Город пышный, город бедный

В Иркутске контраст между роскошью и нищетой никого не удивляет

Говорят: "Богатство притягивает богатство". Там, где живут и отдыхают владельцы роскошных особняков, нет места нищете. В каждом городе мира есть свои респектабельные районы: Беверли-Хиллз в Лос-Анджелесе, Кенгсингтон-стрит в Лондоне или Рублевка в Москве. И есть многочисленные трущобы, "чайна-тауны" и "гарлемы", где живут бедняки и эмигранты. Богатые туда не ходят. У нас же в Иркутске непостижимым образом в одном и том же месте бок о бок сосуществуют запредельная роскошь и ужасающая нищета. И самое интересное — никого это не смущает.

Гарлем и Беверли-Хиллз в одном флаконе

Однажды, проходя мимо отеля "Звезда", я с восхищением обратила внимание на опоясывающий здание газончик. Просто чудо, а не газон. Земля ровная, будто по линеечке каждый сантиметр вымеряли. И трава! Какая-то особенная, стебелек к стебельку. Но вот территория отеля закончилась. А дальше... Лучше не описывать, что дальше.

Вместо благородной зелени — жалкие сухие сорняки и окурки. Контраст усиливался тем, что в двух шагах от гостиницы расположена самая настоящая "воронья слободка" с убогими деревянными избушками, ветхими заборами, кучами мусора и неистребимым запахом туалета. Как говорится, Гарлем и Беверли-Хиллз в одном флаконе. И таких примеров в Иркутске можно привести великое множество, особенно в центре города, где хозяева различных торговых центров и кафе изо всех сил соревнуются друг с другом в стремлении привлечь покупателей.

В ход идут зеркала, витражи, литье, ковка, лепнина, колонны, неоновые подсветки. Между тем все эти бутики-салоны располагаются в старых облупленных зданиях, которые давно нуждаются в ремонте. Поэтому роскошные витрины на фоне темных потрескавшихся стен выглядят так же неуместно и вызывающе, как заплатки из дорогой парчи на рубище из дерюги. Когда смотришь на все это, в памяти возникают строки Александра Сергеевича: "Город пышный, город бедный". Как будто про наш Иркутск сказано.

Версаль в хрущевках

Предприниматели активно скупают квартиры на первых этажах иркутских зданий, открывают там торговые объекты, офисы, кафе и т.д. Естественно, они стараются привлечь клиентов и ради этого лепят кто во что горазд, не заботясь об общем стилевом единстве.

К примеру, в доме на улице Декабрьских Событий, напротив трамвайной остановки, все квартиры на первом этаже выкуплены и переоборудованы под магазины и салоны. Чего там только нет: аптека, кафе, цветочный магазин, фотосалон... Все входы оформлены по-разному, в соответствии с вкусами и финансовыми возможностями хозяев. Может быть, по отдельности все это смотрелось бы неплохо, но в совокупности напоминает аляповатый квартал Ла Бока в Буэнос-Айресе.

Особенно нелепо помпезные вывески и витрины смотрятся на фасадах хрущевок и типовых многоэтажек. Так, на улице Советской одновременно появилось несколько агентств недвижимости. "Суворов" выложился по полной программе, украсив фасад огромной вывеской с макетами бравых корнетов. Правда, пострадала мемориальная доска, висевшая здесь лет 50. Но кого это волнует.

Тротуар, примыкающий к офису, вымощен брусчаткой. А дальше — разбитый асфальт и развороченные бордюры. Это уже территория соседнего салона красоты. Увы, красотой здесь не пахнет. В другом доме находится "Олимп". Стильная лаконичная вывеска, фасад обшит сайдингом и выложен диким камнем. Симпатично и со вкусом. Но что творится рядом! Отвалившаяся штукатурка, трещины, настоящий бомжатник. И в итоге интересный замысел дизайнера разбивается вдребезги. Жаль.

Зачем мостили тротуары?

О тротуарной плитке в Иркутске вообще можно написать целую поэму. Это поветрие началось лет пять назад. Плитку укладывали кто во что горазд — клочками. В итоге улица Карла Маркса сплошь вымощена разномастной плиткой. Насколько это красиво? Трудно сказать, скорее комично. Но главная беда в том, что плитка оказалась не везде хорошего качества. Например, возле БГУЭП, на углу Ленина и Карла Маркса, вся плитка безобразно раскрошилась. А перед Центральным рынком мостовая вообще пошла огромными трещинами.

Интересно, люди, которые укладывали плитку, и те, кто за нее платил, знали, что все пойдет прахом? И кто же это производит такую "хорошую" плитку? А может быть, в Иркутске вообще не стоило начинать с мощением, потому что у нас погодные условия — не то что в Европе. Как ударит мороз в 40 градусов — никакая плитка не выдержит. Проще уж как раньше — заасфальтировать.

Оконный беспредел

Стеклопакеты теперь уже становятся доступны многим людям. Но посмотрим, что происходит. Вот пятиэтажное административное здание по улице Декабрьских Событий, в котором снимают площади множество различных фирм, и каждая из них устанавливает стеклопакеты на свой вкус. В результате два окна с поперечными перекладинами, три окна — с продольными, следующие окна — старые, облупленные. И так все пять этажей. В результате облик здания окончательно разрушен. Пропорции искажены. Замечу, что дом стоит на главной магистрали города. Почему так происходит? Ведь у каждого здания есть хозяин, в его силах заставить арендаторов устанавливать одинаковые стеклопакеты.

Кстати, рядом тоже административное здание, в котором также множество фирм, но его владельцы сумели не только поставить одинаковые стеклопакеты, но и обшили его новыми панелями. И старое здание стало выглядеть современно и стильно.

В жилых домах ситуация не лучше. Посмотрите, как изуродован облик дома на улице Ленина напротив авиационного техникума. Кстати, проект этого дома есть в архитектурном музее как очень приличный образец сталинской архитектуры. Одни жильцы поставили коричневые пакеты, другие — белые, и всевозможных форм и конфигураций. Общее впечатление ужасное.

Возникает вопрос: "Есть ли в городе служба, призванная следить за порядком в оформлении фасадов?". Ведь приводить все к общему знаменателю все равно придется. Рано или поздно.

Нет контроля

Мы попросили прокомментировать ситуацию с фасадами Елену Григорьеву, председателя Иркутского отделения Союза архитекторов России, лауреата Государственной премии РФ в области искусства и архитектуры.

— Когда все это видишь, — говорит Елена Ивановна, — возникает ощущение, что нет дирижера, который привел бы усилия разрозненных исполнителей к гармонии. Растет число обеспеченных и богатых людей, способных, открывая магазин или офис, вложить деньги в отделку и благоустройство. Огромная палитра отделочных материалов. А выходит все по Черномырдину, "как всегда". Шанс повысить по-настоящему качество среды упущен, результат обратный — хаос и ощущение беспорядка.

Елена Ивановна привела очень показательный пример: чиновники распорядились покрасить в желтый цвет фасад первого этажа здания на Карла Маркса, который был раскуплен под магазины тремя бизнесменами. В результате каждый выкрасил только свой клочок фасада. И получилось три разных оттенка желтого! От лимонного — до оранжевого.

То же самое, по словам Елены Григорьевой, происходит и с мощением. У нас это выглядит как заплатки. Около одного магазина красная плитка, около другого, без всякого перехода, — розовая. Всевозможных форм и расцветок. С проблемами на стыках и общим впечатлением ярмарочного беспорядка.

— Мне кажется, — говорит Елена Ивановна, — что это несложно сделать нормально при желании. Тем более что частники теперь часто сами не нанимают плиточников, они просто сдают деньги в администрацию. Там эти деньги аккумулируются, приглашается подрядчик, и мощение выполняется в соответствии с проектом благоустройства. Идеальная схема. При этом вполне можно акцентировать входы, учитывая интересы заказчиков.

По словам Елены Григорьевой, к хрущевкам нужно относиться с уважением.

— Застройка 60-х — это тоже стиль, и к нему надо культурно подойти, ведь это путь к повышению уровня здания. Беда хрущевок в том, что они имеют одинаковый фасад снизу доверху. А тут есть возможность на уровне глаз человека сделать нечто более высокого качества. Но что происходит? Они там лепят маленький отель "Европа" с пилястрами, капителями, какими-то карнизами. Все эти изыски здесь выглядят полным абсурдом.

Со стеклопакетами тоже пора наводить порядок. "Замена стеклопакетов, должна производиться в соответствии с проектом здания, — говорит Елена Ивановна, — на этот счет есть соответствующие законы и постановления, запрещающие самодеятельное перекраивание фасадов. Если речь идет о старых домах, то, разумеется, рисунок переплета должен быть тот же самый и того же цвета, как в проекте. И это никакая не проблема. Оконные фирмы делают любые переплеты, даже арочные... Просто у нас нет контроля".

Елена Григорьева уверена, что все ниточки сходятся на администрации города. Именно администрация должна запустить и отладить механизм, который позволит делать отделку и благоустройство на хорошем уровне.

— Возможны разные ситуации, — говорит Елена Ивановна, — допустим, это дом, относительно недавно построенный, у него есть живой автор-архитектор. Существует проект этого дома. Если первый этаж выкупается или сдается в аренду, наверное, нужно объединить усилия тех, кто выкупил площадь, и поручить автору реконструкцию этого здания, чтобы его образ и стилистика сохранились. Если это старое здание, памятник архитектуры, тогда нужно делать нормальный проект реконструкции. Причем это не должно вести к удорожанию затрат предпринимателей, становиться препятствием на пути развития малого бизнеса.

В заключение Елена Григорьева привела пример, как проблема внешнего облика города решается на Тверской улице в Москве. "Там в уровне первого этажа только частные магазины, но при этом сделано все в единой стилистике, деликатно, гармонично... Возможно, там над каждым домом работает один дизайнер. Это делается в контексте всего здания, а не как у нас. В европейских городах нет этой проблемы. Если это делают там, то можно сделать и у нас".

Частник хочет хорошо выглядеть

По мнению Владимира Буха, заслуженного архитектора РФ, главного редактора архитектурного журнала "Проект Байкал", ни в коем случае нельзя отбивать у частника охоту заниматься улучшением внешнего вида фасадов.

— Частник — лицо заинтересованное, — говорит Владимир Федорович, — он хочет хорошо выглядеть, а не абы как. И советский опыт показал, что только частный собственник может содержать свой дом в нормальном состоянии. Но собственник должен действовать в рамках общих культурных требований. Этого часто не происходит. У него самого вкуса не хватает, это сплошь и рядом, но его за это трудно ругать. Ему помогать надо... Ему надо постепенно прививать вкус. Чтобы он мог различать, кто хороший дизайнер, а кто халтурщик. И заказывать проект специалистам профессионально состоятельным.

Процесс пошел

Главный архитектор Иркутска Евгений Третьяков:

— Не надо забывать, что все-таки Иркутск — провинциальный город. Бюджет Иркутска — это не бюджет правительства Москвы. Не надо забывать, что еще два-три года назад мы обсуждали совсем другие проблемы, например, на что содержать дома, школы, больницы. И Иркутск, и бюджет города переживали не самые лучшие времена, эти времена длились целые десятилетия. Все, что было за эти 10 лет, мы и имеем на улицах нашего города. Также не надо забывать, что преобразование внешнего облика города — процесс длительный, его невозможно совершить за одну ночь, уснуть в одном городе и проснуться в другом — чистом и благоустроенном.

И специфика работы сегодня совсем другая. Раньше руководитель предприятия приглашался на партийное бюро, и при этом освобождался уголок стола, куда можно было положить партийный билет. Если для этого были нужны деньги, то писалось письмо в министерство, оно давало дармовые деньги, и был такой термин "освоить деньги". Не отработать, а освоить. Сегодня проблема другая: нужно не принудить силовым методом, а убедить собственника здания, что ты свое здание должен содержать в порядке. И тем не менее этот процесс сегодня сдвинулся с мертвой точки.

Евгений Третьяков подробно рассказал о новых интересных проектах, направленных на улучшение облика Иркутска. Об этом читайте в следующем номере "Пятницы".

Метки:
Загрузка...