Машины со дна Байкала

Пятое подряд на Байкале проходят необычные экспедиции, цель которых — подъем со дна озера затонувших автомобилей. В основном это легковушки рыбаков и любителей кататься по льду. Сначала их буксируют к берегу, затем грузят на грузовик и увозят в Иркутск. Если не находится хозяин авто — затопленную груду металла пускают в утиль. Сколько всего машин на дне Байкала — не знает никто. Больше всего утонувших машин — на Малом море. Недавно очередная экспедиция вернулась с Байкала. Подробнее о ней нам рассказала старший научный сотрудник Лимнологического института Ирина Маринайте.

Дно нужно очищать

Ирина рассказала, что в 2001 году правительство России подписало постановление, согласно которому ученым и спасателям было предложено сначала исследовать дно российских водоемов, а затем удалять с глубин объекты, которым место не под водой, а на суше.

— Если, например, в водоемах Ленинградской области, где во время войны шли страшные сражения, осталось много военной техники и судов, — говорит Ирина Маринайте, — то на Байкале все гораздо прозаичнее. Иногда обнаружат баржу или понтон, а чаще — автомобили. Моя часть работы в экспедиции заключается в том, чтобы измерить уровень загрязнения воды в этом месте.

Машины, в очередь!

По словам Ирины Маринайте, экспедиция расставляет приоритеты: какой автомобиль нужно вытаскивать на берег в первую очередь, а какой своим нахождением на байкальском дне никакого вреда природе не несет и может подождать своего часа.

В экспедиции участвуют спасатели, сотрудники Лимнологического института, Госакваспас, водолазы МЧС и специалисты организации-подрядчика по подъему автомобилей "Форт-XXI".

Экспедиция проходит по четко отработанной схеме. Сначала судно Лимнологического института планомерно "утюжит" дно Байкала гидролокатором бокового обзора в заданном квадрате. Если внизу обнаруживается подозрительный объект — туда спускают хитроумное устройство под названием "Гном". Аппарат представляет собой желто-черную коробку размером в половину компьютерного монитора. "Гном" обладает двигателем и может передавать наверх изображение того, что попадает в поле видимости его объектива. С сушей, то есть с бортом корабля, "Гном" сообщается с помощью кабеля, через него же и управляется.

Когда с помощью "Гнома" выясняется, что на дне действительно автомобиль, а не поросший морскими водорослями валун — делают анализы воды вокруг, отмечают это место буйком и об объекте сообщают спасателям. Задача водолазов — спуститься к автомобилю и прикрепить к нему второй конец троса. Первый конец находится на судне спасателей.

Когда автомобиль буксируют к берегу — от скорости он поднимается почти к самой поверхности воды. Его крыша отчетливо видна. Но "утопленника" на сушу вытаскивают не сразу. Автомобиль "паркуют" на глубине нескольких метров. Дело в том, что нерентабельно каждый раз подгонять кран, грузовики и другую технику. Лучше подождать конца экспедиции и выудить все автомобили разом.

За время нынешней экспедиции обнаружили семь машин. Четыре из них вытащили. В первую очередь — самую опасную. Ее протаранил якорь судна, и из бака автомобиля стало вытекать топливо. Совсем немного, несколько литров. Для огромного Байкала это несущественно.

Они никому не нужны?

Дно в районе Малого моря почти полностью завалено обрывками рыболовецких сетей. Поэтому на суше, после долгих лет нахождения в агрессивной водной среде, автомобили, опутанные сетями, выглядят просто ужасно.

Автомобили здесь тонут по двум основным сценариям: или рыбаки выезжают на лед, не дождавшись, когда он станет достаточно крепким, или просто по тонкому льду решает прокатиться очередной смельчак под градусом. В большинстве случаев люди остаются живыми. А заявлять куда следует не спешат. Наверное, полагая, что особого смысла в этом нет: кто полезет на такую глубину? Оказывается, есть такие...

Далее машины краном перемещают на грузовики и увозят в Иркутск. Если хозяин не найдется или откажется забирать пришедший в полную негодность автомобиль, его пустят в утиль.

  • Как находят машины

Сначала судно "утюжит" дно Байкала в заданном квадрате. Если внизу обнаруживается подозрительный объект — туда спускают устройство под названием "Гном". Если выясняется, что на дне действительно автомобиль, это место отмечают буйком. И об объекте сообщают спасателям.

Загрузка...