"По салону не бегать"

Журналист "Пятницы" изучал надписи в иркутских маршрутках

Неизвестно, когда в маршрутках появились первые надписи. Наверное, когда какой-то остроумный водила, в очередной раз подметая салон и тихо матюгаясь, придумал: "Просьба семечки, орешки и бананы есть вместе с кожурой" — и приклеил такой плакат над дверцей. Но вскоре после этого маршрутки оказались все от пола до потолка обклеены такими надписями. Да и сами плакаты стали изготавливать чуть ли не в промышленных масштабах.

Первая надпись, которую я увидел в маршрутке, была такая: "Дверь закрывайте душевно, а не от души!" . Тогда это было в новинку — пассажиры удивлялись и улыбались. Вскоре слоган стал варьироваться. Появились и смешные варианты:

"Не хлопайте дверью — водитель пугается!"

"Дверями не трахать".

И угрожающие:

"Хлопнешь дверью — умрешь от монтировки".

Однажды я спросил у водителя, есть ли польза от всего этого. Оказалось, есть — причем эффект значительный: и дверью меньше хлопают, и народу веселее ехать, а когда народ веселый, то и водиле работа не в тягость. Есть и такой вариант надписи над дверью:

"Место для удара головой".

А когда вся страна бунтовала по поводу отмены льгот и слово "льготы" было у всех на языке, маршрутчики предложили свой вариант решения проблемы:

"Хлопнешь дверью — станешь льготником".

Одно из последних изобретений маршрутчиков по поводу хлопания дверями:

"Конкурс "Кто громче хлопнет дверью" закончен, все призы розданы".

Какие призы? Надо полагать, смерть от монтировки.

В маршрутках, как и в любом общественном транспорте, курить нельзя, но некоторые индивидуумы под мухой все-таки умудряются. По этому поводу у маршрутных креативщиков реакция была молниеносной:

"Закурил сам — угости водителя".

В этом же стиле есть еще такая надпись:

"Познакомился с девчонкой — познакомь ее с водилой".

В одно время народные умельцы придумали такой способ экономии денег: расплачивались за проезд купюрами по 500 или 1000 рублей. У водителей частенько сдачи не было, и пассажир уходил бесплатно. А иногда водиле было просто некогда отсчитывать 992 рубля, а еще и очередь орет — выйти хочет, да и на улице штурм — и снова человек экономит на проезде. В ответ появилась такая двусмысленная надпись:

"Крупные деньги не давать, сдачу не унесешь".

Помимо крупных денег иногда бывает и такое: человек насобирает мелочевкой 5 рублей вместо 8 и сует водителю — а тому считать-то некогда:

"Монетами 5, 10 и 50 копеек здесь не рассчитываются! Ими дают сдачу!"

Достойный ответ.

Иногда люди просто выпрыгивают из маршрутки, не заплатив. Бороться с ними бесполезно, поэтому в бой снова вступают надписи:

"Это вам не "Билайн", все входящие — платно".

"Земля — народу! Заводы — рабочим! Деньги — водителю!"

"Водитель не дед Мазай — зайцев не возит".

"Своевременная оплата проезда защитит ваши зубы лучше Blend-а-med".

Потом во всех СМИ появилась мода ругать маршрутки. Дескать, летают как угорелые, постоянно с ними аварии, останавливаются в неположенных местах. Эти новости пробудили у шоферов странный черный юмор:

"Несколько минут страха — и ты дома. Стоимость аттракциона — 8 рублей".

"Страшно? Закрой глаза, как я!"

"Боишься — сиди дома!"

"Настоящий водитель не должен считать, сколько прохожих он задел по дороге. Дело водителя — вести машину, а не забавляться статистикой!"

"Граждане пассажиры, не нервничайте, у водителя огромный опыт. Это уже десятая его машина".

"Мы летаем для вас".

Иногда такими надписями обклеена вся маршрутка, и пассажиру есть чем занять себя в пути минут 5 точно.

Частенько в маршрутках возникает и такая ситуация, когда народу набивается столько, что по стеклам размазываются, чуть ли не в три этажа люди лежат. А тут еще некоторые экземпляры как усядутся на все сиденье:

"Прижимаясь ближе к соседу, вы дарите надежду людям на остановке".

"Люди! Ходите пешком!!!"

"На коленях можно провозить только маленьких детей, а не 15-летних коней".

"Стоя ехать запрещено. ДПС требует, чтобы количество трупов не превышало количество сидячих мест!"

"По салону не бегать".

Катаясь в маршрутках, мы редко задумываемся о людях, которые нас везут. А представьте себе, каково это с раннего утра до позднего вечера, без выходных, в любую погоду — и все время один, все время сосредоточен, даже поболтать-то не с кем. И мечтает водила о большой и чистой любви. Надпись на двери:

"Места возле водителя для 90-60-90".

"Девушки, не раздвигайте ноги, держите их плотно сжатыми: и вам не холодно, и водителю не жарко".

"СПИД не спит — терпи до дома".

"Водитель женат! Но..."

Главное отличие маршрутки от автобуса — в количестве остановок. Маршрутка останавливается где ей удобно, если полная, то вообще остановку проехать может. И если вовремя не крикнуть "На рынке!!!" — можно и проехать мимо. Как показал опрос, хотя бы раз свою остановку проезжали все!

"Тише скажешь — дальше будешь от того места, куда едешь".

"Остановок под названием "тута" и "здеся" на маршруте нет".

"Об остановках предупреждайте громко и заранее, чтобы глухой водитель успел переставить свой протез с газа на тормоз".

"Просьба об остановке сообщать водителю, а не соседу".

"Маршрутному такси требуется бубнила для набубнивания остановок".

После маршрутных такси мода на плакаты перешла и к рейсовым автобусам. Однажды в автобусе висела надпись "Проезд 4 рубля", сделанная широкими буквами. Потом проезд подорожал до 5 рублей, поверх приклеили другую надпись — "5 рублей", но выполненную более узкими буквами. В результате получилось: "Проезд 5 рублейбля".

В автобусе на переднем сиденье написано краской: "Место кондуктора. Не занимать!". А на ближайшем окне наклеено: "В окно кондуктора не смотреть".

Старый ржавый ЛиАЗ, оставшийся еще с советских времен. Надпись на корме: "Пропустите ветерана!".

А иногда водиле просто охота прикольнуться — табличка на панели:

"Прейскурант на услуги водителя: задумчивый взгляд — бесплатно; ответ на вопрос — 10 р.; правильный ответ на вопрос — 20 р.; правильный ответ на дурацкий вопрос — 50 р.; помощь делом — цена договорная".

Или такой прейскурант:

"Проезд — 10 рублей, пиво — 30, водка — 150".

В маршрутках постоянно играет музыка, по большей части шансон, который любят далеко не все:

"Включить музыку — 5 у.е.

Выключить музыку — 5 у.е.

Сделать музыку погромче — 5 у.е.

Сделать музыку потише — 5 у.е.".

Или:

"Дополнительные услуги, предоставляемые водителем:

посигналить 1 раз — 2 р.;

посигналить 2 раза — 3 р.;

хлопнуть в ладоши — 3 р.;

закричать "А-а-а" — 50 р.;

дать порулить — 1000 р.".

А вы говорите, что у нас в стране читают мало. Ничего не мало: не только читают, а еще и пишут, да еще как — с душой!

Загрузка...