Реформа в зачатке

О том, что в России идет жилищно-коммунальная реформа, слышали все. Но мало кто понимает, зачем нам нужна очередная перестройка. Может быть, поэтому иркутяне не проявляют особой активности в выборе управленца для своего жилья. На сегодняшний день общие собрания собственников прошли лишь в 168 многоквартирных домах. "Процесс в зачатке" — так на прошлой неделе охарактеризовали ход реформы в городе сотрудники иркутской мэрии.

Кодекс всех уравнял

О плюсах и минусах преобразований в сфере жилья и коммунального хозяйства мы попросили рассказать заместителя председателя Комитета по городскому обустройству городской администрации по вопросам ЖКХ Светлану Щепину.

— У большинства людей возникает логичный вопрос — зачем что-то менять в привычной системе?

— Многие считают, что преобразования начались после вступления в силу нового Жилищного кодекса. Ничего подобного! Они начались гораздо раньше, с того момента, когда в 1994 году был принят Гражданский кодекс, который обязал собственника жилья нести бремя по содержанию своего имущества. За это время мы хорошо поняли свои права — можно приватизировать недвижимость и стать собственником жилья, можно его подарить, завещать, продать. Но вот об обязанностях по его содержанию забыли. Хотя это элементарное требования к хозяину. Приведу простой пример: вы покупаете машину или дачу. Это ваша собственность, вы о ней заботитесь, стараясь, чтобы она прослужила вам как можно дольше. Так же надо относиться и к жилью. Еще один пример того, что сегодняшние перемены не являются сиюминутным решением. Вспомните времена Советского Союза. Уже тогда никто не помогал жителям частного сектора содержать их дома. Новый Жилищный кодекс только уравнял права и обязанности всех собственников, будь это владелец индивидуального дома или квартиры в многоквартирном доме.

— Это хорошо или плохо?

— Во всем есть свои плюсы и минусы. Главный плюс в том, что у собственника появляется право самому контролировать качество услуг, самому диктовать условия подрядчикам. Сейчас мы платим квартплату, но не знаем, на что тратятся наши деньги. С приходом управляющих организаций собственники сами будут решать: за что платить и сколько платить. К примеру, решили нанять уборщицу для подъездов, платим за это деньги, а площадки продолжают оставаться грязными. В этом случае можно подавать претензии в управляющую компанию, которая, кстати, заинтересована, чтобы претензий не было совсем. Потому что в противном случае, собственники имеют право не продлять договор на обслуживание, эта компания потеряет клиентов, а значит, и деньги уйдут к конкурентам. Минус в том, что пока еще не сформирован рынок услуг в ЖКХ, хотя предполагается, что здесь будут созданы условия жесткой конкуренции. Те, кто привык плохо работать, не выживут, уступят место лучшим.

— Почему, на ваш взгляд, процесс перехода на новые рельсы идет так медленно?

— Многие считают, что люди у нас инертные. Я с этим не согласна. Причины в другом. Во-первых, недостаточно информации для собственников. Во-вторых, психологический фактор — решения о способе управления выносит общее собрание собственников, но ведь сначала нужно суметь договориться с соседями, прийти к общему мнению, а это сложно. В-третьих, нет грамотных управленцев. Людям пока не из чего выбирать.

— Что будет предпринимать мэрия, чтобы эти проблемы решались?

— Мы подготовили концепцию реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Скоро депутаты городской думы будут рассматривать комплекс мероприятий в рамках этой концепции, который состоит из трех разделов: информационная поддержка, подготовка управленческих кадров и правовая поддержка — то есть правила игры на рынке ЖКХ. Кроме того, чтобы как-то ускорить процесс, мы, как собственники муниципального жилья, будем инициировать проведение собраний по выбору способа управления. Еще один шаг — создание муниципальных управляющих компаний (акционерных обществ — АО) со 100-процентным муниципальным уставным капиталом. В совет директоров этих АО войдут представители мэрии и депутаты городской думы. Это делается потому, что большинство иркутян пока не доверяют частникам. Создавая государственные управляющие компании, мы защищаем людей от всевозможных рисков, связанных с некачественными услугами.

Обслуживание не доросло

Сегодня мы спросили у иркутян: "Что вы знаете о реформе ЖКХ?"

Сергей:

— Хорошо, что люди будут более ответственно относиться к своему имуществу и благоустройству территории. Плохо, что сейчас каждый старается отсидеться за своей железной дверью. Наверное, в конечном итоге реформа приведет к жилищному единению.

Анисья Петровна:

— Наверно, что-то изменится, я как-то даже не задумывалась. Хотя читать читала. Мне, например, нравится Ангарск. У них там все благоустроено, площадки есть для детей, счетчики в домах стоят. Если к нам придут хорошие хозяева, то у нас тоже все будет хорошо.

Любовь:

— Слышала, что реформа идет, но в суть не вникала. У меня квартира в кооперативном доме, мы уже давно сами себе хозяева. Я очень довольна.

Татьяна:

— Знаю, что в России она идет. Очень поверхностно слышала. То есть просто слышала, но, что надо делать, не знаю.

Вячеслав Львович:

— Она нам не нужна. Деньги платим огромные, а толку нет. Обслуживание еще не доросло. Так всегда и будет, ничего не изменится.

15 мая в редакции еженедельника "Пятница" состоится прямая линия по проблемам реформы ЖКХ. На ваши вопросы ответят представители иркутской мэрии и депутаты городской думы. Чтобы интересующая вас проблема не осталась без внимания, задавайте свои вопросы заранее по тел. 20-60-80 и 27-28-28 или присылайте на адрес электронной почты: miol@pressa.irk.ru.

Загрузка...