Устроиться в сетевой маркетинг

Журналист "Пятницы" клюнул на объявление о высокой зарплате и мгновенном карьерном росте

Стою, читаю объявления на остановке "Художественный музей": "Требуются сотрудники без опыта работы, с любым образованием, любого возраста в крупную международную корпорацию. Зарплата — 1000$". Или "Первый месяц работы — 200$, второй — 400$, третий — 2000$. Требуются энергичные люди с любым образованием, полом и возрастом, можно студенты и инвалиды". А может попасть и такой вариант: "Перспективная работа, карьерный рост, загранкомандировки, обучение за счет фирмы, требуются сотрудники. Зарплата от 20 000 рублей". И чего мы с вами паримся, иркутяне? Решаем для чего-то социальные и экономические проблемы, жалуемся, что денег нет и безработица, что бензин дорогой, ропщем на разруху, когда вот — любой может без всякого опыта и образования зарабатывать деньжищи как в США? А мы, дураки, учимся в вузах, крутимся на трех работах, а счастье-то вот оно — рядом!

Минимум информации

Начитавшись объявлений такого рода, я решил на своей шкуре проверить, насколько легок этот "бесплатный сыр". Нашел самое типичное объявление, где требовались сотрудники в международную корпорацию, и позвонил. Девушка на другом конце провода была как радистка Кэт. Никакой информации о моей будущей работе я у нее выпытать не мог. Она только упрямо повторяла, что "все расскажут на месте", и называла время собеседования. Интрига получила свое начало.

На следующий день отправился по указанному адресу. Контора находилась в самом центре города. Первое, что бросилось в глаза, — это бумажные объявления со стрелочками, указывающие, где находится искомый офис. Судя по всему, народу туда валит тьма, и дело с привлечением новых кадров поставлено на поток. Поднимаюсь к моему будущему месту работы — вокруг толпа народа — все устраиваются на работу, человек 20 сидит, как минимум! Сотрудники "корпорации" ходят с улыбками на лицах, все прилизанные, в деловых костюмах и с бейджиками.

Ко мне подошел один из них и попросил заполнить анкету. Вопросы стандартные: возраст, пол, ФИО, образование, предыдущее место работы и т.д. Заполнил и, дождавшись своей очереди, пошел на собеседование. Посадили меня за стол, и девушка (с виду похожая на школьную учительницу, судя по всему, из школы и пришла) начала собеседование со мной.

Отдать 300 рублей

Никакой информации о работе я так и не смог выведать, отговаривалась, что все расскажут на обучающих лекциях. Чувствуется — достичь великой тайны, в чем же заключается работа, не так легко. Что ж, пойдем до конца. Девушка бегло просмотрела мою анкету, паспорт даже в руки не взяла и достала контракт на обучение. Затем она робко объявила, что потребуется 300 рублей, чтобы оформить нового сотрудника — т.е. меня. Я возмущенно удивился — неужели "крупная международная корпорация", в которой сотрудники получают "тыщи баксов", не может найти 300 рублей? Объяснить этот парадокс девушка не смогла, только твердила упрямо, что все пойдет на оформление документов. Если же мне не понравится и я не пройду все обучение, то часть этих денег мне вернут.

Ну, что делать, надо же идти до конца — все-таки, что такое триста рублей по сравнению с головокружительной перспективой. Девушка взяла мои деньги и положила себе в кошелек. Я снова улыбнулся: "А как же касса? И вообще мне чек нужен". Она покраснела и начала плести невнятную чушь. Ну и черт с ними, с тремястами рублями, все-таки не может быть в этом лохотрон. Если с новых сотрудников компания и получала всего по триста рублей, то она была бы убыточной, все самое интересное впереди.

Очень международная корпорация

На следующий день пришел на лекцию. Молодой уверенный сотрудник рассказывал о наших невероятных перспективах. О сути работы ни слова. Никто ничего не знает! Кроме того, какие суммы денег мы будем получать через несколько лет. Обещали, что вскоре мы станем все руководителями, и у нас будет по целому отделу в подчинении. А зарплата вообще перевалит через все разумные пределы. Короче, кто был никем — тот станет всем! Познакомился со своими товарищами-соискателями. Студенты, пенсионеры, бывшие учителя, невостребованные специалисты — одним словом, народ без ясного будущего и с сомнительным прошлым. И никто не знает, чем мы тут будем заниматься. Класс!

Лишь на третий день сотрудники корпорации нам решили объявить, в чем заключается наша работа. Вышла старушка и начала рассказывать о товарах, которые производит наша "корпорация". Лекарства.

Что-то типа гербалайфа, только еще круче. Смысл нашей работы оказался такой — мы покупаем по бросовой цене это "чудо" у "корпорации" и перепродаем за большие деньги. Ну а спрос на наш товар будет просто огромный — ведь одной таблеткой можно вылечить чуть ли не СПИД с раком и птичьим гриппом в совокупности. После того, как мы научимся продавать эти препараты, у нас появятся собственные ученики, для которых мы будем гуру. И процент с прибыли этих учеников прямо полетит в наш карман.

Более того, скоро наши ученики станут "гуру", и у них появятся свои ученики, и процент с продаж всей этой толпы снова будет идти к нам в карман. В конце концов у нас станет столько много подчиненных, что на эти проценты можно будет покупать личные самолеты и вертолеты. Тут кто-то с задних рядов обреченно сказал: "Сетевой маркетинг!" Сотрудники закричали: "А вы хоть знаете, что такое сетевой маркетинг? А даже если это и маркетинг — что с того?!"

Но поздно — половина народа поднялась и направилась к выходу. Даже денег своих забирать не стали — было просто противно, что убили на эту глупость три дня. Но половина-то осталась — и вскоре они также будут искать новых сотрудников, читать лекции и строить свои отделы.

Как не попасть на сетевой маркетинг?

Во-первых, обратите внимание на телефон — часто это сотовый или телефон, начинающийся с девятки. Во-вторых, если есть слова "карьерный рост, обучение, перспективы" — скорее всего, "сетевуха". В-третьих, посмотрите на зарплату, которая обычно очень высока и зависит от продолжительности работы в фирме. Чаще всего в таких объявлениях пишут, что требуются сотрудники, офис-менеджеры, помощники руководителя, просто активные люди или студенты, иногда требуются помощники бизнесменам. Это как раз те самые "бизнесмены", которые дослушали лекции до конца и теперь ищут учеников.

Кто придумал сетевой маркетинг?

В 20-е годы в китайской тюрьме отбывал срок заключения американец Карл Ренборг. В тюрьме он увлекся здоровым питанием. Китайские охранники снабжали его растениями, которые он добавлял в свой рацион. Ренборг предлагал метод своего питания соседям по камере. Некоторые соглашались, а многие отказывались. Спустя некоторое время оказалось, что те, кто следовал советам Ренборга и питался по его рецептам, чувствовали себя и выглядели гораздо лучше, чем те, кто отказывался от его рекомендаций. Более того, многие из отказавшихся, просто не дожили до своего освобождения.

После выхода из тюрьмы Ренборг продолжил изучать методы извлечения питательных веществ из растений и в итоге разработал добавку к пище на основе люцерны, петрушки и водяного кресса. Для проверки эффективности добавки он предложил своим друзьям и знакомым попробовать принимать ее, однако успеха это не принесло, так как люди отказывались от приема неизвестного препарата. Тогда Ренборг решил, что будет лучше назначить за добавку какую-либо цену, тогда люди будут их употреблять хотя бы потому, что заплатили за них деньги. Вскоре его препараты начали давать первые результаты. О таинственных продуктах Ренборга пошли слухи, многие хотели их попробовать. И тогда Ренборг создал принципиально новую стратегию бизнеса. Он предложил друзьям и знакомым стать своими первыми дистрибьюторами, он объяснил им: "Предложите мои добавки своим друзьям, а после того, как они их купят, я заплачу вам комиссионные. Вашим друзьям я тоже заплачу, если они повторят ваши действия". Эту схему продаж он назвал сетевым маркетингом.

Схема заработала, и в 1934 году Ренборг создает компанию California Vitamins Inc, которую затем переименовал в Nutrilite Products. Придуманный Ренборгом принцип продаж впоследствии был позаимствован и другими компаниями. В 50-е, 70-е годы сетевой маркетинг развивался медленными темпами, а в 1975 году возникла угроза запрета сетевого маркетинга: Федеральная комиссия по торговле решила запретить деятельность этих компаний как якобы жульническую, последовало длительное расследование с привлечением огромного количества специалистов. Только в 1979 году было окончательно установлено, что сетевой маркетинг — это метод продвижения товара, приемлемый и допустимый с точки зрения закона.

В 1982 году законодательным актом был признан юридический статус "независимого дистрибьютора". Большинство штатов США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, страны Латинской Америки признали сетевой маркетинг легитимным видом бизнеса. И с этого времени начался бум.

В чем суть

Потребители продукта становятся и его распространителями. Структура любой компании сетевого маркетинга делится на уровни, по-другому, ступени маркетинг-плана. Чтобы попасть на первый уровень нужно купить продукцию компании. Обычно на 200—300 долларов. Человек становится консультантом. Тот, кто привел его в компанию, — спонсором. Компания отчисляет спонсору в среднем 10% от заработка консультанта. На практике в России большинство участников сетевого маркетинга не только не зарабатывают, а, наоборот, теряют свои деньги. Весь бизнес заканчивается после уплаты первого взноса.

Найти работу в сетевом маркетинге легко — объявлениями все остановки обклеены, в газетах целые страницы заняты предложениями сладкой жизни. Как правило, такие объявления пытаются маскировать под обычные объявления о приеме на работу. Ни одна компания не указывает, что занимается сетевым маркетингом, — иначе никто и не клюнет.

Метки:
baikalpress_id:  4 859