Лисиха станет городом-садом

Архитекторы разных стран мира решали проблемы иркутского микрорайона

Мало кто из иркутян отважится сказать, что Нижняя Лисиха — это центральный район города. Все, кто хоть раз бывал там, знают, что Нижняя Лисиха — это пыль, грязь, вечные лужи. А ближе к Ангаре так и вовсе какие-то сельские задворки: бесконечные гаражи, котлованы и рытвины. Однако в ближайшем будущем все изменится — здесь появятся жилые дома с видом на Ангару, красивая набережная длиной два километра, бизнес-центры, спортивные и культурные сооружения, новые дороги и пляжи, бульвары и зеленые зоны отдыха.

Страна гаражей

В качестве проблемной площадки, где пора что-то менять, была выбрана Нижняя Лисиха. Андрей Геннадьевич объяснил, почему:

— Нижняя Лисиха — это территория в два квадратных километра. У нее очень престижное месторасположение: Лисиха находится в центральной части города, на пересечении двух главных городских магистралей (улицы Байкальской и плотины ГЭС), плюс приближенность к Ангаре. Это большая свободная площадка для градостроительного освоения.

Всем известно, что представляет собой сегодняшняя Нижняя Лисиха — постоянная грязь весной, летом и осенью (все стоки с верхней Лисихи и улицы Байкальской попадают сюда), разбитые узкие дороги, заезженные машинами дворы, разваленные пешеходные дорожки. Ближе к реке — заброшенные карьеры кирпичного завода площадью в несколько гектаров, деревянные дома и бараки без каких-либо коммуникаций, а также гаражи, занимающие 1/3 площади района.

— Я называю Лисиху страной гаражей, — смеется Андрей Геннадьевич, — их там тьма и стихийных, и оформленных в кооперативы. Масса одноэтажных коробок! Это очень неэффективное использование площади.

Пустые, но не простые пространства

По словам профессора, сегодня в Лисихе живет не более 10 тысяч человек. Жилые дома занимают лишь 30% площади района, тогда как ее возможности позволяют заселить сюда 40—50 тысяч человек.

— Освободившиеся от кирпичного завода территории и неэффективно используемые под гаражи площади представляют собой колоссальный резерв для повышения градостроительного статуса в этой части города, — уверен Андрей Геннадьевич, — так что эта площадка очень престижная, и есть инвесторы, готовые вложить деньги. Ну а пока здесь работают только две строительные фирмы.

К сожалению, при массе плюсов район имеет и свои минусы. Профессор объяснил, что территория Лисихи нарушена карьерами и гаражами. Именно они мешают простому в архитектурном смысле решению.

Будем строить над гаражами!

Если строить тут, то надо в первую очередь решать вопрос с гаражами и их владельцами. Следует учесть, что рыночная цена гаража — примерно 200 тысяч рублей. Так что администрация города просто не найдет лишних денег на выплату компенсаций владельцам. В добавок ко всему многие хозяева наверняка не захотят терять гаражи с подвалами, к тому же расположенные рядом с их домами.

Поэтому проектировщики искали такой вариант, который устроил бы всех — и город, и владельцев гаражей, и застройщиков и по деньгам был бы наиболее выгодным.

— Был предложен следующий проект: гаражи никто не трогает, создается платформа над ними, которая устанавливается на колонны, и уже на ней строится объект, к примеру деловой центр городского значения, — рассказывает Андрей Большаков. — Технически это вполне возможно. Не пострадают ни гаражи (за счет установки систем вентиляции, аэрации и т.д.), ни постройка над ними.

К слову, такие проекты уже неоднократно были осуществлены за границей и в России, достаточно вспомнить "Охотный ряд" в Москве. Платформы, в которых пространственно разделяются транзитный транспорт, многоместные многоуровневые гаражи-стоянки и общественные жилые комплексы, построены во многих городах мира. Вопрос о том, что под платформой будет некомфортное или даже криминогенное пространство, зависит от конкретного решения по обеспечению этого пространства светом, вентиляцией, благоустройством. Так, подземное пространство "Охотного ряда" в Москве выглядит весьма убедительно в этом смысле.

Споры о береге: магистраль или пляж?

Плюсы нахождения у берега реки, думаю, никому объяснять не надо — окна с видом на Ангару мечтают иметь многие иркутяне. Разговор лишь о том, как будет выглядеть этот берег и что именно будет находиться в непосредственной близости от воды.

По одному плану, который рассматривается уже несколько лет, по пойме реки должна проходить транзитная дорога, которая частично разгрузит многострадальную Байкальскую. В настоящее время здесь имеется грунтовая дорога, по которой движется транспорт к строящемуся мосту. Власти желали бы на этом месте проложить асфальт — тогда дорога соединяла бы новый мост с плотиной. Однако проектировщики Лисихи видят берег совсем иначе.

— Во-первых, никакого транспортного решения в идее прокладки по берегу Ангары дороги не содержится. Ведь выходить она будет на кольцо у плотины, которое и без того перегружено. Присоединить к нему еще один выход — это все равно что к маленькому кранчику подвести большую трубу: толку не будет, — настойчиво отрицает идею властей архитектор.

По мнению участников Зимнего университета, берег Ангары нужно превратить в зону отдыха, и это будет самое правильное использование такого богатства: очистить дно, облагородить берега, сделать пляжные зоны, посадить деревья, разбить парк, сделать бульвар.

О том, что дорога все-таки нужна, на сессии не забыли и предложили проложить ее подальше от берега, то есть выше, примерно на уровне улицы Дальневосточной. Там ее совершенно обоснованно наметили и в ранее выполненных градостроительных документах - в генеральном плане города и проектах планировки данного района.

Лисиха не будет спальным районом

Андрей Геннадьевич сделал акцент на том, что Лисиха не должна быть спальным районом, учитывая все те плюсы, которые имеет эта площадь:

— Эта территория важна для всего города, а не только для местных жителей. Лисиха обладает колоссальными ресурсами, которые нужно использовать. Бесспорно, здесь должны появиться объекты общегородского назначения.

В ближайшем будущем администрация города объявит конкурс на лучший проект планировки территории Лисихи. Остается надеяться, что после публичного признания успешности сессии Градостроительного университета нашими властями проект на попадет под сукно и опыт университета будет учтен.

О дороге и генеральном плане

Еще одна дорожная проблема была затронута на сессии: как соединить аэропорт и кольцо на Ушаковке у Знаменского монастыря.

По одному из генеральных планов Иркутска, дорога должна пройти по диагонали от аэропорта, через жилые постройки и Ушаковку. Денег на осуществление такого проекта нужно очень много: на мост через Ушаковку, на расселение жителей, через дома которых должно пройти полотно, и т.д.

Участники предложили более мягкое решение: проложить трассу через реку по тому месту, где нет строений, на улицу Баррикад. Эта дорога, уверены градостроители, будет не хуже "диагональной" и щадящей для окружающей среды.

На защите проекта развития Лисихи присутствовали мэр Иркутска господин Якубовский и губернатор области господин Тишанин. Все идеи Зимнего градостроительного университета им понравились. Как будет изменяться район, теперь зависит от них.

Дивный город

По проекту, признанному лучшим на сессии Зимнего градостроительного университета, Нижняя Лисиха из страны гаражей должна превратиться в дивный город. Здесь появятся жилые дома с видом на Ангару, красивая набережная длиной 2 километра, бизнес-центры, спортивные и культурные сооружения, новые дороги и пляжи, бульвары и зеленые зоны отдыха.

Метки:
baikalpress_id:  28 230