Одна земля — одни бурханы

Тот, кто любит путешествовать по Прибайкалью на автомобиле, знает: не побурханишь — не поедешь. Проскочил мимо святого места, поленился остановиться и капнуть, не бросил в окно хотя бы копеечку (сигарету, конфету, горстку риса) — пожалеешь. Обязательно или колесо проколешь, или еще что-нибудь похуже случится. Поэтому бывалые водители никогда не проскакивают мимо главных бурханов — святых мест, охраняемых духами. Всегда остановятся, разомнут ноги, выкурят сигаретку, сделают небольшое подношение хозяину горы или ручья, у которого расположен бурхан, мысленно попросят помощи в дальнейшей дороге.

Все это — независимо от национальности и места жительства. И для русских, и для бурят, и для всех остальных наций работают одни и те же законы, приметы, традиции. Это неудивительно: формирование единого культурного и духовного пространства в Восточной Сибири продолжается уже более 350 лет.

— С середины XVII века взаимовлияния культур идут постоянно, — объясняет кандидат исторических наук, председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Иркутской области Вадим Шахеров. — И, я думаю, не только буряты достаточно много переняли от русских, но и русские, особенно в местах компактного проживания той и другой нации.

Сегодня на территории Иркутской области и Усть-Ордынского округа находится около 900 памятников истории и культуры, порядка 400 из них — в округе. Точную цифру специалисты назвать не могут: списка всех памятников не существует. С 1993 года, когда областной Центр сохранения наследия лишился своего филиала в Усть-Ордынском округе, охраной культурного наследия там никто специально не занимался.

— Отсутствие специального государственного органа привело к тому, что памятники не попали в разные федеральные программы по реставрации, — говорит Шахеров. — И вот только сейчас наши бурятские коллеги пытаются создать отдел, который занимался бы этой большой темой.

Между тем традиционно в округе люди очень бережно относятся к собственной истории. Специалисты говорят, что нам следует многому поучиться у соседей. На территории округа существует более 150 ритуальных, сакральных для бурят мест: бариса, коновязи, другие святые уголки, даже холмы или деревья, к которым местные жители относятся очень трепетно. Все они не просто охраняются — там не производятся никакие работы, невозможно строительство, недопустимо никакое грубое вмешательство.

В то же время на территории Усть-Ордынского округа есть памятники федерального значения, которыми не занимался никто. У округа не было на это ни сил, ни средств, у области — права заниматься реставрационными работами на чужой территории. Александровский централ, через который прошло не одно поколение знаменитых революционеров, хотя и сохранился, но находится в удручающем состоянии. Большая часть этого монументального сооружения уже утрачена безвозвратно — пожарами, разрушениями. Между тем еще в 70-х годах прошлого века возникла прекрасная идея — создать в Александровске сибирский музей каторги и ссылки. Это могло бы стать уникальным туристическим маршрутом, не уступающим, к примеру, Петропавловской крепости.

Буквально в десяти-пятнадцати километрах от Александровска — село Олонки. Там сохранились могилы декабриста Владимира Раевского, его жены и сына. Сохранился и перестроенный дом декабриста, и яблоневый сад, собственноручно им когда-то посаженный. Сейчас в том доме располагается детский садик. Специалисты между тем убеждены: эта усадьба должна стать не менее привлекательным музеем, чем дома Волконских и Трубецких в Иркутске. А сами Олонки — частью уникального маршрута по области и округу "Декабристское кольцо".

Сейчас, в процессе объединения регионов, эти планы становятся осуществимыми. В нынешнем году, по словам Шахерова, из Александровского централа будет окончательно выселена психиатрическая больница, а в будущем году Комитет по охране объектов культурного наследия рассчитывает получить пять миллионов рублей на первый этап реставрации памятника. Уже в этом году начинается инвентаризация памятников Иркутской области, которая будет продолжаться в течение пяти лет. Шесть районов Усть-Ордынского округа уже включены в план инвентаризации. "От этого выиграют обе территории — мы станем богаче, — считает Вадим Шахеров. — Появятся новые возможности создания совместных проектов, которые будут активно поддерживаться Москвой".

Убежденный противник административных границ между двумя близко расположенными и, в принципе, родственными территориями, Вадим Шахеров приводит один пример. Есть такой археологический памятник — остатки древних курыканских городищ, расположенные на горе Капсал, воль реки Куды. Часть склона этой горы расположена в Иркутской области, а остальные городища — уже на территории округа. "Это пример того, — комментирует Шахеров, — как один памятник оказывается поделенным между двумя субъектами. Ведь памятники археологии сформировались в те времена, когда вообще не было никаких административных границ..."

Когда в 1999 году впервые заговорили об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского округа, иркутский социологический центр "Мнение" провел опрос. Директор центра Марина Яковенко говорит, что уже тогда люди не одобряли разделения двух субъектов и прямо отвечали на вопросы анкетеров: "Как жили бок о бок, так и дальше хотим жить". По данным того опроса, 42% населения округа были недовольны уровнем сотрудничества в области культуры. Они называли это сотрудничество "плохим и неразвитым". Старшее поколение беспокоилось о сохранении традиций, младшее — ратовало за возрождение религии. Многие молодые люди в округе пытались изучать родной язык и древнюю письменность.

— И у бурят, которые живут за пределами округа, тоже есть потребность в подобных вещах, — продолжает тему специалист по бурятским народным промыслам Анжелика Алсаткина. — В Иркутске и в Ангарске есть землячества, которые пытаются проводить досуг вместе, — ангарские, нижнеудинские, усть-ордынские буряты. У людей есть желание общаться друг с другом, знакомить своих детей, вместе отмечать национальные праздники. Возникает потребность в песне, танце, в национальном костюме, в специально написанном сценарии. Когда произойдет объединение регионов, начнется шикарный процесс обмена — дружбой, культурой, традициями. Я рассчитываю, что в ситуации укрупненного региона эта статья будет финансироваться, и это будет здорово.

Метки:
baikalpress_id:  28 239