Остров Конный станет Кони-Айлендом

"Пятница" продолжает рассказ о том, как изменится внешний облик Иркутска

В одном из недавних номеров нашего еженедельника в статье "Город пышный, город бедный" шла речь о контрастах Иркутска. К сожалению, мы уже настолько привыкли к этому, что даже не замечаем нищеты и убожества: разрушенных фасадов, облупленных стен, развороченных тротуаров, убогих заборов, но другие-то видят. И самое обидное, когда упреки в адрес города озвучивает не кто иной, как сам президент России.

Дома будут покрашены тон в тон

Случилось это во время встречи с губернатором Александром Тишаниным в начале апреля. Всем особенно запомнился момент, как Владимир Владимирович, наклонив голову и придав взгляду многозначительную иронию (кто-кто, а наш президент умеет это делать с особым артистизмом), стал пенять губернатору на состояние города. "Иркутск когда в порядок приведете? Почистите, помоете, отремонтируете фасады зданий. Это ведь несложно. Улицы приведите в порядок". Говорят, что раньше в таком духе Путин отзывался только о разрушенном Грозном. Неужели дожили?

Так получилось, что накануне исторической встречи в Кремле корреспондент "Пятницы" встретился с главным архитектором города Иркутска Евгением Третьяковым. И наш разговор мы, словно предвосхищая слова президента, начали именно с фасадов.

— Процесс преобразования внешнего облика города, — заметил главный архитектор, — все-таки длительный, его невозможно решить за одну ночь, уснуть в одном городе и проснуться в другом, чистом и благоустроенном городе. Вспомните, к примеру, какой была раньше улица Урицкого: битый-перебитый асфальт с ямами, на растяжках висели фонари промышленного назначения, потрепанные фасады. Буквально три года назад улица Урицкого преобразилась.

Говоря о фасадах, главный архитектор отмечает, что сегодня стоит задача не просто покрасить абы как, а чтобы рядом стоящие дома увязывались друг с другом по цветовой гамме.

— Управлением архитектуры с участием реставрационной мастерской "Традиция" был разработан проект колористического решения двух центральных улиц: Карла Маркса и Ленина.

В подтверждение своих слов Евгений Третьяков развернул толстые рулоны. На них вся улица от первого дома до последнего. Сверху — современное состояние зданий, и ниже — как они будут выглядеть после покраски.

— Вот здесь показано, как было и как должно быть, — комментирует главный архитектор.

Сегодня дома покрашены вразнобой. Один желтый, другой ядовито-розовый, третий — серый. Общее впечатление ужасное. Например, здание мэрии очень невыразительное. Серое, мрачное, неинтересное. А рядом очень симпатично отремонтированное здание Государственного банка. В предлагаемом проекте мэрия будет выкрашена в благородные цвета приглушенного коралла и светлого кармина. Все это очень неплохо сочетается с соседним банком.

— Теперь все работы должны производиться только в соответствии с этим проектом, — утверждает Евгений Третьяков.

От торговли многое зависит

Теперь о проблемах "заплаточных" ремонтов. То есть речь идет о предпринимателях, которые, выкупая первый этаж или часть этажа здания, ремонтируют только свой кусочек, не заботясь об общем впечатлении. "Такое есть, — соглашается главный архитектор, — мы получаем нарекания, и смешно было бы это отрицать. Скоро мы планируем произвести перекраску здания на Карла Маркса, где находится супермаркет "Цезарь".

— А владельцы зданий? Они готовы прислушиваться к советам, что не надо лепить вывески как вздумается, что надо работать с дизайнерами, чтобы не было стилевого разнобоя?

— Вкус — это дело личное. Иркутск здесь ничем не отличается от Москвы или Парижа. Везде рядом стоящие магазины имеют разные вывески, разные шрифты, в этом нет ничего страшного. Управление архитектуры требует исполнения единой концепции оформления. То есть вывески не могут размещаться как попало: одна — на первом этаже, вторая — на балконе второго этажа, одна цветная, другая — на фанере.

Евгений Антонович согласился, что с мощением тротуаров тоже возникли сложности. "Можно покритиковать администрацию города, потому что нашлись недобросовестные производители плитки сухого прессования. И отдельными фрагментами ее нужно менять. Но сам процесс замены тротуаров все равно сдвинулся".

По проблеме остекления зданий и установки стеклопакетов разных конфигураций, уродующих облик зданий, главный архитектор признал: "Со стеклопакетами вы хорошую тему задели, и мы возьмем ее на заметку".

Городской транспорт — это не армия батьки Махно

Иркутяне с удовольствием восприняли совместную инициативу администрации города и компании "Любимый город" по установке новых остановочных павильонов. Таким и в столице не стыдно стоять. Сначала было даже жалко, что долго эта красота не продержится, ведь менталитет у некоторых наших сограждан таков, что если видят стекло, то его нужно обязательно разбить или написать на нем матерное слово.

— Еще совсем недавно мы боролись за их сохранность, — комментирует Евгений Третьяков, — сегодня все-таки положительные сдвиги есть. Наши остановочные комплексы не разбиваются за одну ночь.

Остановки, по словам главного архитектора, — это важный элемент транспортной системы. По его мнению, все, что касается подвижного состава, начиная с обозначений остановок и заканчивая формой водителя и кондуктора, должно быть как на железной дороге — одинаковым. "Транспорт, — говорит главный архитектор, — не может быть как армия батьки Махно, чтобы автобусы ездили как хотят, остановки — черт знает какие. Поэтому мы и устанавливаем остановочные комплексы".

Одна беда, что пока эти роскошные остановки устанавливают только на центральных улицах. Когда же очередь дойдет до второстепенных?

— Коммерческая стоимость таких павильонов — от миллиона и выше, — объясняет Евгений Антонович, — поэтому они устанавливаются прежде всего в тех точках, где эти затраты можно быстрее окупить. Но тенденции таковы, что эти остановочные комплексы поставят везде.

За набережную возьмутся всерьез

Затем Евгений Третьяков обратился к теме предстоящего 345-летия Иркутска. В связи с этим на прошлой неделе был объявлен конкурс на определение проектной организации, которая выполнит проект благоустройства больших зон отдыха. Один такой проект — это сквер имени Кирова. Уже в этом году, по словам главного архитектора, там будет произведена замена асфальтового покрытия на плитку и т.д. Второй проект — это ЦПКиО. "Парк не то что цивилизуется, — говорит Евгений Третьяков, — он радикально изменит свой статус: из зоны шумно-досуговой с аттракционами и питейными делами он должен стать тихой рекреационной зоной. Поскольку это все-таки место Иерусалимского кладбища". Третий проект — пожалуй, самый масштабный и затратный. Он связан с благоустройством бульвара Гагарина. По словам главного архитектора, прорабатывается вопрос по уточнению средств. "Вполне возможно, что с участием депутатов Госдумы и Законодательного собрания мы сможем привлечь средства водного фонда. Эти средства пойдут на укрепление берегов, формирования русл. Если получится привлечь деньги, то какие-то работы (по ремонту бетонной набережной, спусков, по изменению лоции) мы начнем в этом году".

И наконец, по словам главного архитектора, мэр Иркутска настаивает, чтобы в этот список проектов включить еще одну зону — зону острова Конного и острова Юность. Вот что думает по этому поводу Евгений Третьяков: "Мне казалось, что остров Конный мог стать городским парком аттракционов, как, например, Кони-Айленд в Нью-Йорке. У острова уже есть огромный плюс — там находится детская железная дорога. Это отличный комплекс, но сегодня ездить по этой дороге не очень интересно. Если же сделать так, чтобы на остановках ребятишки могли выйти и попасть на аттракционы, — это экономически очень целесообразно. И если все нормально сложится, то в 2007 году мы должны найти инвестора. К юбилею города мы должны подарить городу новый парк аттракционов".

Загрузка...