Что это было?

В минувший понедельник водители маршруток перекрыли движение транспорта в сквере имени Кирова

Слухи о том, что стоимость проезда в иркутских маршрутках может повыситься, впервые появились в конце прошлого года. Маршрутчики заявили, что, если цена останется на прежнем уровне, они готовы объявить недельную забастовку или перекрыть центральные улицы. Тогда власти не восприняли эту угрозу всерьез. "Никто не посмеет бастовать. Пассажиры просто уйдут на пятирублевые автобусы", — сказал председатель Комитета цен Иркутской области Павел Прощук. И вот на этой неделе гром все-таки грянул.

Забастовщиков поили водкой и давали деньги

"В понедельник машины стояли в два ряда от здания лингвистического университета до мэрии, — рассказывают очевидцы. — Забастовщики останавливали другие маршруты и требовали высадить пассажиров. Одна женщина стала плакать, говорила, что опаздывает на самолет. Но всем было наплевать".

Больше всех пострадали жители микрорайонов Университетский, Первомайский и Синюшина Гора — среди забастовщиков чаще других встречались водители маршрутов N 10, 48 и 45.

По словам членов Иркутской ассоциации частных перевозчиков, они ничего не знали о готовящейся забастовке. "Утром водители всех маршрутов, как обычно, получили путевые листы и уехали развозить пассажиров. Но уже через два часа они устроили несанкционированную акцию протеста", — рассказывали они журналистам. По мнению члена ассоциации Алексея Колмакова, забастовка водителей — "кем-то спланированная провокация". Между собой старшие по маршрутам говорили, что организаторы акции протеста раздавали участникам забастовки деньги и водку. Одного попавшего под эту раздачу я видела собственными глазами — он пытался улечься спать прямо под забором мэрии.

Никто с голода не пухнет

Тем временем председатель Комитета по городскому обустройству мэрии Олег Шандрук собрал на экстренное совещание членов ассоциации. "То, что случилось, очень неприятно. Нам пришлось подключать сотрудников ГАИ. Не исключаю, что этой забастовкой займется прокуратура. На пассажирских перевозках это происшествие никак не отразится — мы подключим муниципальные автобусы и переориентируем такси с других маршрутов".

Несмотря на заверения Олега Шандрука, забастовка все-таки отразилась на пассажирах. Ведь и на следующий день жители спальных микрорайонов с большим трудом добирались в центр города. А на некоторых маршрутах водители требовали двенадцать рублей за проезд. "Забастовка продолжается, и ее масштабы будут разрастаться. Те, кто во вторник хотел выйти на линию, просто не смогли этого сделать — забастовщики прокалывали им колеса и разбивали стекла. Своим водителям я посоветовал поставить машины в гараж. Возить людей в такой обстановке было просто опасно", — рассказал "Пятнице" один из старших по маршруту, по понятным причинам пожелавший остаться неизвестным.

Он также рассказал, что уверения маршрутчиков в том, что сейчас они работают себе в убыток, не соответствуют действительности: "Это все ерунда. Прибыль есть, но она минимальная, не то что шесть лет назад. Хотя от голода все равно никто не пухнет. Например, летом многие водители зарабатывают на перевозках иностранцев на Байкал. Можно заработать до трех тысяч рублей в день".

Водителей довели до отчаяния

Тем не менее маршрутчики говорят о том, что водители доведены до отчаяния. "Многие уже сменили этот бизнес на другой — уходят в грузоперевозки, где работать намного выгоднее. Если власть не пойдет нам навстречу, отток будет продолжаться. Уже сейчас водителями на многих маршрутах работают узбеки и кавказцы. А ведь большинство из них совсем плохо знают город и почти не говорят по-русски", — высказывает свое мнение председатель некоммерческого партнерства "Маршрут" Ирина Орлова.

На все эти доводы областной Комитет цен отвечает, что частники до сих пор не могут предоставить экономического обоснования, которое требуется для повышения цен. "Пока ни один предприниматель не предоставил нам необходимые документы. На основании чего мы будем повышать цену? Обоснование типа "у меня жена и двое детей", которое недавно нам привезли от владельцев маршрута из области, не является доказательством убыточности перевозок", — заявил на встрече с членами ассоциации Павел Прощук.

По расчетам областного Комитета цен, сейчас стоимость одного пассажирокилометра (цена, которую каждый пассажир должен заплатить за километр пути. — Авт.) составляет 83,5 копейки. Среднее расстояние перевозок — 9,75 километра. Умножаем и получаем чуть больше восьми рублей. То есть существующая цена является оптимальной.

Но маршрутчики с этим не согласны. Они говорят, что самый короткий маршрут по Иркутску — семнадцать километров. Если прибавить сюда налоги, зарплату водителю, медику и механику, замену запчастей — получается гораздо большая сумма.

Сейчас члены ассоциации и городские власти договорились действовать вместе. "Ассоциация создана, и мы вместе тянем эту лямку. Я дам распоряжение отделу транспорта и связи помочь предпринимателям составить экономические расчеты", — сказал Олег Шандрук. При этом он подчеркнул, что, пока не будет четкого обоснования затрат, ни о каком увеличении стоимости проезда в маршрутных такси речи идти не будет. Более того, за самовольное повышение тарифа предпринимателям грозит административное наказание в виде штрафа от двух до двух с половиной тысяч рублей с водителя, от четырех до пяти тысяч рублей — с предпринимателя и от сорока до пятидесяти тысяч рублей — с юридического лица.

Проще дать взятку

После встречи с властью мне вновь удалось поговорить с некоторыми членами ассоциации.

"Если нам снова откажут в повышении тарифов, значит, здесь замешана политика, и бороться с этим бесполезно. Может быть, проще кому-нибудь дать взятку?" — рассуждают они.

Пока маршрутчики бастовали, мне пришлось ехать в муниципальном автобусе, стоя в толпе разъяренных, уставших после работы пассажиров. Получив несколько раз локтями в бок и еле-еле выдернув сумку, зажатую непонятно где и кем, я поняла, что готова платить за проезд и десять, и двенадцать, и даже пятнадцать рублей, лишь бы ездить с комфортом.

Почему маршрутчики не могут поднять цену самовольно

Постановлением правительства РФ право устанавливать предельно допустимую стоимость проезда в маршрутных такси отдано местным властям. В Иркутске она составляет 8 рублей. Областной Комитет цен может увеличить эту сумму, если перевозчики предоставят экономическое обоснование такого повышения.

Народное творчество маршрутчиков

Еженедельник "Пятница" уже неоднократно рассказывал о том, что среди маршрутчиков Иркутска, по сути, формируется своя культура. Водители микроавтобусов любят песни в стиле шансон, у них свой стиль в одежде, оформление салона автомобиля у них также специфическое.

Автобус как подбитый самолет

Последняя тенденция: маршрутчики стали изобретать свои способы оформления автомобиля. Раньше дело ограничивалось лишь яркими фразами на наклейках: "Хочешь выйти, кричи громче!", "Здесь сорят только ослы", "Водитель не останавливает где-нибудь здесь" и т.д. Иркутяне всегда обращают внимание на такие надписи, тем более что в дороге часто больше делать нечего.

Но вот в иркутских маршрутках стали появляться уникальные фишки. Читатели нашей газеты отправили нам фотографию, сделанную в маршрутке N 37 Ново-Ленино — Центральный рынок. Водитель повесил в машине массивный портрет Владимира Высоцкого и большой отрывок из его песни.

— Я успел сфотографировать это маршрутное творчество, когда ехал к друзьям в Ново-Ленино, — говорит наш постоянный читатель Виктор. — Мне кажется, это здорово, что водители относятся к своему делу с огоньком!

Самое любопытное, что из большого репертуара Владимира Высоцкого водитель выбрал слова из песни "Як-истребитель". Как известно, эта песня написана от лица подбитого самолета, который не любит своего летчика и считает, что именно он несет "мир вашему дому".

Еженедельник "Пятница" приглашает водителей общественного транспорта (и его пассажиров) рассказать о необычных способах "скрашивания времени в дороге". Звоните по телефону 20-60-80.

Метки:
baikalpress_id:  4 686