ЕГЭ: изменений не будет

Отказаться от ЕГЭ нельзя

По эмоциональному накалу ситуация вокруг сдачи единого государственного экзамена в Иркутской области зашкалила все мыслимые и немыслимые пределы. Будущие выпускники даже направили обращение в прокуратуру, в котором говорится о нарушении их прав. Ведь им предстоит сдавать шесть экзаменов в форме ЕГЭ. Три обязательных и три на выбор. 11-классники и их родители возмущены тем, что об этом им стало известно только в начале февраля, а первый экзамен предстоит сдавать уже в середине мая.

Наш еженедельник обобщил некоторые самые характерные вопросы родителей и учеников и задал их заместителю начальника Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области Александру Костину.

Когда готовиться?

- Елена Макарова, иркутянка, спрашивает: "Когда мой сын будет готовиться к экзаменам? Почему раньше не сказали?"

- Только в феврале месяце стало известно, - отвечает Александр Костин, - какой экзамен региональный, а какой - федеральный. И, встречаясь с родителями, я ни разу не услышал ответа на вопрос: "А кто вам гарантировал успешную сдачу экзамена в традиционной форме?" В ответ - молчание.

- Большое недовольство вызывает количество экзаменов в форме ЕГЭ. Родители и ученики считают, что шесть ЕГЭ - это слишком много. И винят во всем чиновников, дескать, это их инициатива. При этом ходят слухи, что в других городах сдают только два экзамена, а в Москве вообще отказались от ЕГЭ. Так ли это?

- Это неправда, - утверждает Александр Костин, - Москва сдает 13 предметов, Санкт-Петербург - 12, Московская область - 11. Мы находимся в середине. Не равняемся на центр, но и не отстаем от других регионов. В соответствии с Положением об итоговой аттестации, проводимой в традиционной форме, и аттестации в формате ЕГЭ, ребенок должен сдать экзамены по шести предметам. Пять экзаменов устанавливает Российская Федерация, шестой предмет - субъект Федерации. Количество предметов не меняется. 11-классники должны сдать шесть экзаменов.

На ЕГЭ, по словам Александра Константиновича, перешли потому, что, согласно приказу Минобразования, все вузы, находящиеся на территории Иркутской области, принимают абитуриентов на все бюджетные места только по результатам ЕГЭ.

Трудно ли сдать ЕГЭ?

- Людям очень сложно перестроиться, - считает Александр Костин, - конечно, гораздо легче сдать экзамен в традиционной форме, когда рядом есть учитель. Здесь независимая форма. Это очень важно, потому что сегодня в практике средней школы и вузов нет единства подходов к оценке знаний.

Действительно, наверное, очень многим людям, которым доводилось поступать в вузы до внедрения ЕГЭ, приходилось сталкиваться на экзаменах как в школе, так и вузе с необъективностью и предвзятостью экзаменаторов. Многие бывшие абитуриенты могут припомнить различные каверзные "дополнительные" вопросы за рамками школьной программы. А ЕГЭ дает возможность выработать этот единый подход и решить проблему единых требований и объективности в оценке результатов школьного обучения. И нужно помнить, что ЕГЭ очень выгоден, так как дает возможность абитуриенту сдать экзамен один раз во время выпуска, а во время поступления использовать результат выпускных экзаменов.

- ЕГЭ проводится для того, - говорит Александр Константинович, - чтобы у ребенка не было двойной стрессовой нагрузки, чтобы ему однозначно подготовиться к аттестации за курс средней школы и быть уверенным в своих знаниях.

- Многих родителей и учеников пугает сложность ЕГЭ. Они приводят примеры, когда даже учителя не могли справиться с заданиями на "отлично". Чего же ждать от учеников, поставленных в стрессовые условия?

- Зря говорят родители, что ЕГЭ слишком сложен, - считает Александр Костин, - тестовые технологии по любому предмету опираются на требования государственных стандартов общеобразовательной школы. И если ребенок все годы учился на четыре, то, естественно, на экзамене в формате ЕГЭ он не получит три. Рассчитывать на какой-то непредвиденный случай не приходится.

- Много претензий также связано с выбором предметов для сдачи экзаменов в форме ЕГЭ. Андрей Василенко, выпускник 11-го класса иркутской школы, говорит: "Почему я должен сдавать экзамен по математике? Я собираюсь поступать в лингвистический университет, и по логике мне важнее экзамен по иностранному языку".

- Для того чтобы получить аттестат зрелости, - отвечает Александр Костин, - ребенок должен пройти итоговую аттестацию. Отчитаться. И аттестат зрелости без физики, химии, математики мы не имеем права выдавать. Есть три обязательных предмета: математика, русский язык и физика. Если бы экзамен проходил в традиционной форме, то ученики тоже должны были бы сдавать русский, математику и физику. И на выбор - три из семи предметов. Из этого перечня школьник должен выбрать по своему желанию. Есть обязательные предметы, которые в любой форме ребенок должен сдать. Вся страна сдает математику и русский. Третий экзамен утверждает региональный орган управления образованием, и у нас это физика.

- А почему именно физика?

- Мы постоянно отслеживаем, проводим мониторинг о качестве изучения того или иного материала в рамках стандарта. В этом году выбор пал на физику.

- Валентина, мама выпускницы, спрашивает: "А может ли школа отказаться от ЕГЭ?"

- Нет, не имеет права, - отвечает Александр Костин, - для того, чтобы ребенок получил аттестат зрелости, он должен пройти итоговую аттестацию. Это определено законом Российской Федерации. Форму проведения итоговой аттестации определяет Министерство образования и науки.

- "Подготовлена ли база к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ? Хватит ли экспертов, которые призваны проверить тестовые задания? Насколько можно быть уверенными в объективности экспертов? Какова будет нагрузка на одного эксперта? Сколько он должен проверить работ?" - спрашивает иркутянка Юлия.

- По русскому языку подготовлено около 80 экспертов, такое же количество - по физике. По иностранному языку - около 65. Это преподаватели вузов, сузов, общеобразовательных школ, учителя высшей категории. Они прошли соответствующее обучение. Также все председатели и заместители комиссий прошли обучение в Москве. Никакого беспокойства по поводу их объективности быть не может, потому что предполагается проверка одной работы тремя экспертами, независимо от их желания. Машина выдает варианты, и ни один эксперт не знает, какую работу он получит. Если два эксперта проверили одну и ту же работу и их мнения разделились, то машина выдает третьего эксперта в обязательном порядке.

В заключение Александр Костин добавил, что работа по внедрению ЕГЭ велась уже давно. Учителя в своей практике также нередко применяют тестирование. И сегодняшняя задача - рационально использовать оставшееся до экзаменов время.

- Мы настоятельно просим родителей уйти от обсуждения вопроса, нужен ЕГЭ или не нужен, и перейти к конкретным делам - созданию условий для успешной сдачи экзаменов.

Главный плюс ЕГЭ

По мнению многих экспертов, ЕГЭ сможет решить проблему необъективности и предвзятости экзаменаторов. Те, кому доводилось поступать в вузы до внедрения ЕГЭ, сталкивались с этим на экзаменах как в школе, так и вузе. Многие бывшие абитуриенты могут припомнить различные каверзные "дополнительные" вопросы за рамками школьной программы. А ЕГЭ исключает такие варианты.

Загрузка...