Озеро на склоне горы

Иркутский геолог, возможно, нашел кратер Тунгусского метеорита

Сенсационную находку сделал иркутский геолог: он нашел кратер, который может оказаться местом падения Тунгусского метеорита или его осколка. Тридцать лет никто не занимался исследованием этого загадочного места. Прочитав статью о Патомском кратере в недавнем номере еженедельника "Пятница", геолог вспомнил о своей уникальной находке и сообщил нам. Теперь иркутские ученые готовятся к новой экспедиции.

Озеро на склоне горы

Это случилось летом 1975-го. Опытный геолог-нефтяник Евгений Шатковский шел по тунгусской тайге, время от времени сверяясь с картой, на которой был проложен его маршрут. Вдруг его внимание привлек необычный вал на склоне горы. Вал, судя по его цвету, был сложен из глинистых пород и возвышался над плавной линией склона где-то на высоте трех метров. Геолог взглянул на карту — ничего подобного на ней отмечено не было, в этом месте была обычная возвышенность. "Что бы это могло быть?" — удивился геолог и, отклонившись от своего маршрута, пошел прямиком к необычному валу.

Когда Евгений наконец-то достиг цели, он забрался по склону глиняного вала на самый верх и увидел невероятное. Прямо на склоне горы, окруженное глиняным калачом разлилось озеро с кристально чистой водой. Ни рыбы, ни водорослей. Никакой растительности по краям глинистого вала не было. Лишь в одном месте геолог приметил сосну, которая опиралась ветвями о дно, а ее корни торчали над поверхностью воды.

Поляна, красная от брусники

Это было обычное горное озеро. Но как оно здесь оказалось? Не на вершине горы (это было бы объяснимо!), не у ее подножия, а на самом склоне. На вид оно было неглубокое, в диаметре 80—90 метров. Земляной вал из глинистых пород, окружавший необычный водоем, возвышался на 0,5—3 метра от уровня воды. По форме озеро напоминало воронку, вытянутую с запада на восток.

Это озеро образовалось много позже, а вначале была воронка, которую с каждым годом постепенно заливали потоки ливней и снег, падающий с неба, — к такому выводу пришел геолог. Метрах в пятистах ниже по склону от загадочного озера он обнаружил красную, как кровь, поляну. Подойдя ближе, увидел под ногами заросли брусники. Алые ягоды росли так густо, сплетаясь в сплошной ковер, что невозможно было сделать и шагу, чтобы не раздавить бруснику.

Евгений обошел стороной поляну и спустился вниз. Вернувшись в лагерь, он рассказал о ягоде. На следующий день все двенадцать членов экспедиции, включая шофера и повариху, сели в лодки и прибыли по реке Непе к устью ручья. От этого ручья до горы с озером было рукой подать — не больше двух километров.

— У меня был совок, — вспоминает Евгений Георгиевич. — Четыре ведра я набрал за час, потом отдал этот совок ребятам, и так все набрали брусники столько, сколько могли унести зараз.

Метеоритный кратер

Пока люди были заняты сбором ягоды, Евгений решил похвастаться находкой начальнику отряда.

— Володя, хочешь, я покажу тебе, как выглядит метеоритный кратер? — обратился он к Владимиру Константиновичу Лапшину, начальнику их отряда.

Тот охотно согласился, и они вместе поднялись на вершину горы.

— Да, это очень похоже на метеоритный кратер, — сказал начальник отряда, когда увидел воронкообразное озеро.

Геологи заметили еще, что у некоторых сосен как бритвой срезана крона — торчат только мертвые обрубки стволов.

Вернувшись в Иркутск, Евгений стал наводить справки о неизвестном озере. Почему-то его не было ни на одной геологической карте. Наконец Шатковский обнаружил его на аэрофотосъемке 1949 года.

— Аэрофотосъемка — самая ценная вещь для геологов. Надеваешь специальный прибор — стереоскоп, и все горы, реки, низменности становятся объемными. Встают перед глазами, как наяву. Так я впервые обнаружил это озеро на бумаге, полученной при съемке с самолета.

Тогда геолог написал о своем открытии в Москву, в метеоритный комитет. И вскоре получил ответ от его специалистов. Они подтвердили космическое происхождение кратера и запросили точные, до минуты, координаты озера. Шатковский ответил, и переписка на этом прекратилась.

В 1990 году Евгений Георгиевич вновь пролетал на вертолете над этим кратером и увидел, что озеро на склоне горы по-прежнему существует. Кстати, как отмечает геолог Шатковский, от места падения Тунгусского метеорита до этого озера 270 км. Это расстояние метеорит пролетает примерно за три секунды. Так, может быть, наконец найден кратер Тунгусского метеорита или сюда упал его осколок?

Метеориты в тунгусской тайге

Астрономы говорят, что встретить метеорит в лесу или в поле, не говоря уже о городах и селах, практически невозможно. Потому что большое количество земного пространства занимают моря и океаны, безлюдные пустыни и заросли джунглей и тайги. И метеориты часто падают туда, где их никто не видит. Они вообще с великим трудом прорываются сквозь плотную атмосферу нашей планеты, большинство небесных камней сгорают в ней, оставляя лишь яркий огненный след.

Но вот в районе реки Подкаменной Тунгуски метеориты встречаются на каждом шагу. Известный российский путешественник академик Петр Симон Паллас еще в 1775 году нашел тут огромный метеорит "Крица", весом в несколько пудов, вывез его в Петербург. "Крица" положила начало национальной коллекции метеоритов России.

Тунгусский метеорит

Падение Тунгусского метеорита произошло 30 июня 1908 года. Оно сопровождалось явлениями, которые указывали на очень мощное выделение энергии. Огненный шар, видимый на территории протяженностью в сотни километров; мощные громовые раскаты; воздушная волна, дважды обогнувшая земной шар и зарегистрированная барометрами во многих странах; наконец, небольшое землетрясение, отмеченное сейсмографом в Иркутске, — все это говорило о чрезвычайном характере космической катастрофы. Падение произошло в глухой тайге в бассейне реки Подкаменной Тунгуски, в 100 км от ближайшего населенного пункта, и только в 1927 году первые исследователи добрались туда. Им открылась потрясающая картина: почти все деревья на площади поперечником около 40 км были повалены, причем корни их показывали в одно место. А в эпицентре, где следовало бы ожидать наиболее сильных разрушений, стоял мертвый "телеграфный" лес: голые прямые стволы с начисто обрубленными ветками. Ни первая, ни многочисленные последующие экспедиции не смогли найти ни одного куска Тунгусского метеорита. И что более удивительно, на месте падения нет метеоритного кратера.

Экспедиция будет

Вот как прокомментировал рассказ читателя "Пятницы" Сергей Язев, директор астрономической обсерватории ИГУ:

— Все это чрезвычайно интересно! Но упирается только в одно — в отсутствие денег. В этом году мы раздобыли очень скромную сумму на экспедицию к Патомскому кратеру. Возможно, в будущем году нам удастся найти спонсоров, и мы обязательно доберемся до метеоритного кратера у реки Непы.