Тряхнем стариной

Журналисты испытали ЕГЭ на своей шкуре и остались довольны

Противники ЕГЭ рассказывают случаи, как даже опытные учителя не смогли выполнить задания на хорошую оценку, терялись в ответах круглые отличники, идущие на золотую медаль. Чего же можно ждать от обычных школьников? Наслушавшись этих ужасов, журналисты "Пятницы" решили провести эксперимент на себе и своих коллегах. Самим сдать ЕГЭ и узнать: так ли уж страшен черт, как его малюют?

Ливонская война или Северная?

Найти демонстрационные версии ЕГЭ в Интернете оказалось очень просто. Сначала я сама попробовала проверить свои знания по некоторым предметам. К примеру, по русскому языку, так как именно эта дисциплина в журналистском труде является важнейшей, как говорится, язык - хлеб наш. Из 40 вопросов мне удалось верно ответить на 36. И, как оказалось, это совсем неплохой результат. В конце на экране компьютера высветилась надпись: "При таком знании предмета на экзамене вы получили бы "отлично". В принципе, отвечать было нетрудно. Нужно было указать правильный вариант написания в предложениях, к примеру: "Мы еще увид..мся. Умолкн..те хоть на минуту! Если не умолкн..те - не расскажу, чем все закончилось. Заунывная песня наве..ла на них тоску". В других заданиях нужно было правильно расставить знаки препинания.

Пятерка по русскому языку, а все-таки это один из самых трудных предметов, вдохновила на сдачу экзамена по истории России. Это оказалось чуточку сложнее. Вопросы были совсем простые (например, в каком году произошла Куликовская битва?) и требующие твердых знаний и серьезного обдумывания. С обдумыванием у меня оказалось не очень. Ливонскую войну я спутала с Северной. Вместо дат царствования российских императоров указала годы реформ и в итоге получила четверку, что тоже, согласитесь, неплохо. К тому же в школе мы изучали совсем другую историю - историю СССР, как говорится, со всеми вытекающими. Да и было это давным-давно.

Физики и лирики

К эксперименту с большим интересом присоединились остальные сотрудники нашей редакции. Выполнять задания было очень увлекательно, некоторые, сдав один предмет, азартно принимались за другой. В общем, было весело. Итоги тоже оказались вполне обнадеживающими. Судите сами.

Заместитель главного редактора Василий Яшкинас выбрал ЕГЭ по английскому языку. Надо сказать, что по образованию Василий Иванович - профессиональный лингвист. Его основная специальность - немецкий язык. Английским он пользуется очень редко. И тем не менее экзамен на знание языка Шекспира и "Битлз" удалось сдать на четверку. Ольга Мирошниченко (отдел городской жизни) сдала ЕГЭ по русскому языку на пятерку. И это при том, что по образованию она социальный педагог, а вовсе даже не филолог. Относительно недавно закончивший университет Сергей Солоненко (репортерская группа) на "отлично" справился с географией и на четыре - с историей и русским языком. Наша коллега Евгения Василенко, зам. главного редактора еженедельника "СМ Номер один", со школой распрощалась в 1983 году, однако ей успешно покорились практически все предметы, кроме математики. Но это простительно. Ведь математика - это формулы, логарифмы, дифференциалы. За двадцать лет все это из головы выветривается без остатка и сожаления. А гуманитарии вообще относятся к той породе людей, для которых формулы мало чем отличаются от арабской вязи.

Но в редакциях газет работают не только журналисты, но также инженеры, системные администраторы, электронщики, заканчивавшие в свое время факультеты физики, математики и кибернетики. Уж эти люди точно должны справиться с точными науками. Ответить на тесты мы попросили редакционного инженера Сергея Павлова (за его плечами факультет кибернетики ИрГТУ). Итог был вполне предсказуем: математика - четыре. Пожалуй, это единственный наш сотрудник, сумевший сдать ЕГЭ по математике. Поздравляем! Впрочем, по физике наш инженер получил два балла. Сергей объяснил это тем, что вопросы в задании были сформулированы не очень точно. Зато по географии и биологии - четверки, а по обществоведению - пять. А вот по русскому языку он получил только троечки. Опять же извечное противостояние физиков и лириков.

Золото высшей пробы

Наконец, под занавес нашего эксперимента, мы решили проверить, как сдадут ЕГЭ отличники и золотые медалисты прошлых лет. Мой старый знакомый Александр Леонидович Александров закончил школу 50 лет назад с золотой медалью, которая у него где-то до сих пор валяется. Но то было еще при Иосифе Виссарионовиче, когда за кибернетику с генетикой в тюрьмы сажали. Как же он справится с экзаменом сейчас? Оказалось, великолепно. Русский - 3, математика - 4, физика - 4, география - 5 (что неудивительно, так как Александр Леонидович - профессиональный геолог), химия - 4, обществоведение - 5, история - 5, биология - 4. Так что можно сказать, что золотой медалист и спустя полвека подтвердил свой уровень знаний.

То же можно сказать и о другом медалисте Алексее Елизарьеве, главном редакторе "СМ Номер один" , закончившем школу более двадцати лет назад. Правда, Алексей не рискнул выполнить задания по математике, химии и физике. Зато по истории и обществоведению у редактора "эсэмки" пятерки.

Таким образом, журналисты испытали ЕГЭ на себе и могут смело утверждать, что разговоры о том, как трудно (или даже невозможно) сдать экзамен в тестовой форме, скорее всего, возникают просто от незнания технологии. Ведь если его смогли сдать люди, закончившие школу 10, 20 и даже 50 лет назад, то какие трудности могут возникнуть у сегодняшних выпускников, у которых в голове еще все свежо, ничего не выветрилось. И мы уверены, что те ребята, которые учились и старались, справятся с экзаменом успешно.