Критика объединения

Еженедельник "Пятница" продолжает дискуссию на тему объединения трех городов

У губернатора Александра Тишанина уже нет пути назад: на прошлой неделе он рассказал про объединение Иркутска, Ангарска и Шелехова буквально всему миру, презентовав идею агломерации на экономических форумах в Санкт-Петербурге и Красноярске. Еженедельник "Пятница" ознакомился с концепцией "Объединенный Иркутск — столица Сибири": в ней прописано, что Большой Иркутск принесет несомненный выигрыш населению, власти, бизнесу "при практически полном отсутствии отрицательных последствий для всех социальных групп". "Пятница" призывает всех жителей Иркутской области участвовать в дискуссии, которую уже месяц ведет наше издание.

На этой неделе со своей критикой проекта агломерации выступил иркутский адвокат Вячеслав Плахотнюк, старший партнер адвокатского бюро "Легат".

— Я иркутянин, потому считаю, что такой важный вопрос, как объединение трех городов, должен открыто обсуждаться в обществе, — говорит Вячеслав Александрович.

Напомним, что у областной администрации существует три варианта по интеграции Иркутска, Ангарска и Шелехова в один Большой Иркутск.

1. Создать ассоциацию самостоятельных муниципальных образований, которые будут развиваться скоординированно. У этой схемы создания нет критиков.

Суть: все города остаются при своих властных структурах, но у них общий генеральный план, правила землепользования и застройки, планы развития инфраструктур, общая стратегия и т.д.

  • — Агломерация — это только слово из учебника по географии, — говорит Вячеслав Плахотнюк. — Все города области должны развиваться. Так давайте и будем их развивать, привлекать инвестиции. Может быть, заняться именно этим, а не бесконечными согласованиями и референдумами? Неужели в Иркутске мало пустырей и сейчас непременно нужно застраивать именно территорию до Савватеевки?

Действительно, слова "привлечение инвестиций" в новой иркутской политике звучат как заклинание. Но ведь главное, что интересует инвестора (человека, который вкладывает свои деньги), — надежность вложений и высокая степень их выгодной отдачи. Какая ему разница — вкладывать деньги в Большой Иркутск или в "маленький" Ангарск? Лишь бы это было надежно и прибыльно. И правда, ведь никто так и не посчитал, действительно ли отсутствие единого муниципалитета тормозит развитие Иркутска, Ангарска, Шелехова. Никто до сих пор не говорит, сколько денег нужно на агломерирование, кто их даст и являются ли эти расходы первоочередными для области и самих городов.

Все равны: Ново-Ленино, Шелехов, Мегет.

2. Интеграция в двухуровневое муниципальное образование

Суть: "разделить Иркутск на несколько городских районов, каждый из которых войдет в объединенный Иркутск де-юре как самостоятельное поселение. А де-факто — как район Иркутска".

То есть Ново-Ленино будет таким же районом Большого Иркутска, как Ангарск, Мегет или Куйбышевский район. По этой схеме предлагается ликвидировать мэрию Иркутска, а ее функции распределить между администрациями районов и новой администрацией агломерации. В этом случае нас ждут не только референдумы, но и новые выборы в органы местного самоуправления.

  • — Недавний закон № 131 о местном самоуправлении, как и соответствующая статья 131 Конституции (они случайно совпадают номерами,) призывает сделать муниципальную власть более близкой к народу, — говорит Вячеслав Плахотнюк. — Идея же юридического слияния трех городов идет вразрез с этой провозглашенной тенденцией. Администрация Большого Иркутска будет намного "дальше от народа", чем существующая власть. Еще придется увеличивать затраты на управление.

Областная администрация приводит в пример Москву, давно разбитую на префектуры. Приводят в пример и сближение столицы с Московской областью. Но ссылаться на столицу в этом отношении некорректно: у Москвы статус субъекта Федерации, и каждый его район (какой-нибудь Юго-Восток) сопоставим с большим областным городом.

3. Интеграция в одноуровневое муниципальное образование

Суть: три города становятся одним. Выбираются представительный орган нового супергорода и его глава.

Авторы проекта считают, что "такая схема позволяет обеспечить более жесткое административное управление" новым городом. Предполагается, что новая мэрия станет оперативной и "эффективной для решения задач антикризисного управления". Вот некоторые из обозначенных выгод от реализации этого проекта:

— Формирования мощного развивающегося городского образования с населением свыше 1 миллиона жителей на юге-востоке Сибири.

Это о том, что Иркутск может стать настоящим форпостом нашей страны (военным и экономическим) на границе с Китаем.

— Увеличение объема инвестиций, так как мировой опыт показывает, что крупные компании предпочитают вкладывать финансовые ресурсы в города-миллионники.

Среди других перечисленных выгод есть даже "возможность насыщенного отдыха" и "появление региональной идеи", которая всех объединит.

Именно к этому варианту объединения больше всего претензий. Наш эксперт Вячеслав Плахотнюк считает, что нужно все-таки начинать с малого: создания единого социального пространства. Пусть это будут хотя бы единые проездные билеты в транспорте трех городов или как максимум на данном этапе — точный проект того, что хотят сделать из Большого Иркутска и к чему конкретно он должен нас привести.

Чего хочет губернатор

"За Уралом, кроме Омска и Новосибирска, городов-миллионников нет. Сегодня самое время показать, что именно здесь, на берегах Байкала, есть реальная возможность создать город-миллионник на основе промышленных городов-спутников, таких как Шелехов и Ангарск. Это будет являться мощным стимулом для развития региона с качественно новой экономикой".

Загрузка...