"Алиса" взорвала Иркутск

искренними песнями и ярким шоу

В Иркутске в минувшее воскресенье прошел концерт легендарной рок-группы "Алиса". После 12 лет перерыва Константин Кинчев добрался до нашего города. И удивил: он все такой же молодой. И настоящий.

Национальные мотивы

Концерт "Алисы" — как театр. В выступления этой группы всегда заложена серьезная режиссура: песни тщательно подобраны друг к другу, а действия музыкантов выверены и отточены.

"Алиса" во все времена (а группе уже больше 20 лет) подбирала свой сценический имидж. В Иркутске это выглядело следующим образом: барабанщик в огромных черных очках, по бокам от него клавишник и басист в форменных бейсболках (у одного — красного цвета, у другого черного). Далее гитаристы: один одет в кожу, как заправский советский рокер, другой — как модный клубник. Посередине Кинчев с оголенным торсом и в высоких сапогах. А по бокам сцены — два знаменосца: молодых щуплых парня с флагами, с одной стороны которых надпись "Алиса", а с другой — имперский черно-бело-желтый флаг России и двуглавый орел.

Задник сцены также оформлен эпически: по середине фирменная "алисовская" звезда (стилизованная буква А) на черном фоне. А по бокам — огромные красные знамена, где этот знак расположен на белом круге: очень похоже на флаг НБП и атрибутику национал-социалистов.

Кинчеву не привыкать к обвинениям в фашизме. В конце 80-х он судился с питерской газетой "Смена", которая назвала его фашистом. И выиграл процесс. Тогда это был нонсенс: отношение к рок-музыкантам в те времена было неоднозначное. Это сегодня Кинчев — легенда русского рока, концерты которого показывают центральные каналы. Может быть, и потому, что национальная тема в его творчестве стала одной из основных.

Супермен Кинчев

По традиции концерт начался одной из главных песен группы "Шабаш". Откровенно подкачал один из знаменосцев: на сцену он вышел с сигаретой, стал перемигиваться с залом, не в тему махал своим флагом и прыгал со сцены. Но лишь одно слово Кинчева ему на ухо — и мальчик наконец-то поймал синхронность в своих вращениях флагом и исправился. Он понял, что в этой группе может быть только один лидер.

Иркутских поклонников Константин Кинчев поразил молодостью и откровенностью. В отличие от приезжавших недавно в наш город потолстевшего Владимира Шахрина или Бориса Гребенщикова с двойным подбородком, Кинчев — супермен: яркий, подтянутый, сексуальный.

Священники и матери

Дворец спорта был заполнен процентов на 60—70. Зритель "Алисы" абсолютно разный: на трибунах сидели и бизнесмены, и священники, и матери с маленькими детьми. В стоячем партере — молодежь вперемешку с солдатами в форме и школьниками средних классов. Это феномен Кинчева — каждый его альбом получает поддержку все новых поколений молодежи. Однако почему-то не так нравится его старым фанатам, как прежние песни.

Программа "Изгой" — это жесткий хард-рок с глубокими клавишами и богатыми гитарами. Слушая новые песни, понимаешь, что "Алиса" сегодня — это железная махина: мощная и бескомпромиссная.

Кинчев всегда писал актуальные песни на социальные темы: он любит использовать в своих текстах слова "из телевизора" и из того, чем сегодня живет Россия. Неожиданно интересно на концерте звучит его песня "Черный" со словами "мир без глаз: танцы раком, срамом напоказ" — про наши современные нравы — и с высоким вокалом басиста Петра Самойлова (единственного музыканта из золотого состава группы). А хит Кинчева про террористов "Звери", написанный сразу после Беслана, так и вовсе звучит потом в голове бесконечно. На концертах Кинчев поет, что "зверя лечит только расстрел" вместо альбомного "цепь да клетка зверю в удел".

Двухчасовое выступление "Алисы" построено так, что слушатель как бы погружался в разные альбомы группы. Были исполнены песни практически из всех программ коллектива за исключением лиричного "Джаза" и неоднозначного "Солнцеворота".

И старое, и новое

Константин Кинчев — великолепный певец. Многие иркутяне были шокированы тем, насколько точно он и музыканты исполнили сложнейшую балладу "Дурак и Солнце": один в один как на альбоме. Наверное, это была кульминация всего концерта — и по всеобщему настрою, и по звуку, и по шоу. Когда все получалось, Кинчев улыбался иркутянам как родным. Он спел и "Красное на черном", и "Мое поколение", и "Стерх", и "Ко мне". Сибиряки хорошо знают и последние песни Кинчева: "Небо славян", "Инок, воин и шут", "Антихрист" — все подпевали и активно поддерживали любимого исполнителя.

Странно, но именно песни из самого последнего альбома "Алисы" звучали наиболее сильно, особенно "Солнце Иерусалим". Кинчев в знак благодарности зрителям прилагал правую руку к сердцу и кланялся на древнерусский манер. Дважды по ходу концерта он провозглашал троекратное "Христос Воскрес!". "Воистину воскрес!" — отвечали иркутяне. Никакой неловкости никто не чувствовал, наоборот, все были как братья.

На бис "Алиса" исполнила композиции из архива русского рока: песни Цоя — "Спокойная ночь" и "Песня без слов", хит Майка Науменко "Старые раны". А все завершилось одной из самых красивых и мудрых песен Кинчева — "Крещение".

Отдельно стоит вспомнить световое решение концерта. Тот или иной свет был подобран как раз к определенной песне. К счастью, в нашем городе появилась и отличная звуковая аппаратура: было видно, что музыкантам нравится на ней играть. Возможно, теперь в Иркутск "Алиса" будет приезжать чаще, чем один раз в двенадцать лет.

Кинчев не нацист

"Алису" несколько лет назад игнорировали модные радиостанции за оформление альбома "Солнцеворот" стилизованной свастикой. Другой альбом - "Сейчас позднее, чем ты думаешь" - Кинчев оформил портретом голых скинхедов с печатями на лбу. Скорее всего, это не заигрывание, а именно творческая и жизненная позиция. Кинчев призывает бороться за свою веру, землю и отечество именно русских, именно православных. Но делает это - как настоящий художник: словом, музыкой, сценическим поведением.

Комиксы разошлись на ура

Накануне приезда Алисы в Иркутск еженедельник "Пятница" провел среди своих читателей конкурс на знание творчества "Алисы". Дело в том, что нам удалось найти целый тираж раритетного издания комиксов, где Кинчев — главный герой. Эти журналы затерялись в нашем городе во время последнего приезда группы в Иркутск. Многие иркутяне (и даже жители Черемхово) правильно ответили на наши вопросы и получили этот ценный для любого алисомана приз.

— Я был на всех концертах "Алисы" в Иркутске и с нетерпением ожидаю новый приезд группы, — говорит наш читатель Дмитрий Фесон. — Потому что "Алиса" — это сила!

— Я никогда не видел Кинчева, хотя знаю все его песни наизусть, — улыбается Петр Араншинов. — Теперь это случится!

— Мой муж сразу ответил на все ваши вопросы, но приехать за призом не смог и отправил за ним меня, — рассказывает Екатерина Емельянова. — Вы меня по-настоящему заинтересовали: буду теперь слушать Кинчева и читать "Пятницу"!

История группы

"Алиса", российская рок-группа, образована в 1983 г. в Ленинграде. Первоначальный состав: В.Задерий (бас-гитара), Шаталин (гитара, клавишные), П.Кондратенко (клавишные, вокал), М.Нефедов (ударные), Эльтиков (вокал); с 1985-го — К.Кинчев (наст. фамилия Панфилов), автор песен и певец. Группа выделяется актерским дарованием Кинчева, своеобразной мелодикой песен и самобытными текстами социальной направленности (песни "Экспериментатор", "Меломан" и др.). Песни "Мое поколение", "Мы вместе!" стали подлинными молодежными гимнами.

Загрузка...