Куда пропали духи?

Уже больше месяца прилавки некоторых парфюмерных магазинов в Иркутске стоят полупустые

Все потому, что с 1 июля вступил в силу закон, обязывающий поставщиков иметь лицензию на спиртосодержащие товары, в число которых попали духи, туалетная вода, лосьоны и другая продукция. Кроме того, надо приобрести оборудование, которое будет учитывать легальность товара. Таким образом власти хотят избавить людей от некачественной продукции и обязать предпринимателей платить налоги государству в полном объеме. Но люди относятся к такому, казалось бы, благому делу неоднозначно: продавцы называют новые требования абсурдными, покупатели бегают по магазинам в поисках любимых ароматов, а власти говорят, что предприниматели сами виноваты в создавшейся ситуации.

"Алкаши внакладе не останутся"

Иркутянка Ирина Безродных долго не могла поверить, что ее любимые духи вдруг стали дефицитом: "Я по натуре однолюб, не люблю что-то менять в жизни. Это касается всего, что меня окружает, в том числе и косметических марок. Поэтому исчезновение любимого аромата стало для меня потрясением. Когда у меня закончился очередной флакончик духов, я пошла в магазин, но обнаружила, что их нет. Продавец сказала, что несколько месяцев я могу их даже не искать: духи сняли с реализации, а когда они появятся снова — неизвестно. Я, конечно же, ей не поверила. Обошла еще несколько бутиков, но все с тем же результатом — везде мне говорили одно и то же. Странно, что правительство ввело такие требования к парфюмерии. Если таким образом хотели добиться, чтобы все пили только качественный алкоголь, то это бесполезно. Алкаши внакладе не останутся — купят какой-нибудь стеклоочиститель и все равно выпьют. Не будут же они в самом деле покупать маленький флакончик дорогих духов, чтобы опохмелиться?!"

Продавец-консультант торговой сети "Мир косметических новинок" Зинаида Баева считает, что закон абсурден, так как ударяет в первую очередь по людям с невысоким достатком — тем, кто ходит за покупками в недорогие павильоны: "Я знаю многих людей, которые не идут в большие фирменные магазины не потому, что нет денег, а просто менталитет не позволяет. В павильоны им прийти проще, там подход к покупателю демократичнее — продукция вся на виду, и цены невысокие".

Но именно такие демократичные павильоны больше всего пострадали от нового закона. Например, такие гиганты парфюмерно-косметического рынка, как "Ив Роше" и "Л`Этуаль" уверяют, что на них закон никак не повлиял — головные предприятия обеспечили региональных представителей лицензиями загодя. Полки опустели в павильонах, центральные офисы которых находятся в основном в Иркутске.

К примеру, Зинаида Баева рассказала, что ей пришлось убрать с прилавка половину ассортимента, потому что на нее не было лицензии, а после вступления в силу закона стало считаться, что вся спиртосодержащая продукция, не имеющая этого документа, продается нелегально и, значит, подлежит изъятию.

За красоту надо платить

Почему правительство решило поступить с предпринимателями так жестко, сколько на самом деле стоит право торговать товарами для красоты и что ждет тех, кто не будет соблюдать новый закон? Эти вопросы мы задали и. о. начальника отдела по контролю в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции УФНС России по Иркутской области и УОБАО Ольге Степановой.

— Ситуация не является безвыходной, — уверена Ольга Степанова. — Продукцию, которую предприниматели сняли с прилавков, можно снова вернуть в продажу, но для этого потребуется купить оборудование, поставить продукцию на учет и приобрести лицензию.

По ее мнению, новые требования нельзя назвать слишком жесткими: "О том, что правила торговли спиртосодержащей продукцией изменятся, было известно еще год назад. В отношении парфюмерии новые требования стали действовать с 1 июля, но закон вступил в силу с 1 января, то есть у предпринимателей было больше полугода на то, чтобы подготовиться: приобрести оборудование и собрать пакет документов для получения лицензии. Кстати, оформление лицензии занимает один месяц по закону, но если все документы в порядке, мы сокращаем эти сроки. Однако на 1 июля у нас не было ни одного желающего узаконить свой бизнес. Видимо, все надеялись, что сроки продлят. Но этого не произошло, поэтому большая часть парфюмерной продукции оказалась в незаконном обороте и предпринимателям ничего не оставалось, как убрать ее с полок".

Чтобы получить лицензию, необходимо пройти согласование в пожарном надзоре, Роспотребнадзоре, оформить экологическую экспертизу и купить оборудование для учета продукции стоимостью около 100 тысяч рублей. Затем налоговые органы проводят обследование помещения, где хранится парфюмерия, и, если оно соответствует всем требованиям, выдается лицензия сроком на пять лет, которая стоит 250 тысяч рублей.

Если пренебречь этими требованиями, бизнесмен может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа: для индивидуального предпринимателя — от 3 до 5 тысяч рублей, для юридического лица — от 30 до 50 тысяч рублей. Помимо этого вся нелегальная продукция будет изъята.

Покупатели, с которыми мне удалось поговорить, все же уверены, что ситуация скоро наладится и любимые ароматы снова появятся в магазинах. Вот только предприниматели не слишком торопятся подарить женщинам красоту — на сегодняшний день лицензию получили всего три фирмы: две иркутские и одна братская. Еще два заявления находятся на рассмотрении, четырем фирмам отказано в выдаче лицензии. Неужели снова наступят времена дефицита?

Дорогая легальность

Предприниматели говорят, что, чтобы легализовать товар, необходимо заплатить около миллиона рублей. Столько, по их оценкам, стоит лицензия и оборудование для учета продукции. Для многих частников это слишком накладно. Они говорят, что проще поставить лоток и торговать парфюмом на улице. "Торгуют же так на "шанхайке", и никто лицензию у них не просит, хотя вот кого бы надо проверять — еще неизвестно, в каком подвале они разливают свое месиво и где бутылки собирают", — говорят продавцы парфюмерии.

!Борьба с палеными духами

Все эти меры, которые предприняло государство и которые опустошили прилавки недорогих магазинов парфюмерии, — следствие борьбы с паленой косметикой. Сейчас подделку можно купить почти на каждом углу. Например, духи Chanel в фирменном магазине стоят примерно 2,5 тысячи рублей. Точно такой же с виду флакончик в небольшом павильоне можно приобрести за 200—300 рублей. Естественно, дешевый товар даже близко не может сравниться по качеству с настоящим.

Метки:
baikalpress_id:  5 957