Дело молодое

27 июня — очередной смешной праздник. На сей раз — День молодежи. Раз есть праздник, надо встречать. Но для начала хочется разобраться, какая она, наша молодежь. Есть ли повод для радости? Или почти по привычке будем огорчаться? Тем более племя молодое у нас в стране, как водится, не такое уж знакомое. Так какая она, молодость наша?

Нет, не прошли времена Паоло и Франчески

Начнем с любви. О чем вопрошать в День молодежи, как не о ней. Любовь каждого поколения отражает в себе всю глубину вершин и падений общества. Но суть ее неизменна. Мы безошибочно распознаем это великое чувство, когда оно приходит. Но описать... Тайна его велика есть. Впрочем, русский избранник А.И.Куприн считал, что большинство людей не случайно немощны и бессловесны при описании любви. Она им не далась. Она их миновала. Назанский в "Поединке" говорит: "Природа, как и во всем, распорядилась гениально. То-то и дело, что для поручика Дица вслед за любовью идет брезгливость и пресыщение, а для Данте вся любовь — прелесть, очарование, весна! Нет, нет, не думайте: я говорю о любви в самом прямом, телесном смысле. Но она — удел избранных. Вот вам пример: все люди обладают музыкальным слухом, но у миллионов он, как у рыбы трески или как у штабс-капитана Васильченки, а один из этого миллиона — Бетховен. Так во всем: в поэзии, в художестве, в мудрости... и любовь, говорю я вам, имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов".

Не буду тягаться с А.И.Куприным, но мне кажется иначе. Если относишься к любви как к человеческому заданию, если нуждаешься в ней по-настоящему, она найдется, ведь многие могут прочувствовать другого как близкого, родственного самому себе. Отождествлять себя с ним, испытать потребность к сближению. Разве нам не нужен настоящий и единственный человек, который разделит интересы и устремления? Разве мы не нуждаемся в добровольном физическом и духовном взаимном обладании?

Соединив страсть с моральной ответственностью за благополучие другого человека, мы сможем зажечь ту искру, из которой вспыхнет единственная и неповторимая любовь.

  • Это здорово, что огромное большинство молодых людей уверено в несомненном присутствии высших чувств в нашей жизни. На вопрос: "Уверены ли вы, что сегодня еще существует так называемая большая любовь?" — 84% опрошенных отвечают утвердительно. Правда, девушки немного романтичнее (85% — против 81% у юношей). Еще более показателен ответ на другой вопрос: "Может ли, по вашему мнению, эта большая любовь просуществовать всю жизнь?" На него сказали "да" 57% молодых.

Что же, может, и правда не прошли и никогда не пройдут времена Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды, Петра и Февронии?

Духовнее отцов

То, что молодежь у нас любящая любовь, прекрасно. Но, оказывается, она верит не только в большое светлое чувство к ближнему. Она верит. И оспорить это утверждение нельзя. Как говорят англичане, факты — упрямые вещи. К социологическим опросам подходить как к "упрямым вещам" сложно. Но можно. Особенно когда за дело берется социологический факультет Московского государственного университета и Российская социологическая ассоциация. Совместно они провели исследование "Отношение российской молодежи к Русской православной церкви". Опрошено было 1800 молодых людей. В 7 федеральных округах России. Выборка достаточно репрезентативная.

Выяснились удивительные вещи. 8% опрошенных отнесли себя к воцерковленным православным. 55% — к невоцерковленным православным. 33% (вне зависимости от вероисповедания) к РПЦ относятся положительно. Отрицательно — всего 4%. Получается, что у атеистов выросли если и не по правилам религиозные, то ищущие высшего (трансцендентного) смысла дети. И Русская православная церковь рассматривается ими не как угроза своей неповторимости и независимости, а как авторитетный наставник. Ресекуляризация общества превращает РПЦ в глазах молодых в важнейший социальный институт, атрибут человеческого существования.

Еще удивительнее другие данные опроса. 53% молодых людей считают обязательным православие президента. 33,5% настаивают на необходимости учета мнения патриарха при принятии государственных решений. 72% признают в православии главную национально- государственную традицию России. 75% не сомневаются в православно-христианских основах русской культуры.

Поразительно, но факт. Конфессиональная принадлежность становится идентификационным признаком социальной группы. Эта группа не только доминирует численно. Она хочет и будет отстаивать свои православные ценности. При этом ее смыслообразующие ценности являются таковыми и для общества в целом. Семья, любовь к ближнему, мудрость возвращаются в нашу жизнь через православную молодежь.

Возможно, именно эта социальная тенденция молодежи вынуждает правящую псевдоэлиту если не дрейфовать в сторону здравого смысла, то, по крайней мере, мимикрировать под более здоровую окружающую среду.

Естественно, что не имеющие отношения к церкви молодые люди думают как их старшие товарищи. Деньги, власть, еда — их кредо. К сожалению, из таких и рекрутируются (пока) правящие кланы.

А как же имидж?

А что имидж? Не соответствует? А что, Николай Басков духовнее Константина Кинчева? Послушайте "Алису". Послушайте "ДДТ". "Гражданскую оборону". Иронично-мудрого БГ. Интересно, кто же в "Аквариуме"? А про "сегодня носит "Адидас", а завтра Родину продаст" слышали? Только продали ее сытые-довольные перевертыши из ЦК КПСС, а не рокеры из Ленинграда. Кстати, питерские рокеры в отличие от юристов-финансистов-силовиков в Москву когти не рванули.

То, что приписывают молодежи — индивидуализм, социал-дарвинизм, поклонение золотому тельцу и т.д. и т.п., — идет от старших к младшим, а не наоборот.

А имидж... Мне кажется, одеваются они со вкусом, это Алла Борисовна, которую так любят "старики", до сих пор в мини-юбке ходит.

Ложка дегтя

Как все хорошо складывается. Молодежь у нас замечательная. Не променяла романтику любви и вечные ценности на стеклянные бусы потребительства. Не согласны? А я не согласен с вами. Проблема не в том, что молодежь не идейна, не духовна. Проблема в том, что духовность у нас в церкви, а идейность — в архиве. Искусственно прервалась связь времен. Советский период превратили в "черную дыру" истории. Отряхивая "мрак и меланхолию", проделывали это так энергично, что оказались голыми сами. "Свобода приходит нагая".

Но нагота оказалась метафизической, онтологической. Она превратилась в пустоту. Великий герой и главный персонаж анекдотов и тот исчез. "Чапаев и пустота", как написал известный прозаик безвременья. Мы можем продолжить: "Маяковский и пустота", "Прокофьев и пустота", "Гагарин и пустота"... Слишком много великих имен затерялось в пространстве-времени, вырванные из советского космоса. Гений сам по себе, страна сама по себе. "Народ" вообще не в счет. Народ поделили на тех, кто сидел, и тех, кто охранял. Где же пытливой юности искать мечту-идеал-любовь-красоту?

  • Если воспитывать не на чем, то и воспитывать нечего. Абсолютно девальвировались школьные дисциплины, направленные на воспитание. Литература, история, обществознание, физическая культура, музыка... Где они? На периферии общественного сознания и родительского интереса. И поделом (?). "Культур-мультур" не прокормит. Из духовности дом не построишь. Вот и получается, что, с одной стороны, "дум высокое стремленье", а с другой — "кушать хочется всегда". А посередине — пустота.

А учит кто?

Больше всего учит ТВ. Но это отдельная тема. Дома учат-воспитывают родители. В школе учит учитель. Потом — преподаватель вуза. Когда-то не так давно учитель (преподаватель) был человеком не только нужным, но и уважаемым. Сегодня уважение к человеку определяется, не в последнюю очередь тем, сколько стоит его труд.

Если верить президенту, в плане зарплаты у нас нормально. Он так и сказал: "Примерно в 5 раз увеличилась зарплата преподавателей. Вместе с тем просто повышать уже большого смысла не имеет".

Председатель Союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий сказал по-другому: "Качество преподавания в школе упирается в материальное положение учителя. В некоторых районах отходят от единой тарифной сетки и вводят элементы отраслевой оплаты труда. Цель таких нововведений — повысить зарплату учителя в ближайшее время по крайней мере вдвое. Сейчас две трети своего времени профессор университета проводит не на основной работе, а в других местах, зарабатывая на жизнь. Это ненормально. Профессор и учитель за основную работу должны получать достаточно, и тогда с них можно будет потребовать полной отдачи".

Резонно. Резонно и то, что при зарплате в три тысячи рублей у молодого кандидата наук быстро пропадает желание служить науке. По крайней мере, на Родине. Из 30—40 тысяч активных российских ученых половина лишь числится в отечественных вузах. Работают они за границей.

  • Низкая заработная плата, жилье (вернее, его отсутствие), непонятный статус выталкивают творческое меньшинство молодежи на мировой рынок труда. И главная причина нерешаемости проблемы — все та же неэффективность государственного управления.

Но это не все. Гражданами не рождаются. Хороший специалист всегда (на десятилетия вперед) будет востребован за рубежом. И не только на Западе. Но специалист-патриот предпочтет Родину. Воспитать нравственного, порядочного гражданина и творца не просто необходимо. При той ценностной матрице молодежи, о которой уже говорилось, не делать этого — преступно. И перед нынешней страной, и перед будущей Россией.

Еще раз о реальной проблеме

Стране так нужны нормальные, умные люди. Но их надо воспитывать, любить и правильно и правильному учить. Безжалостная статистика говорит пока об обратном. Не воспитываем, не любим, не тому учим. Ведь, если на 10 000 рождений приходится один чудо-ребенок, то реализовать в обществе свой гений может только один на 5—10 миллионов.

Метки:
baikalpress_id:  28 401