Жуткая очередь

После реформы паспортно-визовой службы Кировский, Куйбышевский и Иркутский районы обслуживает один паспортный стол: 18 сотрудников на 160 тысяч населения

Ежедневно в каждый кабинет отделения Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) Правобережного округа Иркутска приходят на прием 80—100 человек. Толпы народа в крошечных коридорах, спертый воздух, тусклое освещение. Деревенские старики и городские дамы в норковых шубах, российские граждане и гости из ближнего зарубежья, скандалы на тему "я за ним" и "куда без очереди", детский плач и постоянно меняющееся расписание. Мы бы не скоро узнали об этом, если бы одному из наших сотрудников не пришлось отправиться по личным делам в этот паспортный стол (так привыкли называть люди учреждение, которое с 1 января 2006 года именуется отделением УФМС).

Очередь на улице

Тем, кто ностальгирует по очередям советского времени (если таковые мазохисты еще имеются), просто необходимо сходить на улицу Франк-Каменецкого, 22. Здесь эта картина разворачивается в полном объеме. Люди занимают очередь за 1,5—2 часа до начала приема, и к открытию паспортного стола их набирается уже несколько десятков.

Очередь начинается у входной двери. По лестнице (деревянная лестница, ведущая на второй этаж здания, где находится УФМС, вынесена на улицу) спускается на землю и тянется еще несколько метров. Разноликий народ стоит плечом к плечу очень плотной массой, чтоб, не дай Бог, не сместили и не пролезли раньше тебя.

— Вы сколько времени уже стоите? — спрашиваю людей у двери (в основном это смуглые мужчины из ближнего зарубежья).

— К двум часам пришли.

— А зачем так рано?

— Чтоб успеть пройти...

Три круга паспортного ада

Как правило, всем, кому пришла пора заменить паспорт (или нужно решить другой вопрос), придется прийти в отделение как минимум три раза: первый — узнать расписание, второй — сдать документы, третий — прийти за документом. Каждый раз придется отстоять очередь. Плюс время, которое выстаивают люди до открытия отделения.

— Это какой-то кошмар, — говорит Елена Борисовна, она восьмая в очереди, — чтобы получить бланк заявления, нужно отстоять очередь, потом заполнить и снова очередь отстоять! Да еще и к единственному столу не подобраться, чтоб заполнить этот бланк.

На это сотрудники говорят: "Мы не можем оставить бланки в коридоре, они исчезнут, и потом вообще будет нечего заполнять, а выставлять мебель площади не позволяют".

Людмила недовольна, но не возмущается. Она сдала документы для получения паспорта у себя в деревне Ревякино и через десять дней приехала в Иркутск получать документ:

— Паспорт не готов, и придется еще раз приехать. Мне сказали, что через 10 дней можно прийти за паспортом, а тут говорят, что дни нужно отсчитывать с момента, когда из Ревякино сюда привезли. А я откуда могу это знать? Обидно, что придется еще раз ехать.

— Приемные часы очень неудобные, я вот уже третий раз с работы отпрашиваюсь, чтобы ребенка прописать в новую квартиру, — добавляют из очереди.

Объединению — "да"

Все интересующие нас и наших читателей вопросы мы решили задать Жанне Смирновой, начальнику отделения УФМС России по Иркутской области в Правобережном округе города Иркутска.

Жанна Александровна терпеливо рассказала о проблемах, появившихся в ее учреждении совсем недавно.

Оказалось, что с 1 января нынешнего года образовалась структура УФМС России (Управление Федеральной миграционной службы), куда и вошли бывшие паспортные столы. В связи с этими изменениями произошло слияние паспортных служб Кировского (50 тысяч человек), Куйбышевского (80 тысяч человек) и Иркутского районов (32 тысячи человек). Всего 162 тысячи человек. И это только российского населения. Сколько в этих районах живет иностранцев, сказать не может никто, однако и они тоже теперь приходят за регистрацией в это отделение.

На вопрос о том, как изменить ситуацию, чтоб люди не толпились в тесном коридоре и не стояли в очереди, Жанна Александровна отвечает:

— Мы работаем по полной программе и, в принципе, справляемся. А то, что люди предпочитают приходить за несколько часов до начала приема — это у нас такой менталитет, его не переделаешь. Вот смотрите, сейчас в коридоре толпа, и они там ругаются друг с другом, а через час будет пусто.

Конечно, Жанна Александровна признает, что идеально было бы найти более просторное помещение, чтоб можно было побольше скамеек и столов поставить. Дополнительные люди также не были бы лишними, но об этом здесь и речи не заводят: нормы соблюдены — и то ладно.

— Мне иногда приходится до девяти вечера задерживаться на работе, — говорит Жанна Александровна. — Сначала нужно всех принять, а потом еще оформить документы, просмотреть почту, ответить на все запросы...

Жанна Александровна говорит, что очень часто ей приходится выслушивать ругань в коридоре и в свой адрес. Бюрократы — это одно из самых мягких слов, которое слышат сотрудники.

Начальник открыла журнал паспортисток: "26 апреля приняты документы у 66 человек, 25-го — у 96, а 21-го — у 185"! Приводит Жанна Александровна и другие цифры: за 3 месяца 2006 года было прописано 1900 человек и выписано 1400. Иностранных граждан за 4 месяца зарегистрировали в Иркутске 6000 человек. Отсюда и очереди, и толпы.

Пока мы беседовали, в кабинет заглянули не меньше пяти раз. И даже неудобно стало, что я разговариваю с начальницей уже 20 минут. А люди за дверью ждут, когда же наконец начнется прием, и уверены, что мы там пьем полдничный чай.

Кто виноват

С 1 января нынешнего года образовалась структура УФМС России (Управление Федеральной миграционной службы), куда вошли бывшие паспортные столы. В связи с этими изменениями произошло слияние паспортных служб Кировского (50 тысяч человек), Куйбышевского (80 тысяч человек) и Иркутского районов (32 тысячи человек). Всего 162 тысячи человек. И это только российского населения. Сколько в этих районах живет иностранцев, сказать не может никто. Однако и они тоже теперь приходят за регистрацией в это отделение.

Количество штатных сотрудников по нормам УФМС — один сотрудник на население в 10 тысяч человек. Так, Куйбышевский, Кировский и Иркутский районы обслуживают 18 человек. К примеру, в Свердловском округе на 210 тысяч населения — 24 работника. Из этого числа работников двое обязательно в отпуске.

Метки:
baikalpress_id:  5 131