудиокниг классической серии: Эдгар По, Салтыков-Щедрин, Булгаков, Гиляровский, Платонов, Ремарк. Классика на компакт-дисках пользуется неизменным спросом, хотя говорят, что Ремарка слушать тяжеловато.

Впрочем, продукция полудомашних частных студий еще на рубеже веков продавалась через Интернет, на Горбушке в Москве и в некоторых музыкальных магазинах столицы. В 2001 году уже вполне солидная студия "Граммофон Рекордс" выпустила аудиоверсию книги "Жизнь насекомых" Пелевина в исполнении Сергея Маковецкого и с качественным музыкальным оформлением. Набор для прослушивания состоял из шести дисков.

В те же годы в серии Атлантида вышли "затонувшие" произведения популярной литературы послевоенного периода, вплоть до 60-х. Имена авторов повестей "Прочитанные следы" и "Гипнотрон профессора Браилова" забыты давно и всеми, так что производители, задумавшие эту серию, разыскивали и скупали странные книжки в букинистических магазинах и у старушек. Получилась довольно экзотическая подборка опусов, которые когда-то читались так, как нынче Донцова с Марининой, а теперь входят в категорию трэш-литературы. Эта смесь фантастики, детектива, военной прозы и социальной пропаганды в печатном виде воспринимается довольно странно, зато на слух получается очень захватывающе: враги Родины кажутся невероятно зловещими, а сотрудники КГБ много эффектнее и убедительнее Джеймса Бонда. Загадки таинственны, фронтовая романтика, как и положено, сурова.

Еще один литературно-слуховой проект — книги, начитанные их же авторами. Уже вышли аудиокниги Петрушевской в ее же исполнении и "Как я съел собаку" Евгения Гришковца.

Под грифом "лидер продаж" в иркутском магазине "Книгомир" значатся "Черновик" Александра Лукьяненко (360 руб.) и "Сказки и басни русских писателей" (140 руб.). Здесь же можно приобрести "Точку обмана" Дэна Брауна (320 руб.), драматические произведения и поэмы Александра Пушкина (формат МР3 — 210 руб.), "Лолиту" Набокова (350), Пелевинские "Шлем ужаса (старше 16 лет, 250 руб.) и "Омон Ра" (185). По 140 рублей обойдутся покупателю рассказы братьев Стругацких и Агаты Кристи, "Человек-амфибия", "12 стульев", "20 тысяч лье под водой", "Питер Пэн". Отделы Music Most предлагают еще более широкий выбор художественных произведений. Особенно меня порадовал ассортимент для детей — практически для любого возраста можно найти бестселлер, записанный на CD или МР3.

Из архива Гостелерадиофонда

А вот это самое лучшее — радиоспектакли из архива Гостелерадиофона! Уверена, что среди читателей "Пятницы" есть поклонники (помимо моей подруги) радиопостановок советских времен. Когда я училась в школе, в воскресенье днем по проводному радио ("точке", установленной на кухне в каждой хрущевке) передавали замечательные радиоспектакли в исполнении известных артистов: Марии Бабановой, Ростислава Плятта, Марии Виноградовой, Валентина Гафта, Марии Мироновой, Рины Зеленой и многих других. Уже сейчас, будучи взрослой, я понимаю, на каком высоком профессиональном уровне это делалось — чудесное музыкальное сопровождение, от которого мурашки шли по коже, игра актеров, заставлявшая плакать и смеяться слушателей... А ведь в арсенале исполнителей были только голос и интонация. Никакой картинки радио передать не в состоянии — длина ног актрисы и размер ее бюста здесь не имеют никакого значения.

Почему-то из всего услышанного в те годы, мне больше всего запомнился спектакль "Портрет Дориана Грея". Сидя на кухонной табуретке, я качественно боялась. Позднее, читая оригинал, я была отнюдь не в восторге от самого произведения. А вот спектакль помню до сих пор.

В большом ассортименте я нашла аудиоспектакли в отделах Music Most: Братья Стругацкие "Пикник на обочине", Михаил Булгаков "Собачье сердце" и "Театральный роман", Рэй Бредбери "Сборник рассказов" и "Вино из одуванчиков", Клайв Степлз Льюис "Хроники Нарнии". Средняя цена за диск МР3 — 150 рублей.

Для своей дочки я выбрала "Хроники Нарнии" — "Лев, колдунья и волшебный шкаф" она уже читала, думаю, что теперь с удовольствием послушает продолжение.

Не путать книгу со спектаклем

Покупая книги, записанные на CD, обратите внимание на то, как они начитаны. В основном повести или романы читает один актер. В этом случае на обложке диска написано "аудиокнига". Если же вам нужен спектакль — ищите надпись "аудиоспектакль" или пометку "Гостелерадиофонд".

Разделы аудиокниг в музыкальных магазинах не сравнить с изобилием в книжных лавках, но все же найти любимых авторов можно.

Опера на диске

Раз уж мы заговорили об искусстве, вспомним об опере и балете — их теперь можно посмотреть на DVD.

Найти их в магазинах будет посложнее, чем аудиокниги. Посетив несколько иркутских магазинов, я увидела только один диск с записью балета "Ромео и Джульетта". Выбор опер несколько шире — на английском и итальянском языке можно послушать "Турандот", "Травиату", "Тоску", "Аиду", "Кармен" и "Евгения Онегина". Стоимость диска — 170 рублей.

Популярных произведений в исполнении отечественных исполнителей мне не посчастливилось застать. В столичных магазинах выбор гораздо шире. Коротко анонсирую наиболее популярные новики.

Опера "Катя Кабанова" чешского композитора Леоша Яначека написана по мотивам "Грозы" Островского. В отличие от "Грозы" и опера, и композитор у нас почти неизвестны. Но в постановке знаменитого швейцарца Кристофа Марталера с Ангелой Деноке в главной роли все такое знакомое: цветастые обои, ковер с какими-то лесными жителями на стене, авоськи, треники, тупые лица, коммунальный быт... Наверное, режиссер имел в виду советскую Чехословакию, но нам тоже есть что вспомнить.

Классика жанра — Иоганн Штраус "Летучая мышь". Любимая австрийская оперетта в постановке Ханса Нойенфельса — это намеки на Третий рейх, гомосексуальная свадьба и князь Орловский в дредах, нюхающий кокаин. Если вы готовы к такому потрясению, можете попытаться заказать обновленную классику.

Говорят, что феерически смешно смотрится балет "Лебединное озеро" в постановке Мэттью Бурна. Хотя бы для прикола стоит посмотреть, как танец маленьких лебедей исполняют полуголые мужики с мохнатыми ногами.

Пятерка хитовых опер на DVD

по данным сайта www.amazon.com

1. Verdi, La Traviata, Salzburg Opera, 2005

2. Handel, Theodora, Glyndebourne Opera, 1999

3. Bizet, Carmen, Glyndebourne Opera, 2004

4. Puccini, Turandot, Metropolitan Opera, 1988

5. Verdi, Nabucco, Metropolitan Opera, 2002

Метки:
baikalpress_id:  26 221