Сплошные нервы

Иркутянка собирается взыскать с магазина моральный вред за нервотрепку, предприниматели подозревают ее в мошенничестве

Для большинства женщин поход по магазинам приравнивается к празднику. Возможность примерить, выбрать, потрогать, оценить — самое увлекательное времяпровождение. Так до недавнего времени думала и иркутянка Марина (имя изменено по просьбе женщины. — Авт.). Однако посещение торговой точки одной из крупных иркутских фирм, торгующей аудио- и видеоносителями, закончилось для нее настоящим стрессом. Когда она вспоминает все, что с ней произошло, не может удержаться от слез и говорит, что теперь ей потребуется помощь профессионального психолога. Между тем руководство магазина считает, что женщина сама спровоцировала скандал, и выражает свою версию происшедшего — "обыкновенное мошенничество со стороны покупателя". Кто на самом деле прав и кто виноват, предстоит решать суду.

"Я боюсь заходить в этот магазин"

В конце января Марина пошла купить подарок сыну на день рождения. Из всевозможных вариантов она остановила свой выбор на DVD-диске. На входе в торговый павильон охранник сказал ей, что нужно оставить дамскую сумку в камере хранения. Марина отказалась, потому что, по ее словам, в сумочке были ценные вещи — сотовый телефон, ключи от автомобиля, деньги и цифровой фотоаппарат.

"Я знаю, что по закону имею право не сдавать дамскую сумочку, тем более если там есть ценные вещи. Ведь администрация не несет за их сохранность никакой ответственности, то есть в случае кражи никто не будет возмещать мне убытки", — рассказывает Марина.

Но охранник руководствовался другими инструкциями. Он сказал, что это частный магазин и на его территории действует распоряжение директора этого павильона, согласно которому женщина обязана сдать сумку. Со слов Марины, все, что происходило дальше, напоминало страшный сон:

"Надо мной просто издевались: охранник хихикал, не впускал и не выпускал меня из павильона. Я просила его отпустить, но вместо этого двухметровый амбал зажал меня в углу возле кассы, а потом так дернул за рукав, что порвал шубу. Это было ужасно! Все стояли вокруг и смотрели на меня как на воровку! За меня даже некому было заступиться! Я до сих пор не могу поверить, что этот жуткий случай произошел в самом центре Иркутска".

Охранник отпустил ее лишь после того, как один из продавцов, наблюдавший эту сцену, сказал охраннику: "Да отпусти ты ее".

Марина говорит, что сейчас переживает настоящий стресс: "Я до сих пор боюсь заходить в этот торговый центр (женщина начинает плакать. — Авт.). Я нормальный человек и понимаю, что как-то с этим нужно бороться. Но, наверное, придется обратиться к психологу, боюсь, сама не справлюсь с этим страхом. Я не понимаю, почему со мной обошлись так жестоко".

"Пора защищать предпринимателей"

Однако руководство компании, в павильоне которой произошел неприятный инцидент, не согласно с претензиями в свой адрес и считает, что "пора организовывать комитет по защите прав предпринимателей от покупателей".

Администратор компании рассказал корреспонденту "Пятницы" свою версию события, участниками которого стала Марина и охранник торгового зала.

По его словам, требование сдавать сумки и пакеты в камеры хранения действует в магазинах исключительно в целях безопасности покупателей. Он подчеркнул, что никакого психологического и тем более силового давления на покупателей при этом не оказывается. Если в сумке находятся ценные вещи, покупателям предлагается на выбор несколько вариантов — например, поместить сумку в пакет и заклеить скотчем либо договориться с охранником, чтобы он посмотрел за сохранностью камеры, в которой человек оставил сумку.

"В данном случае женщина категорически отказалась выполнить нашу просьбу. Она разорвала в клочья официальный документ, в котором были представлены действующие в нашем магазине правила. Более того, она вела себя неадекватно — начала пинать охранника и кричать, что всех затаскает по судам. Мягко говоря, мы были удивлены таким поведением. Кстати, шубу ей никто не рвал, это выдумки. Мы также не исключаем, что это было обычное мошенничество, с которым, к сожалению, приходится сталкиваться не так уж и редко", — отмечает администратор.

При этом руководство компании указало на то, что "закон не запрещает вводить предпринимателю собственные правила поведения на его территории, если они не нарушают прав человека и каких-либо морально-этических норм. В данном случае все организовано без нарушений действующего законодательства и во благо человека, тем более предварительно законность этих правил тщательно проверяется юристами".

"Не доверяете — ходите следом"

В городском отделе по защите прав потребителей отмечают, что "некорректное отношение охранников к покупателям в последнее время становится все более актуальной проблемой". Начальник отдела Виктор Низовцев рассказывает, что этот случай — не единственный. Например, в одном из иркутских супермаркетов охранники заставили молодого человека вывернуть все карманы, раскрыть сумку и обыскали его с ног до головы лишь потому, что им не понравилось, как он был одет. Все действия охранников с удивлением и ужасом наблюдала спутница молодого человека, приехавшая погостить в наш город из Германии.

"У охранников нет никаких прав лезть к покупателям в карманы или в сумки. Не доверяете — ставьте камеры видеонаблюдения или ходите следом за покупателями и наблюдайте, чтобы никто ничего не стащил. Если покупатель говорит, что у него в сумке находятся ценные вещи, предприниматель также не имеет права заставлять сдавать сумку в неохраняемую камеру. Уже неоднократно сумки из таких камер воровали, несмотря на то что они закрываются на ключ. Кстати, покупатель не обязан открывать сумку, чтобы доказать, что там действительно есть ценные вещи. Охранник должен верить на слово. Обязать сдавать вещи в камеры хранения предприниматель может только в том случае, если в помещении есть сейф. Он может также предложить запечатать сумку в полиэтиленовый пакет. Еще одно условие, при соблюдении которого можно безбоязненно сдавать сумку в камеру хранения, — заключение договора об охране между продавцом и покупателем".

В ближайшее время Марина собирается подавать иск в суд. Моральный вред, нанесенный ей охранником павильона, она оценивает в сто тысяч рублей.

Метки:
baikalpress_id:  5 132