Жизнь взаймы

"Долг отдается и считается таковым только в том случае, если он считается долгом для самого должника", — уверен доцент факультета психологии Иркутского государственного университета, психолог Сергей Анатольевич Бышляго.

Долг чести и все остальное

— Вы не находите, Сергей Анатольевич, что последнее время мы говорим только о деньгах, деньгах и долгах?

— Деньги любят счет, а человеческие отношения тем более, но "своя рука — владыка", и, как правило, счет мы склонны с большей вероятностью предоставлять другим, нежели думать о своих долгах кому-то. Потому что берешь чужие на время, отдаешь — свои и навсегда. Долг — это понятие слишком социальное и очень редко согласуется с нашей индивидуальной системой ценностей, потому что долг всегда к чему-то обязывает, а мы сами не склонны обязывать себя к чему-либо, а если и склонны создавать долги, то только внутри себя, а не для кого-либо. Есть как бы две системы долгов — как две системы координат: для себя и для всех остальных. Для себя — это долг чести, такой "карточный" долг, то, ради чего мы согласны пойти или вызвать на дуэль.

— Разве не любой долг — это долг чести?

— Нет, долг чести — это только тот долг, который мы сами считаем долгом, только мы сами и определяем... А все остальное — это так, это игра, это для поддержания собственного статуса, или еще для того, чтобы не огорчать окружающих, чтобы соответствовать правилам.

— А внутренний долг?

— Внутренний долг — это очень лично, очень индивидуально, а внешний долг — это игровой компонент. Это в девятнадцатом веке долг чести — это и внутренний, и внешний долг, это было одно целое. А сейчас понятие долга — это бифокальная система, даже мультифокальная.

— Переведите, пожалуйста, Сергей Анатольевич!

— Би — это "два", фокаль - "фокус".

— Многовариантная возможность взгляда?

— Нет, многовариантная возможность соскальзывания от ответственности. Но с времен девятнадцатого века ничего не изменилось — либо ты поступил хорошо, либо нехорошо. Просто сейчас появилось огромное количество обоснований, почему ты поступил нехорошо, и внутренне человек стал более продвинутым в плане объяснений самому себе — почему он поступил так или иначе.

— Человек стал юрким и хитрым?

— Наверное. Может быть, потому что раньше решала все дуэль? А сейчас — либо спрячь фигу в карман, либо стань отморозком. Так проще и безопаснее решать проблему долгов — как внутренних, так и внешних.

Проанализировать отношения

Любовь : "Постоянно даю взаймы, могу отдать последние деньги, причем знаю, что человек может не отдать в срок или вообще не отдать, муж даже не знает, какие суммы гуляют на руках у знакомых".

— Люба, а вы не пробовали хоть раз сказать "нет"? Сказать, что вам это не нравится? Ну а если нравится — это другой вопрос. И все-таки я думаю, что ваша проблема не в том, что вы не можете отказать, а в том, что ваши действия оцениваются берущими у вас в долг с недостаточной степенью благодарности, слишком приглушенно. То есть, по сути, речь идет не о возвращении выданной суммы, а о неадекватной реакции на ваш альтруизм. Ведь, Люба, согласитесь, что коль сумма, ссуженная вами знакомым, друзьям и прочим, особенно не сказывается на семейном бюджете, то значит, что эта сумма не столь значительна в денежном эквиваленте, но она значительна в эквиваленте благодарности. Поэтому вопрос скорее не в том, сколько вы одалживаете хорошо или не очень хорошо знакомым людям, а в их неумении поблагодарить вас адекватно и по-человечески. И весь вопрос упирается не в денежный эквивалент взаимоотношений, а в сугубо психологический. И это очень серьезный фактор, который должен вас заставить наконец задуматься и проанализировать ваши реальные отношения, Люба, с вашим окружением.

Третьего не дано

Андрей : "Дал в долг товарищу денег на покупку машины сроком на два месяца, а он попал в аварию, виноват сам, так что никакой страховки. Денег взять ему неоткуда, просит подождать, а у меня не хватает духу жене рассказать обо всем, брал ведь тайком, мы копили на дачу".

— Андрей, ваша ситуация — это пробный камень вашей дружбы с товарищем, друг, он и в аварии друг. Одно из двух: либо вы ему доверяете до конца и держите его сторону с учетом неблагоприятно сложившихся для вас обоих обстоятельств, либо вы начинаете мелочную судебную тяжбу, которая тактически, возможно, и оправдает вас в глазах жены, но это еще не факт. Андрей, либо ваш друг — вам друг, и вы держите марку до конца, либо нет. Третьего не дано.

Жить по-европейски

Альбина : "Постоянно живу в долг, хотя ничего крупного не покупаю. Занимаю, отдаю, опять занимаю. Загорелось кофту купить за пять тысяч, влезаю в долги, но покупаю. И так всю жизнь, чувствую, что уже устала, трачу ведь в основном на шмотки. Беру, беру, отдаю, перезанимаю".

— Альбина, весь мир живет в долг, даже самые высокоразвитые страны склонны занимать баснословные суммы у Международного валютного фонда и по этому поводу не комплексуют. Были бы силы и возможности отдавать. А если вы чувствуете себя полноценным человеком, то в чем проблема? Многие ведь не могут себе позволить и этого. Ведь, обратите внимание, в долг дают только человеку, который в состоянии погасить вложенное, таких людей не так много. И если вам жизнь в разных своих проявлениях дает карт-бланш, значит, у вас существует кредит доверия. А ведь кредит доверия — это самая большая ценность, которая только и может быть востребована в рамках сообщества людей. Ведь залог взаимоотношений между партнерами, как в личной жизни, так и в общественной, — это только доверие. И, Альбина, если вам доверяют, то это здорово. Многим ведь нельзя и пяти копеек доверить. Поэтому не комплексуйте и продолжайте жить по-европейски.

Почему за ваш счет?

Надежда : "Работаю главным бухгалтером на предприятии, и позиция руководителя — все брать в долг. Когда выходят договорные сроки, он всех контактов с поставщиками начинает избегать, врет, прячется, отдает деньги в конце квартала, в конце года. А оправдываться, унижаться, просить отсрочку, извиняться приходится мне, сама чувствую себя при этом отвратительно".

— Надежда, зерен не бывает без плевел, не бывает идеальной работы без негативного антуража — иначе это будет утопия под названием Город солнца. Но если возникает такой негативный аспект в вашей жизнедеятельности, который ни в коем случае не зависит от вас и который определяется в полном объеме личностью вашего начальника, то вам, как человеку, которого это беспокоит, не последнему в организации человеку, но вынужденному разгребать результаты инфантильного руководства начальника, нужно бы было впрямую обсудить эту проблему с человеком, который вас подставляет, и определить и для него, и для себя — кому и зачем это надо? Он хочет казаться самым умным, но почему за ваш счет?

Менять на ходу

Евгения : "Вот мы с мужем, когда берем в долг у моих родителей, можем не отдавать или отдавать деньги годами, а когда приходится брать у свекрови, то муж бежит и занимать, и перезанимать, чтоб только вернуть в срок. Получается, что его родители — на первом месте, а мои, скромные, могут и подождать. В доме из-за этого постоянные скандалы, меня такая ситуация очень обижает".

— Ваша ситуация, Евгения, — это ситуация двойных стандартов. Это производное от того, кто является ведущим, а кто ведомым в семье. Есть же выражение: "Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку". Я думаю, что истоки данного противоречия кроются в самом начале супружеских взаимоотношений, поэтому, Евгения, вам уже пора как-то начать говорить с мужем — почему так складывается ситуация с долгами? Не со свекровью, а с мужем. Почему возникли различия в степени ответственности из-за этих долгов? Речь идет о следствии, а не о причине такого положения. Поэтому это вопрос не к кому-то, это вопрос самому близкому человеку — почему так, ведь это же обидно? И если это обидно, то это требует коррекции решения. И если ваш муж в состоянии понять вашу озабоченность, тогда проблема, в принципе, решаема. А если нет — то нет. Тогда это нужно принимать как сложившийся факт взаимоотношений между вами и вашими родителями. Но здесь нужно принять во внимание эффект первичности, исходя из которого как вы строили отношения с самого начала, так они и складываются. Поэтому если мы что-то начинаем менять на ходу, то усилий это требует гораздо больших. Это философский вопрос — переделывать всегда сложнее, чем создавать.

Вам решать

Татьяна : "Сейчас очень много рекламы появилось: и как в ипотеку вступить, и как что купить в кредит. Очень много соблазнов. Мы молодая семья, оба работаем, но, когда муж предлагает что-то купить в кредит, я начинаю опасаться — а сможем ли рассчитаться. С одной стороны, хочется и пожить красиво, пока молодые, а я боюсь. Мы с мужем ссоримся на этой почве постоянно — из-за этих моих страхов жить в долг".

— А почему, Татьяна? Не бойтесь! Ведь все начинали с неуверенности, любое начало предполагает отсутствие опыта, опыт — дело наживное. Если в вашем окружении есть люди, которые уже прошли этот пугающий вас путь, значит, это можно, значит, это не так страшно. Лиха беда начало! Мы все с чего-то начинаем, и, по мнению психологов, успех любого начинания часто гарантируется не более чем 20% необходимой информации о предстоящем деле. Кстати, в случае превышения этого процента возникнет другая опасность, которая называется паралич действия. Значит, вывод — либо мы действуем, рискуем и набираемся опыта, либо — ждем и накапливаем информацию. И потом, возможно, сожалеем о нереализованной в прошлом возможности. Вам решать, Татьяна.

Бойтесь доморощенных "философов"

— Сергей Анатольевич, как не бояться слова "долги"?

— Вот опять же мой любимый Фоменко: "Долги отдают только трусы". К долгам нужно относиться философски — ведь все зависит от степени соотношений двух систем координат. Долг отдается и считается таковым только в том случае, если он считается долгом для самого должника. То есть вы можете не бояться давать взаймы человеку, для которого ощущение обязательств возвращения будет органично его внутреннему миру, а если внутренняя обязательность не является его достоинством, то лучше не рисковать, потому что возвращение долга такой человек может посчитать "мелочностью" и предпочтет оказаться "выше" возвращения долгов вам. Поэтому и бойтесь таких доморощенных "философов", размышляющих на тему — отдавать или нет долги.

Метки:
baikalpress_id:  28 179